Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ДАТЬ КАДРЫ ВСЕМ УЧАСТКАМ СОЦСТРОИТЕЛЬСТВА




 

Вопрос о выборе профессии – один из важнейших вопросов. Каждый человек дает максимум того, что он может дать, если он работает в той области, которая его наиболее интересует и где наиболее полно могут развиться его природные дарования. Конечно, бывают моменты, когда приходится делать и мало интересующее дело. Но правильно поют комсомольцы: «Если надо, если нужно, то и юность отдадим». На то они и комсомольцы. Не только поют, но и делают.

Но было бы нелепо, если бы, как правило, игнорировались одаренность и интерес к делу назначаемого на ту или другую работу молодого парня или молодой девушки. А это бывает. За последние месяцы через мои руки прошел ряд писем, говорящих о недопустимых извращениях. Было письмо крестьянки, которая жаловалась, что присудили взыскать с нее какую-то крупную сумму, что-то свыше тысячи рублей, за то, что ее дочь, проучившись год или два в ФЗУ, ушла учительствовать. Зато было не одно, а много писем, в которых жаловались на то, что их силком держат на учительских должностях, задерживая их документы, рассчитывая, ясно, на то, что «стерпится – слюбится».

Само собой, это – недопустимые вещи, и были приняты меры к ликвидации этих бюрократических перегибов. Но группе комсомольцев, которая вопила, что их держат на учительской работе, я, грешным делом, написала сердитое письмо, наворчала на ребят, что они бегут с такого важнейшего фронта, как культурный, не понимают, какое громадное значение имеет в данный момент работа в школе.

Сейчас молодежь вся стремится в производство. Это мода, все хотят стать слесарями, токарями и пр. В так называемые интеллигентские профессии идут неохотно. Тут сказывается, с одной стороны, и романтика строительства крупных предприятий, захватывает, увлекает молодежь строительство гигантов, увлекает соцсоревнование, веселее работать в налаженном заводском коллективе. В интеллигентских профессиях коллективы более расплывчаты, часто приходится работать в одиночку. А потом, работаешь на заводе – значит, пролетарий; пролетариат – ведущий класс, перед которым задача – преобразовывать мир. А врачи, профессора, учителя, кооператоры – «Какова была их роль в Октябрьской революции? Колеблющаяся мелкая буржуазия», – рассуждают комсомольцы. Играет известную роль и то, что положение рабочего класса сейчас лучше гораздо, чем положение врача, учителя и т. д. Играет роль и то, что рабочему, как говорилось в старину, теперь легче «выйти в люди», поступить в вуз, занять известное положение.

Однако ни на минуту нельзя забывать, что мы живем в стране строящегося социализма: Постройка гигантов, автомобильных и тракторных заводов, Днепростроев, Магнитостроев и пр. – это лишь предпосылка строительства социализма, его фундамент, предпосылка необходимая, но недостаточная. Социализм – это новый уклад, это светлая жизнь, вся организованная на началах коллективизма.

18 декабря 1919 г. Ленин писал привет питерской молодежи в первый номер «Смены»: «Приветствую рабоче-крестьянскую молодежь Петроградской губернии в дни проведения красной недели.

Усиливайте, юные товарищи, вашу работу в этом направлении, чтобы со свежими молодыми силами приняться за устройство новой, светлой жизни»[81].

Месяц спустя Владимир Ильич говорил рабочим и красноармейцам Пресненского района: «Мы начали великую войну, которую мы нескоро окончим: это – бескровная борьба трудовых армий против голода, холода и сыпняка, – за просвещенную, светлую, сытую и здоровую Россию, но мы кончим эту войну такой же решительной победой, какой окончили и борьбу против белогвардейцев»[82].

Комсомольцы знают эти слова Владимира Ильича, по инициативе комсомольцев начат был культпоход и достигнут огромный сдвиг в деле ликвидации неграмотности. Но разве только в ликвидации неграмотности дело? Нужна громадная работа в области культуры, и в области здравоохранения, и в области кооперации, питания и пр., не говоря уже о различных областях науки. Нужна борьба за весь глубокий строй социализма.

Но можно ли провести ее без кадров? Возьмем пример. Комсомол делает не мало, чтобы продвинуть книгу в деревню. Но надо сделать еще больше. Библиотечное дело требует очень большой квалификации, прекрасного знания литературы вообще, коммунистической – в частности, требует знания, чем в данную минуту масса интересуется, требует уважения к запросам читателя. Почитайте «Мои университеты» М. Горького, и вы увидите, как умел Горький из буржуазной литературы извлекать то, что нужно знать было ему, пролетарию. Мы должны открыть массам широчайший доступ к книге, к знаниям, помочь им впитать в себя, переработать все то, что пережито, что добыто человечеством. Но нам нужен до зарезу новый библиотекарь – коммунист. С наличным составом библиотекарей мы не справимся с библиотечным делом. На каждом шагу мы наталкиваемся прямо на чудовищные вещи: изымают статьи Ленина о продналоге, как «устаревшие», изымают «Коммунистический манифест», все книги по философии и т. п.

Но мало быть комсомольцем, надо иметь знания, надо упорно учиться, не думать, что оттого, что ты комсомолец, ты все уже от природы знаешь. Нам нужны свои широко образованные библиотекари – не один, не два, а тысячи. Масса стала грамотной, ей нужна широчайшая сеть библиотек. Но кто из комсомольцев идет в библиотекари? Разве уж какая-нибудь забубённая головушка, не знающая, куда голову приклонить... Из того, что библиотекарь получает заработную плату ниже заработной платы учителя, не снабжается, что его все походя ругают, следует не то, что не надо идти в библиотекари, а то, что комсомол должен бороться за улучшение положения библиотекаря, роль которого растет с каждым днем в стране строящегося социализма.

Мы проводим всеобщее обучение, толкуем о коммунистическом воспитании, о воспитании всесторонне развитых людей, пишем объемистые программы, а считают ли комсомольцы делом славы, делом чести идти в учителя? Идут лишь по мобилизации.

Наша страна должна стать здоровой, сильной. Разве это возможно без врачей? А идут ли комсомольцы учиться на врача, работают ли не покладая рук над тем, чтобы овладеть всеми достижениями медицинской науки? Что-то не слыхать... Потребности населения колоссально возросли, люди хотят жить культурно, не валяться в грязи, иметь в своем распоряжении книгу, знания.'

Надо по-социалистически, по-новому организовать распределение, торговлю. А у нас кооперация сплошь и рядом не социалистическая торговля, а купцова лавочка. Нужны громадные кадры новых работников на фронте социалистического распределения. Этот фронт не менее важен, чем фронт производственный. Именно потому, что мы строим социализм, у нас страшно велик спрос на кадры интеллигентских профессий. Во всех областях знания, во всех областях науки надо растить новые кадры из нашей смены, из рядов комсомола.

Никто вместо нас социализма не построит. Ильич говорил: руками одних коммунистов коммунизм не построишь, но он же говорил о том, что надо, чтобы мы вели, а не нас вели, а то машина заведет совсем не туда, куда надо. Вести не значит командовать, приказывать. Из командования, из приказов очень часто толку выходит очень мало. Ведет тот, кто наилучшим образом знает дело, понимает его, понимает самую суть дела. Без знания дела не может быть правильного руководства. Нам нужно создать свои кадры во всех областях знания, во всех так называемых интеллигентских профессиях. Необходимо, чтобы тот энтузиазм, который охватил молодежь на фабриках и заводах, охватил молодежь, работающую и в интеллигентских профессиях. Необходимо бросить, на этот фронт лучшие силы. Но не только бросить. Необходимо, чтобы комсомол вел учет работы каждого своего члена, работающего на фронте интеллигентских профессий, не давал ослабевать связи его с рабочей массой, постоянно осуществлял бы контроль над его работой. Это очень важный момент. И в этой области, как во всех других областях труда, надо наладить соцсоревнование.

В заключение я хотела бы остановиться еще на одном вопросе. Мы идем по пути осуществления бесклассового общества. Но бесклассовое общество предполагает изжитие деления общества на «белую» и «черную» кость: на людей умственного и физического труда. Эту цель преследует наша политехническая школа. Но она не выполнит этой своей задачи, если не придет к ней помощь извне, из недр перестраивающейся жизни. Надо, чтобы, не дожидаясь результатов, которые даст школа в более или менее отдаленном будущем, лет через десять-двадцать, комсомол взялся бы сейчас за ликвидацию разделения на интеллигенцию и людей физического труда. Обстановка строящегося социализма будет все более и более способствовать этому. Надо, чтобы те комсомольцы, которые работают в области физического труда, выбирали себе добавочную профессию интеллигентскую, и наоборот. Могут быть самые различные, самые разнообразные сочетания, в зависимости от того, к чему у кого есть интерес, способности, какие профессии удобны для сочетания, дают наибольший эффект. Дело это новое. Меньше всего тут допустимо метание, бросание от одной профессии к другой. Но пролагать в этом направлении путь надо. Современная техника прямо носом толкает в такое сочетание профессий.

Со стороны комсомольцев нужна большая инициатива в этом направлении и ясно поставленная цель, настойчивое стремление к ней. Изучив одну профессию, другую, может быть, придется изучать наполовину путем самообразования, заочного обучения, в кружках, при помощи товарищей. Нужна серьезная учеба. Важен почин. Трудны будут лишь первые шаги.

1932 г.

 

О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕТСКОЙ НЕДЕЛЕ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)

 

Дорогие ребята, сейчас идет Международная детская неделя. Через месяц исполнится 15 лет существования Советской власти. Пятнадцать лет тому назад рабочие и крестьяне нашей страны под руководством Коммунистической партии с Лениным во главе прогнали помещиков и капиталистов и организовали у себя власть – власть Советов.

Это было в 1917 г. Капиталисты и помещики хотели нажиться на войне. Много миллионов народу погибло на поле битвы, много народу было ранено, попало в плен. Разорена была наша страна вконец. Каждый из вас, ребята, наверно, слышал от своих отцов и матерей, от близких людей о войне. Не под силу было терпеть дольше такие порядки. Но без партии, без крепкой организации никогда не победили бы рабочие.

Первое время было очень трудно. На подмогу себе призвали русские помещики и капиталисты иноземные войска: англичан, немцев, французов, – организовали себе на помощь чехословаков. Иностранные буржуазные правительства охотно поддерживали русских капиталистов и помещиков.

Гражданская война была у нас очень свирепая, жестокая, но она очень многому научила рабочих и крестьян. Ясно они увидали, кто их друг, кто враг. Врагов прогнали и принялись строить по-новому промышленность и сельское хозяйство, принялись учиться работать и жить по-новому.

Нельзя и сравнить нашу старую, забитую, темную, отсталую страну с теперешней. Но мы вперед глядим и знаем, как много еще остается нам сделать. Не так ли, ребята?

Наши дети не стояли в стороне от борьбы. Они принимали участие во всей этой борьбе. Ходили на демонстрации, выступали.

Я помню, как 1 Мая 1917 г. выступил на Марсовом поле 12-летний парнишка, уже работавший на заводе, и говорил: «Это наш пролетарский праздник. В этот день рабочие всех стран выходят на улицу и говорят: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Капиталисты хотят не платить нам за этот день – прогулом его считают. Мы не позволим этого капиталистам!» Тысячами выходили ребята на улицу, собирались по фабрикам и заводам и обсуждали, как им организоваться, как учиться, чтобы никто не мог их обмануть. Когда была взята власть и надо было охранять ее, совсем юная молодежь вооружилась винтовками, пошла в Красную гвардию.

Когда развернулась гражданская война, ребята тоже не стояли в стороне. Мы, старшее поколение коммунистов, ничего от ребят не скрывали, а говорили им, что им надо учиться военному делу не для того, чтобы уничтожать, грабить своих братьев – рабочих других стран, как этого хочет буржуазия, а чтобы с винтовкой в руках прогнать капиталистов и положить конец всякому угнетению, наживе за чужой счет, чтобы по-новому построить жизнь. Так говорил Ленин.

«Чертенята проклятые!» – ругали ребят белые; они ребят не жалели, расстреливали их, мучили, как больших.

Недавно приходил ко мне один красный партизан. Когда ему было 13 лет, его и 15-летнего его братишку – они в деревне жили – захватили около Хвалынска белые за то, что старший брат у них был комиссар. Посадили их в «поезд смерти» и через всю Сибирь повезли на Дальний Восток. Как скот, везли, избивали, не кормили, отцепляли вагоны и расстреливали на глазах у ребят сотни захваченных в плен взрослых. Ребята все это видели. А потом повезли их назад, в тюрьму засадили. Красный партизан описал это свое путешествие, и нельзя без волнения читать эти строки. Много я слышала таких рассказов. Это только в книжках буржуазия пишет: «Не надо втягивать детой в политику», – а когда до дела доходит, то их не жалеют.

Много горя хлебнула в гражданскую войну детвора наша. Видели дети, как разоряли страну белые, выжигали целые села, убивали их близких. Была я в 1919 г. на Каме, на Бондюжском заводе. Только что перед этим были там белые. Они пришли в клуб подростков и всех там находившихся ребят – много их там было – перестреляли. А те ребята рабочих, что в живых остались, как только ушли белые, вновь устроили клуб, красное знамя там повесили и клятву дали – бороться за рабочее дело.

Теперешние старшие школьники и пионеры были совсем малышами, когда была гражданская война. Но им надо хорошо знать, как было дело. Надо расспрашивать про нее ее участников, красноармейцев, красных партизан; надо читать про то, как отстаивали свою Советскую власть рабочие и крестьяне. В Международную детскую неделю надо, чтобы наши ребята рассказывали ребятам других стран о Великой Октябрьской революции и о гражданской войне. Им это надо знать. У них ведь у власти еще капиталисты.

Когда прогнали рабочие и крестьяне нашей страны помещиков и капиталистов, принялись они своими руками строить фабрики и заводы, мосты и каналы, прокладывать дороги, изготовлять тракторы и другие сельскохозяйственные машины. Стали объединяться крестьяне в колхозы, по-новому ставить хозяйство. Страна наша совсем иначе сейчас выглядит, чем 15 лет назад. Не даром все это далось. Много напряженного труда стоило. Наши ребята – школьники, пионеры, мальчики и девчата – примкнули к этой великой стройке. «Мы – молодая гвардия рабочих и крестьян», – пели они и детскими руками, как умели и могли, помогали взрослым. Они многому научились на этой работе и загорелись еще большим желанием учиться.

Наши ребята понимают, что им нужно знание. Без знания новой жизни не построишь. Знание – сила. И потому помещики и капиталисты своих детей учили, хорошо и многому учили, а детей рабочих и крестьян не учили даже читать и писать, а вздором всяким голову им забивали. Разве бывали у богачей безграмотные дети?

Дружно, помогая друг другу, берутся наши ребята за учебу, знания хотят взять с бою. Для этого надо много силы воли. Барские ребята были балованными ребятами, во всем у них разгильдяйство было, баловство всякое, каждому барчонку все услуживали. Но разве такими могут быть наши дети? Каждый из них должен иметь крепкую волю к труду и знанию.

Наши ребята теперь учатся брать знания с бою. И они скажут в Международную детскую неделю ребятам других стран: «Не слушайте, ребята, того, что вам внушают ваши враги; учитесь сами тому, что вам надо, чтобы победить!»

Ленин крепко надеялся, что наше молодое поколение вырастет сильным, знающим и дело, начатое их отцами и матерями, доведет до конца.

К борьбе за рабочее дело будьте готовы!

1932 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты