КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ КОМСОМОЛА В ОБЛАСТИ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ
Наша молодежь во главе с комсомолом, под руководством партии строит социализм, вкладывает в это дело громадную энергию, громадный энтузиазм. Но на каждом шагу она чувствует, что недостает ей знаний. Строительство социализма заключается ведь, как всякий знает, не только в строительстве фабрик и заводов, громадных домов и других зданий. Строительство социализма – боевая задача. Это – борьба, как говорил Ильич, за весь строй социализма. Тут и борьба за плановую, социалистическую организацию производства, тут и борьба за социалистическое распределение, за коммунистическое отношение к труду, к общественному имуществу, за углубление понимания коллективизма, за новые взаимоотношения между людьми, и развернутая на всех этих фронтах борьба с мелкособственнической, мелкобуржуазной идеологией, борьба за проведение в жизнь основ учения Маркса – Ленина. Это очень сложная борьба, во много раз более сложная, чем борьба с царизмом, борьба за свержение власти помещиков и капиталистов. И эта борьба требует от каждого борца за социализм серьезнейших знаний, умения прилагать эти знания к жизни, требует основательного знания и понимания марксизма-ленинизма, умения работать его методами, пропитывать его духом всю работу. За овладение знаниями должен бороться комсомол. Но надо учитывать общий культурный уровень нашей страны. За 15 лет революции массы культурно чрезвычайно выросли. Но надо учесть, что у нас грамотных на лучший конец лишь 90%, что очень широкие слои населения не владеют еще знанием даже в объеме четырехлетки и что тут необходима самая серьезная учеба. Комсомол должен вести борьбу за овладение знанием не только в рядах комсомола, но и среди всей молодежи. Не менее важно вооружать всю молодежь умением самостоятельно учиться, самостоятельно приобретать знания, работая над книгой, пользуясь библиотекой, заочными курсами, радио. Дать программы самостоятельной учебы, дать программы самых разнообразных кружков – одна из самых очередных задач. Борьба за правильное развитие широкой библиотечной сети, за правильное снабжение ее, за широкое развитие изб-читален и других видов массовых библиотек – кровное дело комсомола. Но он не должен тут обособляться, а должен примкнуть к общей работе. Я хотела бы остановиться на одном вопросе – это на методах общеобразовательной работы. Часто говорят, что школы молодежи должны повернуться лицом к производству. Это верно. Книжки для малограмотных, материал для самообразовательной работы должны быть тесно увязаны с производительным трудом учащихся. Но что это должна быть за увязка? Некоторые полагают, что увязка уже налицо, если в тексте книжек упоминаются слова «завод», «блюминг», «трактор». Другие считают, что «лицом к производству» – это значит лицом к узкой профессии, которой занимается учащийся. Они забывают, что общеобразовательные школы, общеобразовательные курсы должны вооружать учащихся взрослых широким политехническим кругозором, как это особо резко подчеркивал Ленин. Ильич говорил о политехническом образовании еще в 90-х годах, но особенно начал напирать он на это дело, когда мы подошли к 1920–1921 гг. вплотную к вопросу о плановом хозяйстве. Плановость народного хозяйства – это одно из коренных отличий социалистического хозяйства от хозяйства капиталистического, где все построено на конкуренции, на наживе. В капиталистических странах планового хозяйства не построить. Народное хозяйство строится руками миллионов. И необходимо, чтобы эти миллионы были сознательными строителями планового хозяйства, ясно понимали взаимосвязь между добывающей и обрабатывающей промышленностью, между различными отраслями производства, какая промышленность и почему является ведущей. Надо, чтобы массы понимали, как развивается все хозяйство в целом, знали, какие сейчас стоят перед ними ударные задачи. Наши газеты, соцсоревнование и ударничество, борьба за промфинпланы – все это поднимает сознательное отношение масс к труду и облегчает политехническую пропаганду, вовлечение масс в сознательное строительство планового, социалистического хозяйства. Надо добиваться того, чтобы каждый комсомолец был вооружен определенным политехническим кругозором. Тогда он лучше поймет хозяйственные задачи и того предприятия, где он работает. Другая задача – во всей учебной, пропагандистской и агитационной политпросветской работе уметь увязывать текущие задачи строительства с основными положениями учения Маркса и Ленина. Эта увязка – именно то, на что должен сейчас обратить особое внимание комсомол. Комсомол должен овладеть методом пропаганды и агитации, которым пользовалась партия с самого начала своего возникновения и который оправдан целиком и полностью всем ходом борьбы. Пропагандист начинал с непосредственных нужд рабочего, с того, что рабочего в данную минуту более всего волновало, и показывал, как этот факт органически связан со всем капиталистическим строем. От борьбы за выдачу кипятка на заводе подводили к необходимости борьбы за социализм. Именно такой подход помог партии в 1917 г. повести за собой широчайшие массы и привести рабочий класс к победе в Октябре. Этот метод необходимо применять и сейчас. Если идет, например, собрание крестьян, которых в данную минуту волнует какой-нибудь вопрос – ну, скажем, о хлебозаготовках, а оратор придет и будет только говорить, что надо сдать хлеб, а не сумеет связать этого вопроса с большими вопросами соцстроительства, толку от его речи не будет. Не будет толку от его речи и на каком-нибудь торжественном собрании, если он будет говорить лишь о наших достижениях, приводить цифровой материал, а перекинуть мост между тем, о чем думают крестьяне в данную минуту, и между рассказом о наших достижениях не сумеет. В этом году очень многих поразил факт, что по постановлению ЦК партии закрывается ряд комвузов, а на месте их развертывается сеть «высших сельскохозяйственных коммунистических школ», куда привлекаются местные работники с уровнем знаний в размере четырехлетки или пятилетки. А между тем это постановление громадной важности. Это – постановление, которое идет по пути ликвидации разрыва между теорией и практикой. Местные практические работники, у которых есть масса практических вопросов, которые они не знают, как разрешить, будут получать, необходимую длительную консультацию, которая поможет им при разрешении этих вопросов руководиться марксистско-ленинским учением. Курсанты научатся, как пропитывать всю свою работу духом марксизма-ленинизма. Это вооружит их умением правильно ставить работу. Правильно поставленные высшие сельскохозяйственные коммунистические школы понесут марксизм-ленинизм в деревню и тем поднимут всю деревенскую, всю колхозную работу на высшую ступень. Политпросветработа комсомола должна также идти по этому пути, вооружать комсомольцев знанием марксизма-ленинизма и показывать, как его применять к практике, к разрешению текущих задач. Выступая на съезде политпросветов, Ленин говорил о том, что политпросветчику должно быть дело до всего: и до ликвидации неграмотности, и до борьбы с бюрократизмом, и до всех задач, стоящих перед страной. Это относится, конечно, целиком и к теперешнему политпросветчику-комсомольцу. Каждый комсомолец должен быть политпросветчиком, в какой бы области он ни работал. Вопрос о культурном строительстве сейчас встал очень остро. Знания нужны массе. Каждый советский специалист должен уметь работать с массой. Даже каждая сессия Академии наук бывает теперь связана с большой разъяснительной работой, проводимой среди рабочих. «Науку, знания, технику – в массы!» – таков лозунг Академии наук. Но это относится не только к Академии. Каждое научное учреждение, каждый втуз, вуз, техникум должен идти по этому пути. И комсомольцы должны поддерживать всячески эту линию. Но дело не в том, чтобы приветствовать академиков. Каждый учащийся втуза, агровуза, вуза, каждый учащийся техникума должен уметь говорить и писать популярно, научиться передавать свои знания другим. Каждый учащийся этих учебных заведений должен добиваться того, чтобы его учебное заведение в целом вело в массах широкую популяризаторскую работу. Это должно составлять предмет заботы комсомола. В заключение я хотела бы сказать следующее. Комсомол шефствует над школой. Сейчас на школьном фронте мы видим крупный сдвиг, мы видим, как среди учительства началось целое движение, идущее с низов, за поднятие качества учебной и воспитательной работы. Мы видим, что старое и молодое учительство тесно смыкается, учительство с большим стажем идет на помощь молодежи, молодежь вносит в дело большой энтузиазм. Все учительство напряженно учится. Комсомол не может оставаться в стороне и должен активно принять участие в этой работе. Он – шеф школы. Он должен идти на помощь школе, ставя широко пропаганду в населении, добиваясь того, чтобы школа стала подлинно политехнической, чтобы она воспитывала пролетарскую дисциплину у ребят, вооружала их знанием, воспитывала сознательное отношение к труду и учебе. Мне кажется, все перечисленные вопросы должны бы найти отражение в намечаемых мероприятиях комсомола по линии политпросветработы: широкая работа по линии чисто культурной, увязка этой культработы с производственными задачами, увязка производственной пропаганды с расширением политехнического кругозора, пропитывание всей политпросветработы духом марксизма-ленинизма, увязка всей практической работы с теорией марксистско-ленинского учения, работа среди учительства, вовлечение в работу советских специалистов, превращение учебных заведений в очаги политпросветработы. В данный момент политпросветработа имеет исключительно большое значение. 1932 г.
БОРЬБА ЗА ЗНАНИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПИОНЕРОРГАНИЗАЦИИ (РЕЧЬ НА ПЛЕНУМЕ ЦБ ДКО)
За последнее время особенно остро встал вопрос о том, какое место должна занимать пионерская организация в школе. Иногда читаешь отчеты, слушаешь доклады о том, как проходят занятия в школе, как идет сейчас борьба за овладение учебой, за дисциплину, и как-то мало слышишь во всем этом голос пионеров. Отчего это происходит? Потому ли, что недооценивается значение пионерской организации, или же потому, что в отчетах не считают нужным говорить об этом? Этот факт вызывает у некоторых боязнь: не растворилась бы пионерская организация в общешкольной организации. Несомненно, что в некоторых местах пионерская организация начинает немножко терять свое лицо. Сегодня я и хотела бы как раз поговорить об этом. Мы часто, товарищи, говорим: «Пионер – всем детям пример». Но не в этом дело. Пионер, конечно, должен быть таким, чтобы вызывать у других ребят желание подражать ему. Это так. Но вопрос идет о пионерской организации. Важно не только то, как держит себя отдельный пионер, а важно, чтобы в каждой школьной группе было крепкое пионерское ядро, которое было бы сплоченным и которое боролось бы за определенные идеи, за определенные цели, которое помогало бы школе в ее работе. Сейчас проводится очень большая работа по проведению в жизнь всеобщего обязательного обучения. В этом направлении проделана громадная работа, число школ, число учащихся выросло колоссально. В отношении количественном мы уже подходим к всеобщему четырехлетнему обучению. Четырехлетка стала уже обязательной. В ближайшие годы будет обязательной семилетка. Благодаря тому что школа охватывает всех ребят, се удельный вес, ее значение стало гораздо больше. Наша школа должна давать настоящее, подлинно коммунистическое воспитание. Она должна вооружать настоящими знаниями. Она должна давать не какие-то обрывки и клочки знаний, а давать самое нужное, самое важное, должна закладывать основы материалистического, марксистско-ленинского мировоззрения. Необходимо, чтобы пионерская организация осознала всю важность этой задачи. Ведь в школе учатся ребята, которым придется заканчивать дело, начатое Октябрьской революцией, дело, начатое нашей партией. В школе учатся ребята, которым придется бороться за весь социалистический уклад, бороться в совершенно других условиях и доводить до конца начатое дело. И здесь нашему молодому поколению необходимо вооружиться знаниями. Это должен сознавать каждый член пионерской организации. Вожатые должны не просто говорить: комсомол постановил, партия постановила, – а должны объяснить, в чем тут дело. Очень хороша книжка Вильгельма Либкнехта «Знание – сила», где он рассказывает, как в классовой борьбе буржуазия старалась закрывать массам доступ к знанию, старалась дать массам лишь обрывки, клочки знаний. В нашей же Советской стране мы должны давать не клочки, а действительное, подлинное знание, – то знание, которое необходимо для преобразования жизни. Сравниваешь сейчас свое поколение с теперешним поколением. Ребята старого поколения не умели говорить и не умели писать о том, что они видели кругом. Никаких деткоров в наши времена не существовало. А сейчас ребята умеют говорить, умеют защищать свои мнения. Сейчас совершенно другое развертывание общественной жизни. Вся обстановка учит говорить. Но надо, чтобы тут помогала и школа, чтобы она учила говорить просто, ясно, четко. Надо, чтобы каждый из ребят умел написать, выразить свою мысль, и не просто написать что-то, не просто написать какую-то резолюцию, а написать четко и убедительно о том, что его интересует. Надо, чтобы ребята научились в школе учиться. Всем им придется в жизни прорабатывать серьезный научный материал, и они должны быть к этому готовы. Ребята должны это осознать. В борьбе за знания пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу. Особенно важны общественные науки: обществоведение, история, естествознание, география и литература – словом, те предметы, при помощи которых выковывается мировоззрение. Эти предметы очень важны. Я этим не хочу сказать, что не важны грамматика, математика, биология и т. д., но общественные науки являются особенно важными, чтобы ясно понимать все окружающее, становиться сознательными строителями социализма, и надо, чтобы, кроме школьной работы, у ребят было желание этот вопрос проработать и обсудить на кружке. Даже в наше время общественные науки особо будили мысль, ребята между собой часто спорили по тем или другим вопросам, горячились. Один старый учитель вспоминал, как он учился вместе с Владимиром Ильичей. В своих воспоминаниях он говорит, что у Владимира Ильича всегда по истории были пятерки. Учителем истории был в Симбирске (Ульяновске) отец Керенского. Было дано сочинение какое-то. И вот Керенский, возвращая тетрадь Владимиру Ильичу, сказал: «К чему это у вас вдруг в сочинении «угнетенные массы»?» Автор воспоминания говорит далее, что все ребята интересовались, сколько же за это сочинение учителя поставили Владимиру Ильичу. Единицу? Нет, оказалась пятерка. Это показывает, что даже в те давние времена в связи с уроками обществоведения, истории, литературы у учащихся возникали вопросы политического характера. Ребята стремились в меру своих сил разобраться в целом ряде вопросов. Но старая школа не давала ответов на такие вопросы, старалась заглушить интерес ребят. Теперь пионеры каждый вопрос, который ставится па уроках истории и обществоведения, между собой обсуждают. Им помогают вожатые. Мы в прежние времена были бессильны в этом отношении. Большинству из нас не к кому было обратиться с возникавшими у нас вопросами. Сейчас же у пионеров есть вожатые, есть комсомол, который всегда может помочь. Вы знаете, что в своей речи на III съезде комсомола Ленин говорил о том, что надо не только запоминать и усваивать, а надо все продумывать, сообща обсудить. Поэтому мне кажется чрезвычайно важным, чтобы пионерорганизация некоторые вопросы, которые на уроках поднимаются, внутри у себя обсуждала, важно, чтобы она проявляла определенную инициативу и училась самостоятельно работать, потому что только в этом случае она сможет повести за собой ребячью массу. Только в том случае, если сами пионеры будут работать над выработкой у себя ясных взглядов, – только тогда они смогут влиять на общественное мнение ребят. Вы знаете, как важна выработка общественного мнения. Часто бывает так, что родные никакого внимания на ребят не обращают, очень многого они часто сами не знают и не понимают. Учитель тоже не всегда хочет и имеет время толковать с ребятами. Между тем общественное мнение, мнение детской организации имеет громадное значение. Мне рассказывала одна работница, жена старого партийца и сама партийка, что с ее сынишкой никакого сладу не было, что он парень отчаянный: говоришь ему, что пора идти ему спать, а он не обращает, внимания. Когда он стал пионером, он стал в девять часов ложиться спать. Она думала: что это значит, что его и уговаривать не приходится? Оказывается, пионерская организация постановила в девять часов ложиться спать. Таким образом, влияние детской организации является чрезвычайно сильным. Сегодня мне из Наркомпроса прислали статью, которую я еще не успела просмотреть. Приложением к ней служат детские альбомчики с соответствующими картинками и стишками, которые в старое время писались в институтах: «Кто напишет больше меня...» и т. д. Это мещанские альбомчики «доброго старого времени». Нам необходимо иметь такое общественное мнение, чтобы такие явления в школе были невозможны. Сейчас в школах часто наблюдаются нездоровые явления, например, в отношениях между мальчиками и девочками, когда мальчики стараются досадить девчатам, девочки шушукаются между собой и т. д. Тут нам важно, чтобы у ребят складывалось здоровое, правильное общественное мнение, чтобы они делали так не только потому, что кто-то скажет, а важно выработать у них соответствующее убеждение. Сейчас у нас идет очень много разговоров о сознательной дисциплине. Конечно, каждый пионер должен быть сознательным и дисциплинированным, но важно, чтобы это было не на словах, а на деле. Мне кажется, тут надо заинтересовать ребят с такой стороны. Если ребятам объяснить, как надо над собой работать, как надо вырабатывать характер, то таким путем можно подвинуть вперед это дело. Тут опять-таки вспоминается детство. В раннем детстве, лет шести-семи, я начиталась сказок о каких-то медведях, которые приходили под окошко и спрашивали: «Кто на моей шкуре сидит, мою шерстку прядет?» и т. д. Там были нарисованы картинки, изображающие свирепого медведя. И вот, когда мне было уже лет двенадцать-тринадцать и я уже интересовалась такими вопросами, как революционное движение, жили мы в Ленинграде, на третьем этаже, никаких медведей там быть не могло – между тем, когда мне надо было пойти в темную комнату, я невольно посматривала в окошко. Наконец я возмутилась сама собой и нарочно стала заставлять себя ходить в темную комнату, пока не ликвидировала этот глупый страх. Переживания детства часто остаются на всю жизнь. Надо заинтересовать ребят в том, чтобы каждый научился владеть собой. Есть даже такие игры, которые учат следить за собой. В прежнее время была игра, когда начинают смешить, а надо выдержать характер и не рассмеяться. Есть целый ряд игр, которые требуют самоконтроля. Я думаю, что сейчас можно сообща придумать очень много такого рода игр, которые по сути дела являются играми, вырабатывающими характер, вырабатывающими волю. Посмотрите, что сейчас требует партия от каждого своего члена. Она требует очень большой воли, она никакой расхлябанности не допускает. Член партии должен уметь подчинять свою волю интересам целого не на словах, а на деле. Это не всегда бывает так просто и так легко, как это может показаться с первого взгляда. Для этого надо иметь большую сознательность и крепкую волю, и эту сознательную волю надо вырабатывать у пионеров. Но надо суметь подойти к пионерам, надо уметь увлечь их этим, заинтересовать. И тут, конечно, вам, вожатым, надо над этими вопросами подумать. Вы стоите ближе всего к ребятам, можете с самими ребятами потолковать и увлечь их этим. Это поможет очень сильно в выработке сознательной дисциплины. Конечно, особенно надо вырабатывать характер на общественной работе. За последнее время у нас имеется такая беда. Года два-три тому назад у нас ребята были загружены общественной работой. Я была в 9-й пролетарской школе при отводе «Динамо». Встает девчурка-пионерка на стул и читает рапорт – сколько утильсырья собрано Школьниками. Но сколько же времени взял у ребят сбор утильсырья? Ведь надо в каждую квартиру зайти, объяснить, зачем пришли, надо растолковать, что это за утильсырье, и т. д. И так из вечера в вечер время уходит на утильсырье. Некогда ничего сделать, некогда позаниматься. А что это дети сами надумали утильсырье? Нет, учителя дали ребятам такую «нагрузку». Какая же это общественная работа? У пас и термин получился: не общественная работа, а нагрузка, А сколько таких нагрузок бывает? Не больше одной нагрузки. А если вдуматься, что это означает, то это означает, что, по существу, это было только выполнение известных указаний учителя или известных указаний вожатого, а ребятам часто не объясняли даже, зачем нужно это утильсырье. Общественная работа – та, когда ясно сознаешь, понимаешь, что непременно вот это надо сделать; и особенно, конечно, ценна такая общественная работа, где ребята сами проявляют инициативу: видят какой-нибудь непорядок – думают над тем, как исправить, и поправляют, видят, что плохо сделано, – борются с этим, добиваются улучшения, работают над улучшением дела. Вот, например, живут в жакте и видят какой-нибудь непорядок – соберутся пионеры жакта и обсуждают, как надо бороться с тем или другим непорядком. Вот это – общественная работа. Важно то, что делается по инициативе самих ребят, важно, чтобы ребята вглядывались в жизнь и смотрели, как эту жизнь надо переменить к лучшему. Вот это очень важная сторона общественной работы. Надо избегать массовых нагрузок, но совершенно необходимо, чтобы ребята вели общественную работу. Конечно, общественная работа не должна мешать учебе, не должна мешать тому, чтобы ребята занимались сами – и уроки учили, и в кружках работали. Но общественная работа чрезвычайно воспитывает. Владимир Ильич в 1917 г., перед Октябрем и в первое время после Октября, говоря о Советах, подчеркивал в своих статьях и в целом ряде выступлений, какое громадное значение имеют Советы тем, что втягивают членов Совета в общественную работу. Он уже тогда говорил о том, что важно к общественной работе привлекать ребят. В одном месте он говорил, что лет с четырнадцати, в другом месте есть указание, что с двенадцати лет ребята должны принимать участие в общественной работе. Этой общественной работе он придавал большое значение, потому что она воспитывает, она организует, научает действовать сообща. Он считал, что часто небольшая общественная работа, дружно, планово проведенная, имеет гораздо большее значение, чем посещение десятка собраний. И вот, мне кажется, вожатому пионерской организации надо обдумать очень серьезно, как вести общественную работу с ребятами так, чтобы она не загружала всего их времени, чтобы она не мешала, а помогала их учебе, чтобы она имела очень .большое воспитательное значение. Часто бывает так: пришел пионер домой, на скорую руку поучил уроки, а потом идет в клуб, где сидит с 6 до 11 часов и все время играет. Все время у него уходит на игру, а на общественную работу ничего не остается. Никакой общественной работы нет, и нет думы о ней. Пионеры думают, как бы сходить в кино и т. д., а о том, как изменить окружающую жизнь, не думают. Они приучаются смотреть на безобразия, которые часто происходят вокруг них, равнодушно – не наше это дело. Поэтому особенно ценишь, когда слышишь, как пионеры протестуют против некоторых вещей. Вот бьет рабочий своего сынишку, а пионер говорит: «В Советской республике бить ребят нельзя», – и это несмотря на то, что взрослый может, рассердившись, и его хватить. Тут есть определенная убежденность, определенное мужество. Принимая участие в общественной работе, надо, чтобы ребята не воображали, что они какие-то крупные общественные деятели и что без них дело не обойдется. А у нас, как я в шутку говорила, «пичванство» тоже имеется в некоторой доле. Пионер еще не сделал ничего, а уже думает, что он всем детям пример, и не только детям, а и взрослым. Этого надо избегать. Но все же часто мы видим, что пионеры иногда делают- очень дельные замечания, с которыми надо считаться. Например, в Горьком, в Канавине, есть фабрика, которая вырабатывает жернова. И вот пионерчики, которые попали туда, заинтересовались тем, хорошее ли качество жерновов. Предприняли экскурсию на три или четыре мельницы и расспросили, как там оценивают качество жерновов, и записали, что жернова плохи тем-то и тем-то, и так собрали сведения на четырех мельницах. Потом пришли на рабочее собрание и сделали доклад, что слышали о качестве жерновов, и рабочие рассказывали, как их поразило, что ребята так серьезно вдумались и провели такую работу, которая заставила задуматься взрослых рабочих над тем, как надо повысить качество изготовления жерновов. Так что инициатива ребят, их старание улучшить жизнь, улучшить труд часто дает очень много положительных результатов, и мне кажется, что общественную работу нельзя снижать. Надо только смотреть, чтобы она не занимала так много времени, что на учебу ничего не остается. Надо, чтобы эта работа была такой, которая действительно коммунистически воспитывает. Вопросы коммунистического воспитания и в школе и вне школы сейчас имеют особое значение. Итак, борьба за повышение качества учебы, за широкое развертывание общественной работы! Затем я хотела бы еще остановиться на одной стороне, а именно на том, что пионеры не должны замыкаться в своей организации. Пришлось мне как-то разговаривать с одним парнишкой. Я его спрашиваю: «А что у вас делает пионерорганизация?» Он мне ответил, что большинство школьников о ней ничего не знает. Это никуда не годится, когда пионерорганизация замыкается, когда пионеры считают себя привилегированными. Пионеры должны заботиться не только о том, чтобы члены их организации хорошо учились, были сознательными – это само собой, – но должны также заботиться о том, чтобы втягивать остальных ребят, заинтересовывать их своей организацией, действительно влиять на других ребят. Мне кажется, что это важный вопрос, и если тут найти правильную линию, то много будет сделано для поднятия качества школы. Вопросы внешкольной работы сейчас имеют очень большое значение. Вы знаете, что у нас в городах имеется еще большая безнадзорность. Ведь теперь как складывается жизнь? Раньше ребенок, придя домой, всегда находил там мать, потом приходил отец, и в общем была семейная обстановка, а теперь часто так: отец работает, мать работает, и придет парнишка к пустому месту. Отец или мать если не на заводе, не на службе, то на общественной работе. Например, когда видит детей партиец? В редких случаях, потому что партиец по горло загружен работой. Старший брат – комсомолец – часто тоже не бывает дома, ибо он или работает, или на комсомольском собрании. Вот это отсутствие домашней обстановки, которая бы воспитывала, часто влияет на то, что у нас ребята, даже дети коммунистов, растут совершенно без коммунистического влияния, и иногда вдруг раскрывается, что парнишка – участник какой-то детской воровской шайки. Отец только руками разводит. Он думал, что все обстоит благополучно. Когда он приходил на полчасика домой, он говорил сыну и о значении партии, и о том, и о другом, и о третьем. Ему казалось, что сын непременно будет коммунистом, а вдруг оказалось, что сын – участник воровской шайки, а у другого отца сын не хочет вступать в пионеры. Влияние родителей слабо, и тут очень важна сейчас правильная организация внешкольной работы. У нас часто внешкольную работу понимают так, что внешкольная работа – это пойти ребятам в кино и в театр, а нет кино и театра, так нет никакой внешкольной работы. Мне кажется, на эту сторону пионерорганизация должна обратить внимание, потому что если парень целый день околачивается на улице, если он находится под впечатлением разговоров улицы и ему некуда приткнуться, то, конечно, тогда это не может не отозваться и на школе. Поэтому, мне кажется, очень важно обдумывать со всех сторон, как в самых трудных условиях надо создать эту внешкольную работу, как надо вне школы организовать ребят, потому что правильная организация внешкольной работы помогает работе школы. 1932 г.
БУДЬТЕ ОБЩЕСТВЕННИКАМИ! (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)
Дорогие ребята! Вы боретесь сейчас за порядок в школе, стараетесь быть ударниками учебы. Вы знаете, что знание – сила и что нельзя, чтобы было, как при царе: знание было в руках помещиков и капиталистов и их прислужников, а трудящихся – рабочих и крестьян – держали в темноте и невежестве. Борьба за знание – большое дело. Но в школе вы проводите 5–6 часов, а остальное время вы живете вне школы, в гуще жизни, – вы живете среди взрослых, знаете, что их заботит, слышите разговоры их, слышите разговоры в казармах, на улице, в очередях. Вы думаете над жизнью и видите, что многое в ней надо еще переделать. Многие из вас – пионеры. Ваши вожатые, верно, рассказывали вам о том, что быть пионером – это значит не только носить красный галстук. Быть пионером – значит принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать. И вот мне кажется, каждый пионер должен принимать участие в этом не только в школе, но и вне школы. А то бывает так: в школе «пионер – всем детям пример», а вышел из школы – точно с цепи сорвался и думать забыл, что он пионер, думает только о том, как бы в кино попасть или похулиганить малость. А об общественной работе и не помышляет, без него-де «большевики обойдутся», как поется в песне. Недавно одна инспекторша созвала из разных школ ребят-дезорганизаторов, торгующих папиросами. Из разговора выяснилось, что торгуют они папиросами не потому, что родители посылают, что дома нет денег. Большинство ребят торгует, чтобы таким путем, без всякого труда, раздобыть себе денег на кино или на то, чтобы послаще поесть. Многие очень ловко обдувают покупателей. Дальше инспекторша стала спрашивать, как ребята время проводят, и выяснилось, что после школы они зря болтаются, не знают, куда себя приткнуть, их ничто не интересует. И выходит как будто бы, что между теперешним пионером и торгующим папиросами и разницы никакой нет – каждый только о себе думает. Пионер должен оправдать свое звание и вести в свободное время общественную работу. Прежде всего он должен думать о неорганизованных ребятах. Около школ очень часто организуются тут, в Москве, целые банды хулиганствующих ребят. Они пристают к проходящим девочкам, жгут им пальто, избивают их, грабят и запугивают ребят послабее и т. д. и т. п. Около школ нужны «посты охраны». И вот пионерам надо принять участие в охране ребят. Сговориться надо с совсодом, с культармейцами, как организовать «посты охраны», и помогать постам в их работе. Другое. Ребята живут в жактах. Пионеры должны заботиться, чтобы при жактах были детские комнаты, чтобы там были организованы игры, декламации, пение, разная интересная работа. Надо втянуть взрослых во внешкольную работу с детьми. Надо при помощи взрослых организовывать общие для всех ребят прогулки, экскурсии. Надо организовывать читки, посещение всеми ребятами детбиблиотек. Пионеры должны в жактах повести работу по охране прав ребенка. Они не могут допустить, чтобы кто-либо из родителей избивал своего ребенка, спаивал его, не пускал в школу. Но, кроме этого, важно, чтобы ребята принимали участие и в работе взрослых, заботились вместе с ними о чистоте и порядке, об охране общественного имущества жакта, о газетных «конвейерах»: чтобы прочитавший газету взрослый передавал ее на прочтение другим, и потом чтобы газета возвращалась ее владельцу, то же с книжками. Да и мало ли есть дел кругом, которые могут делать ребята, сорганизовавшись в группы по жактам! Важно, чтобы вожатые были советчиками ребят, а ребята проявляли как можно больше инициативы. Они могут организовать, например, ряд чтений взрослых – специалистов по интересующим всех вопросам. Вообще, я бы присоветовала вам, ребята: глядите кругом себя внимательными глазами, замечайте непорядки и общими силами боритесь с ними. Тогда ваша жизнь станет куда интереснее. Надо, конечно, чтобы эта работа не мешала вам готовить уроки. Но уроки уроками, а общественная работа сама по себе. Большая просьба к вам, ребята, – напишите мне свои соображения об общественной работе. Как вы думаете, найдется ли у вас для нее время? Какую работу вы могли бы делать? Сколько бы она у вас времени занимала? Обсудите этот вопрос между собой и напишите мне через вашу газету. К борьбе за дело Ленина будьте готовы! 1932 г.
ОТВЕТЫ. НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПИОНЕРДВИЖЕНИЯ
1-й вопрос. Как вы оцениваете любительское движение среди детей? Какое место должно занимать любительство в системе работы пионерского отряда? Ответ. Я не совсем понимаю, что вы подразумеваете под словами «любительское движение». Организацию разного типа кружков, групп кружков и т. д.? Вроде движения юных натуралистов, юных техников, деткоров и т. д.? Я считаю, что такого рода кружки надо всячески поддерживать. Человек может лучше всего работать в той области, которая его интересует, интерес – большая движущая сила. Конечно, может быть всякое «любительство» – кружки читателей приключенческой литературы, религиозные кружки и т. д. Но ведь речь идет не о таких кружках. Важно будить инициативу пионеров, помогать им самостоятельно работать над вопросами, которые их интересуют. Важно, чтобы на интересной работе ребята учились коллективно работать. Коллективная работа над интересующими вопросами, над интересующим делом имеет очень большое воспитывающее значение. Задача пионерорганизации – как можно шире развивать и поддерживать всевозможного рода пионерские кружки с правильной целевой установкой, избегать в организации работы шаблона, помогать развиваться самым разнообразным кружкам. Пионерорганизация должна стремиться увязать кружки с задачами соцстроительства, помогать ребятам на этой работе правильно организовывать свою коллективную работу, учить ребят в интересующей их области черпать из книг, из справочников, из лекций, экскурсий, бесед со знающими людьми необходимые им знания и применять их к делу. Только развивая всячески активность ребят, можно организовать такую внешкольную работу, которая будет и школьную работу поднимать на высшую ступень. 2-й вопрос. Как, по-вашему, нужно построить работу в пионерском отряде, чтобы возросло внимание к отдельному пионеру, и одновременно воспитывать навыки коллективизма среди детей? Ответ. Коллектив не обезличка. Напротив, только в коллективе может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность – и взрослого и подростка. Необходимо поэтому организовать как можно более широко деятельность пионеров. Деятельность эта должна быть направлена в общественное русло, правильно организована; в процессе работы должны учитываться интересы, запросы, знания, склонность каждого. Для этого надо давать широкий простор инициативе ребят, руководить ею. Интересная, общественно нужная, коллективная работа – лучший путь воспитания, сознательной дисциплины. 3-й вопрос. На практике мы наблюдаем параллелизм в работе отряда и органов ДСУ (Детское самоуправление. – Ред.) в школе; что должно послужить основой для размежевания функций отряда и ДСУ? Ответ. Работа отряда охватывает не только школу, но и внешкольную работу, круг деятельности отряда шире, чем деятельность ДСУ. ДСУ – орган управления. Пионерорганизация – это подростковая организация, которая отстаивает известные взгляды, их защищает, которая имеет свой устав, регулирующий поведение каждого своего члена, предъявляет к нему повышенные требования, контролирует их. Пионеры действуют не вслепую, пионервожатый должен вести среди них большую, разъяснительную работу. Сознательность – это то, на что надо обращать наибольшее внимание. Пионеры должны глубоко продумывать явления школьной жизни, стараться влиять на них определенным образом, убеждая ребят-непионеров, помогая им становиться сознательными, организованными. Пионерорганизация – это политическая организация подростков. 4-й вопрос. Как понимать слова: «Вожатый – старший товарищ пионеров»? Не есть ли в этом игнорирование роли политического руководителя – вожатого? Ответ. Как вы думаете, снижало ли роль Ленина как политического руководителя то, что миллионы трудящихся называли его товарищем? Ленин старался быть как можно ближе к массе, к тем, кем он руководил, он стремился стать для них близким, чтобы быть лучше понятым. Над чинопочитанием он всегда издевался. Вожатый должен стремиться стать как можно ближе к пионерам и завоевать у них доверие и уважение к себе. 5-й вопрос. Нужно ли поощрять любительство в политпросвещении, не используют ли подобные любительские кружки чуждые элементы? Ответ. Что значит «любительство» в политпросвещении? Стремление разобраться самостоятельно в политических вопросах? Перечитайте речь Ленина на съезде комсомола, где он говорит, что нельзя стать коммунистом, если самостоятельно не продумать, не проработать коммунистические взгляды. Политические кружки пионеров очень нужны. Необходимо, конечно, чтобы пионервожатый сам был политически подготовлен, чтобы он пользовался доверием ребят, умел влиять на них. Надо, чтобы вожатый умел привлекать в помощь себе других комсомольцев и коммунистов. При хорошо поставленной политической работе среди пионеров сама эта постановка будет противодействовать влиянию чуждых элементов. Надо быть очень бдительным, но не впадать в панику от всякого неверного слова, сказанного пионером, от всякой его шалости. 6-й вопрос. Как быть с детьми классово чуждых родителей? Принимать ли их в школу и в пионеротряд (главным образом в деревне)? Ответ. В программе партии говорится об обязательном всеобщем обучении детей и подростков до 17 лет. Школа у нас советская, в ней ведется коммунистическое воспитание, даются знания, которые закладывают в них основы коммунистического мировоззрения. В программе партии сказано, что школа – это орудие перевоспитания всех ребят. Если место в школе есть, надо брать туда и детей классово чуждых родителей, конечно внимательно следя за тем, чтобы эти ребята не влияли плохо на других ребят. Если в школе мест нет, то в первую голову надо брать тех, кто раньше был лишен возможности учиться, – детей рабочих, бедняков, технических служащих. Вообще говоря, в пионерорганизацию надо принимать не всех, а лишь тех, кто этого заслуживает, т. е. кто сознателен, владеет собой, ведет общественную работу. Конечно, надо иметь в виду, что пионеры – дети, и не преувеличивать требований. Что касается детей классово чуждых элементов, то по отношению к ним нужна особая бдительность. Принимать в пионерорганизацию их можно лишь в исключительных случаях, когда они не связаны с чуждой средой, не находятся под вредным влиянием, выделяются своей вдумчивостью и активностью в общественной работе. Решать вопрос о принятии в пионеры этих ребят должна, по-моему, комсомольская ячейка в целом. 1933 г.
|