Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В НОГУ С ПАРТИЕЙ




 

Выступая 1 мая 1919 г. на Красной площади, Ленин говорил: «До сих пор, как о сказке, говорили о том, что увидят дети наши, но теперь, товарищи, вы ясно видите, что заложенное нами здание социалистического общества – не утопия. Еще усерднее будут строить это здание наши дети»[86]. Раньше говорили о том, что дети увидят. Но Ильич знал, что наши дети – молодежь, которая сложилась в комсомол в огне величайшей в мире революции, революции социалистической, – не будут только смотреть на строительство социализма, они будут сами активными, усердными участниками этой стройки. Как думал Ильич, так оно и есть, его слова оправдываются.

В октябрьские дни того же 1919 г., когда вовсю развернулась гражданская война, Ильич говорил о молодежи: «Мы знаем, что есть десятки, сотни тысяч резервов рабоче-крестьянской молодежи, которые видели и знают весь старый гнет помещичьего и буржуазного общества, которые видели неслыханные трудности строительства, которые наблюдали, какими героями выступал первый призыв работников в 1917-ом и 1918-ом гг., которые идут к нам тем более широко, с тем большим самоотвержением, чем нам труднее»[87]. «С тем большим самоотвержением, чем нам труднее»... Это ведь громадная похвала.

В 1920 г., когда к концу подходила гражданская война, Ленин на III съезде комсомола дал ему установки работы на наступающий период стройки социализма в условиях мирного времени. Комсомол хорошо изучил эту речь. Каждый раз, однако, перечитывая ее, комсомольцы вычитывают в этой речи новое, глубже понимают ее. В том же 1920 г. Ильич пишет о необходимости вовлечения молодежи в работу РКИ, в 1921 г. – о вовлечении молодежи в борьбу за чистоту, за благоустройство.

В октябре 1922 г., тяжело заболев уже, Ленин, глядя в будущее, напоминает нашей молодежи о том, какие обязанности на нее лягут, когда назреет мировая революция: «Уверен, что молодежь сумеет развиваться так успешно, чтобы ко времени назревания следующего момента мировой революции оказаться вполне на высоте задачи»[88]. Но для того, чтобы оказаться вполне на высоте задачи, надо овладеть знанием. И в декабре 1922 г., два месяца спустя, Ленин пишет молодежи: «Надеюсь, что, несмотря на высокое звание, вы не забудете самого главного – необходимости деловым образом двинуть вперед подготовку молодежи и ученье»[89]. Знание – сила. Теперь больше чем когда-либо оно необходимо для победы.

Много лет прошло с тех пор, как было все это сказано, скоро будет десять лет, как нет Ильича; переменилась вся жизнь, весь ее уклад, меняются люди. За эти десять лет выросла сила и мощь нашей партии. В ногу с партией идет комсомол, под ее руководством работает, принимая самое энергичное участие в соцстройке. Растет на этой работе. Идет широко туда, где особенно трудно, где особенно нужна самоотверженная работа. Участвует на всех фронтах общественной работы. Учится. Хочет оправдать уверенность Ильича в том, что к моменту назревания мировой революции он окажется «вполне на высоте задачи».

Горячий коммунистический привет Ленинскому комсомолу!

1933 г.

 

НАШЕЙ СМЕНЕ – ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ)

 

Все присутствующие товарищи ясно сознают, конечно, что внешкольная работа имеет особое, важное значение.

Если раньше была недооценка школы, школьной учебы, было непонимание значения, которое имеет систематика в школьном деле, была недооценка школы в деле коммунистического воспитания, то сейчас часто можно встретиться с другим загибом – недооценкой внешкольной работы. Открыто этого не говорят, но часто понимают так: только школа – остальное все ничего не значит. Это неверная точка зрения. Внешкольная работа может и должна помочь школе поднять свою работу на ту высоту, на которую это необходимо.

Мы говорим о коммунистическом воспитании, но коммунистическое воспитание не может проводиться только в определенные часы. Необходимо, чтобы вся жизнь ребят была направлена на то, чтобы из ребят вырастить настоящих коммунистов. В этом отношении внешкольная работа, конечно, играет крупнейшую роль.

Кроме того, мы постоянно забываем о тех громадных изменениях в быту, которые произошли. У нас постоянно говорят о родителях, а ведь надо посмотреть, что теперь семья представляет. Она ведь не то, что старая, мелкособственническая семья. Раньше ребята дома видели стряпню, шитье, какую-то организацию труда около этой стряпни, шитья и пр. Видели домашнюю работу, принимали в ней участие, а сейчас эта работа выносится в значительной мере за стены семьи. Сейчас семья уже не представляет собой трудового коллектива, труд проходит в большинстве случаев вне семьи.

Что из этого вытекает? Что необходимо быть очень внимательным к организации детской жизни в те часы, когда ребята находятся вне школы. Иногда этот вопрос разрешается таким образом, что создаются «школы продленного дня». Это не совсем то, что надо, потому что школа продленного дня продолжает работать теми же методами, как и в школьное время. Очень мало таких школ, которые умеют сверх учебного времени все остальное время организовать как-то иначе. А организовать иначе необходимо.

Надо уметь давать всесторонне развиваться личности ребенка, и тут внешкольная работа играет совершенно исключительную роль. В школе есть определенная программа, определенная систематика, к которым надо ребятам приспособляться.

Конечно, талантливый учитель – он каждый урок может построить так, что он будет помогать развиваться индивидуальности ребенка. Но надо учитывать возраст, и с этой стороны у нас внешкольный работник как раз должен уметь свою работу строить так, чтобы она сочетала умение помогать развернуться индивидуальности ребенка с умением воспитать коллективиста, который вне коллектива даже не может мыслить себя.

Очень важно бороться с индивидуализмом, который воспитывался капиталистическим строем, когда каждый думал о себе как о необыкновенной личности, которая стоит над массой. Ведь мы имеем целую массу литературных произведений, культивирующих отрыв личности от коллектива. Наша воспитательная работа должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время умение дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка. Я думаю, что внешкольная работа в этом отношении может сыграть крупную роль.

Если наблюдать ребят младшего возраста, то видишь, что громадную роль играет в воспитательной работе игра.

У нас стоит вопрос об игрушке.

Надо создать такую игрушку, которая бы растила коллективиста и которая давала бы возможность развиваться самодеятельности ребят. Игра важнее игрушки. Игра имеет огромное значение, потому что игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает. Сейчас я говорю на совещании внешкольных работников. Выйди я на собрание вожатых, все на меня глаза бы вытаращили: они считают, что ребята у нас такие, что игра им не нужна, а если игра, то только в «белых и красных».

Между тем если мы посмотрим на игру, то она как раз дает возможность развиваться самодеятельности ребят.

Я считаю очень большим дефектом то, что у нас не создана настоящая игра, которая воспитывала бы по-настоящему ребят, давала бы им возможность развернуться. У нас игра уже другая: там, конечно, уж нет короля и не говорят уже: «Здравствуйте, король». – «Здравствуйте, мои милые детки». Но, по сути дела, в нашу игру мы не сумели вложить настоящее коммунистическое содержание. Надо, чтобы игра укрепляла коллектив и в то же время давала бы умение владеть собой, организованно действовать, умение наблюдать. Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения. Например, выработка характера. Вспомнишь старую игру – простая комнатная игра: нужно не рассмеяться, когда говорят смешное. Один сохраняет невозмутимый вид; другой изощряется, как бы рассказать самое смешное, от чего нельзя не фыркнуть. Это вырабатывает умение владеть собой. В выработке характера умение владеть собой играет крупную роль. Потом умение наблюдать – это тоже свойство, которое необходимо воспитывать. Есть целый ряд всевозможных игр, которые эти свойства вырабатывают. Конечно, есть разного рода игры: есть игры, имеющие только физическое значение, хотя и это не плохо – поиграть в пятнашки, в городки, но нельзя на этом только держать ребят; важно давать такие игры, которые давали бы возможность развиваться самодеятельности. Потребность в игре чрезвычайно большая. Она есть даже у подростков. Правда, внешне подростки часто игру презирают, но они любят поиграть с младшими ребятишками, и, играя с ними, они, в сущности, играют сами. Почему младшие ребятишки так любят, когда старшие ребята с ними играют? Да потому, что старшие сами принимают активное участие в игре.

Но ребячья игра перерастает потом всегда в работу, в общественную деятельность. И это необходимо. Целевые установки игры перестают активизировать – необходимо заменить их целевыми установками общественной работы. У нас стало очень часто употребляться такое выражение: «общественная нагрузка». Уже одно название показывает, что совершенно не так общественная работа организована, как она должна быть организована. У нас ребята сплошь и рядом превращаются просто в рабочие руки: все нагрузка, нагрузка. Я помню, как-то я была на заводе «Динамо» и слушала маленькую пионерку, которая стояла на стуле и рассказывала, сколько они собрали утильсырья, какая у них «нагрузка» в этом деле. Собрать утильсырье – это что значит? Постучать в квартиру, добиться человека, который будет разговаривать, и т. д. Ведь на это уходит уйма времени. А на другие дела – поиграть, поучиться, почитать – не остается времени. Необходимо добиваться, чтобы общественная работа не была простой нагрузкой ребят. А это у нас сплошь и рядом имеется, причем распоряжается пионервожатый, говорит: «Нужно» – и даже не постарается ребятам объяснить, для чего это нужно. Например, по библиотечному делу. На 24-м заводе, как это у нас часто бывает, – ведомственная драка: в клубе, принадлежащем профсоюзу, была библиотека политпросветского типа, и на месте решили, что надо выбросить эту библиотеку. Выбросили ее самым безобразным образом. Но как выбросили? Мобилизовали на это пионерчиков; говорят, что «их общественная работа» будет в том, что они будут выбрасывать книги из клуба на улицу.

Или взять вопрос интернационального воспитания. Лозунги ребята хорошо повторяют, а сущности интернациональных установок не знают, понятия не имеют о классовой борьбе. Сейчас на данном этапе каждый чувствует, что в воздухе пахнет войной, что может сорваться каждую минуту, как в 1914 г. сорвалось. Это из газет видно, каждый это чувствует. Ведь мы должны, чтобы наши ребята были коммунистически воспитаны, чтобы у них зарядка была, понимание самого основного: что пролетарии всех стран должны объединяться, что пролетарии всех стран заинтересованы в одном – в мировой социалистической революции, должны сознавать, что на нашей стране лежит особая ответственность, так как она идет впереди, так как она должна быть ударной бригадой мирового пролетариата. А поговорите с нашими ребятами – сколько у них шовинизма? «Да как они посмеют напасть! Мы их сейчас разобьем, в одну минуту!» Вообще у наших ребятишек чересчур много самоуверенности, шовинизма, который растет стихийно и с которым мы недостаточно боремся.

Внешкольное образование – должно оно этот вопрос ставить или не должно? Вот внешкольники устроили праздник – пятачок интернациональный собирали, а помог ли этот интернациональный пятачок действительно интернациональному воспитанию? Не помог. На что ребята собирали, они часто и не знали, а лишь считали, что вот наша группа «а» – она в первых рядах, все ее приветствуют: она больше всех пятачков собрала, а на что, зачем – этих вопросов у них часто даже не возникало.

Тут формальные вопросы захлестывают содержание. Тут надо быть очень начеку, и внешкольная работа должна обращать внимание на то, чтобы ставить точки над «i». Пионервожатый должен следить внимательно, как идет школьная учеба, но во внешкольной работе он должен ставить точки над «i». Он должен подумать, что особенно важно в данный момент: вопросы ли интернационального воспитания приобретают особое значение, или вопрос, чем отличается наша республика от других стран, как мы разрешили вопрос братства национальностей? Вы думаете, ребята это понимают? Я, например, от них слышала, что «евреи – это буржуи». И это я слышала от премированной ударницы-девочки. Поговорите с ребятами, и из разговора с ними вы увидите, что у нас настоящая коммунистическая работа с ребятами не проводится, что нужно повысить качество этой разъяснительной работы, чтобы для ребят ожил сам школьный урок. Конечно, это задача учителя – сделать их интересными, но не только учитель, а и внешкольный работник может вызвать такой интерес к учебе, которого часто сам учитель вызвать не сможет. И тут чрезвычайно важна выработка общественного мнения у ребят. Всякий знает силу общественного мнения для ребят; формально это часто бывает одно, а по существу дела у ребят бывают свои установки. И очень важно, как складывается это общественное мнение ребят, и важно их сорганизовать таким образом, чтобы у ребят действительно вырабатывалось такое общественное мнение, какое необходимо.

Вот это умение подойти к ребятам, развернуть их самодеятельность имеет большое значение. Мы знаем, что в капиталистических странах на это обращается громадное внимание. Возьмем фашизм. В рядах фашистов очень много молодежи со школьной скамьи. Почему это, как это школа сумела воспитать, только ли тем, что она говорила: «Надо знать»? Капиталисты – они гибнут, и потому, что они гибнут, они умеют хвататься за всякую возможность как-нибудь просуществовать, и вот они хватаются за методические приемы, они умеют заинтересовать ребят, активизировать их; но они активизируют в какую сторону? Они активизируют в сторону «бей коммунистов», в сторону фашизации. И почему идут в фашисты не только по приказу? Почитайте, как умело умеют фашисты обманывать массы, давая им обещания, которых не собираются выполнять. Ребятам заморочить голову еще легче. Фашисты ведут среди них большую, вредную, методически продуманную работу.

Конечно, с годами они убедятся, что фашисты не правы, но молодость они отдают фашистам, а мы, так как мы знаем, что наше дело правое, – мы часто не придаем особого значения умелому методическому подходу. Наши пионервожатые методически совершенно не подкованы. Они очень часто думают, что их задача – подражать учителю. Многое выпадает из поля зрения и учителей и вожатых. У пас школа совместного воспитания. А как у нас обстоит с этим делом? Безобразно. Вечные идут среди школьников разговоры о том, как мальчики подсидели девочек, и т. д. Два лагеря. А как реагируют на это внешкольники? Ведь, кроме школы, ребята проводят другую половину дня вне школы. Что же делает внешкольная организация, чтобы воспитать действительно настоящее отношение между мальчиками и девочками?

Труд в школе не должен проводиться так, как это делали вначале – бросали учебу и мыли пол. Я помню, как мне говорил один матрос: «У нас в школе не учат, а только горшки лепят». Это был здравый голос. Конечно, тут был труд, но труд старый. Но мы не должны забывать, что школа у нас должна быть трудовой. Политехническая школа – это не совсем то; это освоение современной техники, понимание, что общего между разными отраслями производства; это кругозор, который позволяет понимать, что такое плановое хозяйство, и заставляет принимать активное участие в этом хозяйстве. Тут одно другим не надо подменять. Надо, вооружая ребят политехническими знаниями, вооружать их и общей культурой труда и вовлекать их в работу по окультуриванию всего быта. Особенно это необходимо сейчас, когда поднялся с низов культурно-бытовой поход.

Внешкольная работа должна не отрываться от бытовых условий, не должна повисать в воздухе. Она должна организовать ребят на борьбу за новый быт, за окультуривание всей жизни, делать ребят участниками великой стройки.

1933 г.

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМОСКОВСКОМ СЛЕТЕ ВОЖАТЫХ)

 

Товарищи, сейчас пионерское движение приобретает особое значение. Мы видим, какими темпами развертывается социалистическое строительство; мы видим, как создаются кругом всё новые фабрики и заводы; мы видим, как совершенно по-новому складывается жизнь в деревне. Колхозы – это ведь не то, что старая деревня. Иначе начинают там люди думать. Если раньше думали единоличники так, что каждый за себя, а господь бог за всех, то теперь в колхозах уже мало кто так думает, разве что старики какие-нибудь; а взрослые работники и особенно молодежь – те уже понимают, что значит коллектив, что значит общая, дружная работа, правильно налаженная. Совсем по другому пути идет мысль. Мы. часто недооцениваем, какой происходит громадный переворот во всем мировоззрении людей. А между тем нашему молодому поколению придется работать в еще более сложных условиях – ему придется быть не только строителем социализма, но и придется двигать это дело все вперед и вперед. Поэтому нам надо воспитать поколение такое, которое было бы подготовлено к той большой, важной, увлекательной работе, которую придется вести.

Кто ближе всего стоит к ребятам? Ближе всего к ребятам стоит вожатый. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы и вожатый подковывался как следует, чтобы он смог действительно влиять на ребят так, как надо. Часто смотрят на это дело шутя: ну, что такое ребята? Ну и выбирают кого попало вожатым, а вожатый часто не сознает всей той громадной ответственности, которая на нем лежит.

Конкурс, который сейчас проводит комсомол, имеет большое значение в том отношении, что может помочь пионердвижению подняться на более высокую ступень.

Тов. Ленин говорил, что в общественной работе надо уметь всегда ухватиться за то звено цепи, которое важнее всего в данный момент. И мы видим, как он умел в своей работе действительно выбирать это звено, действительно ухватиться за то звено, которое надо. А вот в пионерском движении какое самое важное звено, на что сейчас надо обратить самое большое внимание? Самое большое внимание надо обратить на то, чтобы вожатый был достаточно подкован, достаточно умело мог вести свою работу. Этот конкурс уделяет большое внимание вожатому и поднятию всего дела вожачества на новую ступень.

Какие требования мы предъявляем к молодежи, которая берет на себя, роль вожатого? Посмотрим на наших ребят. Ведь это не те ребята, которые были раньше. У нас есть целые области, где сейчас стало обязательным семилетнее обучение. В этом отношении впереди идут ЦЧО (Центрально-Черноземная область. – Ред.), такие города, как Москва и особенно Ленинград. Они идут впереди, и там уже все ребята кончают семилетку.

Сейчас мы уже имеем такое положение, когда ребята учатся в школе иначе, чем раньше. Сейчас в школе за последние два года вопрос об учебе поставлен, как вы знаете, вплотную. Ведь знания – громадная сила. И нам надо, чтобы наши ребята были вооружены этими знаниями. Так же как винтовка в бою нужна, нужны и знания в общественной жизни, в организации всей жизни по-новому. Так этот вопрос поставила партия, так этот вопрос ставит комсомол. И мы знаем, что в школе в последние два года особенно обращено внимание на то, чтобы ребята хорошо учились, чтобы они по-настоящему разбирались в книге, в газете, чтобы они могли в повседневной жизни постоянно дальше и дальше учиться.

Если мы возьмем, к примеру, жизнь т. Ленина и посмотрим, в чем заключалась его деятельность, мы увидим, что, для того чтобы провести ту громадную работу, которую он провел, ему приходилось изо дня в день учиться. У нас часто считают так: ну, кончил семилетку – и делу конец, и дальше делать нечего, или: кончил техникум – и дальше как будто бы учиться не надо. Но это, товарищи, не так. По ходу дела приходится постоянно учиться. Вот, скажем, работаем мы в комиссариате, мы уже не молодые, а мы, как школьники, каждый вечер уроки готовим. Надо выступать перед пионервожатыми – значит, надо посмотреть иностранную литературу: как там, за границей, фашисты воспитывают своих ребят, что они делают, чтобы из ребят воспитать фашистов, как они умеют подходить к ребятам; а также мы должны посмотреть, как там работают коммунисты, как они там действуют. Ведь это все надо почитать, надо уроки поучить, это не просто перо обмакнуть. Это значит – надо почитать литературу и поговорить с людьми. Выходит так, что всю жизнь уроки учишь, и никакой настоящий работник иначе не работает. Приходится приобретать всё новые и новые знания.

Поэтому надо нам, чтобы наши ребята тоже так воспитывались, чтобы они умели постоянно, по ходу дела, книгой, газетой пользоваться и умели организовать свою работу по-настоящему. Этому учит учитель в школе, но этому должен и вожатый учить ребят. Но для того, чтобы учить ребят, ему самому надо уметь это делать. И вот сейчас, когда подбираются вожатые, надо таких вожатых подбирать, которые бы хоть семилетку кончили, которые бы всерьез относились к делу учебы, серьезно умели самостоятельно учиться дальше, чтобы они не только ждали, когда их на какие-нибудь курсы пошлют, а чтобы они умели пользоваться книжками, умели выслушать доклад и умели внимательно вглядываться в жизнь и учиться из жизни.

Дело ячейки комсомола не только выбирать тех ребят и вожатых, которые кончили семилетку. Семилетка – это минимум, и надо, чтобы ячейка комсомола помогала ребятам, помогала вожатым в учебе, чтобы она не считала, что вот, мол, выбрали, назначили вожатого – и дело кончено, а помогала бы ребятам вооружаться знанием и дальше, а то без этого иногда выходит при всем нашем желании вместо помощи чепушинка.

Много примеров я приводить не буду, вы, наверное, из жизни знаете, как это бывает. Надо объяснить ребятам, а как объяснить – не знают. И вот иногда вожатый идет по самому легкому пути: перелистывает книгу – вот лозунг какой-то; его спрашивает пионер по существу, а он ему старается лозунгом ответить. По существу он разъяснить ему не может, так как он сам не знает, что нужно вложить в этот лозунг.

Вот у нас была Международная детская неделя. Все пионервожатые хорошо знали лозунги, а вот объяснить, что такое международное движение, почему пролетарии всех стран должны соединяться и почему в этом залог того, что буржуазия будет во всех странах свергнута, – этого очень многие пионервожатые не сумели объяснить.

Из бесед с отдельными пионерами я убедилась, что лозунги они выучили, но не понимают по-настоящему, что значит «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», какой смысл в этом, какое это глубокое значение имеет и какой в этом призыве заключается залог победы; этого очень многие вожатые не сумели ребятам объяснить. Поэтому наша Международная неделя не совсем так прошла, как надо было. Собирали интернациональный пятачок, а вот спросишь пионерчика, объяснили ли ему, зачем это надо: «Да, да, – отвечает он, – мы знаем, что буржуазия тоже голодает, все голодают сплошь».

Учительнице, может быть, некогда было, а дело вожатого – проверить, посмотреть, понимает или не понимает пионер, что это за пятачок. Оказалось, что во многих местах не разъяснили ребятам этого как следует.

И тут, когда я говорю с молодежью, с молодыми учителями, с вожатыми, я им говорю: надо себя самих проверять.

Я помню, как я начала учительствовать. Я воображала, что это у меня замечательно хорошо пойдет, – неужто я грамоте не умею учить?. А вот когда начала заниматься, так другой раз сознавала, что так объяснила плохо, неправильно, потом ночь не спишь, ворочаешься: как я так сказала, как я такую ошибку могла сделать! Потом, когда проучительствовала несколько лет, я таких ошибок уже не делала. Конечно, у молодого учителя и у молодого вожатого ошибки неминуемы, но он не должен мимо своих ошибок проходить, он должен учиться их выправлять и внимательно свою работу проверять. Вот первое, что требуется, – это известный минимум общеобразовательных знаний. Я думаю, что теперь этим минимумом должна быть семилетка, и в этом отношении надо потребовать от ячеек комсомола настоящей работы, так как еще не все комсомольцы кончили семилетку. Сейчас выдвинут комсомолом лозунг: во второй пятилетке всем комсомольцам овладеть средним образованием и особенно в деревне. У нас, когда кончают семилетку, стараются ребят послать на производство, а в пионервожатые выбирают тех, которые меньше подкованы. Так ячейка поступать не может, она должна понимать всю ответственность этого дела. Не может быть такого положения, при котором бы вожатый оставался недоучкой. Тут необходимо, чтобы ячейка поставила перед ним задачу окончить и приобрести знания за семилетку.

Затем второе. Вожатые должны быть политически подкованы, политически сознательны, и в этом отношении ложится большая ответственность на ячейки комсомола: чтобы они проверяли политические знания вожатых и чтобы они помогали им, чтобы они не только требовали, а точно также помогали им политически расти. Надо не только посылать вожатых на курсы, а надо знать, что происходит в повседневной жизни вожатых, по-товарищески подходить к ним, втягивать их в кружки, помогать учиться и т. д.

Затем такое дело. Не всякий годится в вожатые. Для того чтобы быть вожатым, надо быть активным общественником, самому умело вести общественную работу, не только: кончил семилетку, немножко знаешь политграмоту – и делу конец. Этого мало. Необходимо в вожатые выбирать лучших активистов-общественников, которые показали себя на работе. Нельзя так подходить, Что, раз некуда себя деть, значит, надо пойти в вожатые. Тут надо стараться, чтобы вожатые были ударниками-общественниками, чтобы они были ударниками не только по названию, а по существу дела. Мы говорим, что пионеры должны быть всем детям примером. Я, признаться, не очень люблю эту фразу: она развивает чванство, хвастовство, – но вот вожатые уже для пионеров непременно должны быть примером. Вот поэтому вожатому надо непременно быть общественником, ему надо быть таким человеком, который понимает, что такое социалистическое строительство; ему надо этим делом живо интересоваться и чувствовать его,

Мне часто пишут и вожатые: «Я все обязательства выполнил, а с меня еще что-то требуют». Он удивляется, что с него требуют. А с него требуют того, чтобы он равнодушно не относился к тому-то и тому-то. Вот идет борьба за .что-нибудь, .например за то, чтобы метро построить как следует. Может ли вожатый равнодушно относиться к этому? Как-то Ленин в своей известной речи на III съезде комсомола – все читали ее? (Голоса. «Все».) – говорил о коммунистической морали. Что значит коммунистическая мораль? Это значит, что успехам дела, успехам социалистического строительства, успехам борьбы за рабочее дело человек придает громадное значение и за дело рабочего класса, за дело' социализма готов бороться до последней капли крови.

Вот сейчас идет чистка партии. Что от партийцев требуют? От партийцев требуют, чтобы они были выдержанными партийцами, чтобы они умели отдавать себя целиком на борьбу за дело рабочего класса, не только взносы партийные платили, а были активистами. Комсомольцы от своих членов тоже требуют, чтобы они были активными, чтобы они были вместе с рабочей массой, чтобы они умели подходить к массе. Надо, чтобы комсомольцы требовали от пионервожатых того же самого. Нельзя так подходить, что если ты активист, так иди на производство, там работай, а если ты пассивный и смотришь так, как раньше говорили «ковыряя в носу», так мы тебя в вожатые выдвинем. Если так комсомольская ячейка рассуждает, так она в корне не права. Пионервожатый сам должен смотреть, чтобы быть активным, чтобы работать и принимать близко к сердцу социалистическое строительство и борьбу и учиться тому, как быть этим активистом.

И наконец последнее. Вот хорошо подготовленный, знающий вожатый, политически сознательный, активист, общественник, а все же может быть, что он в вожатые не годится. Для того чтобы быть вожатым, надо знать ребят, уметь влиять на них, пользоваться у них авторитетом.

Мне приходилось жить за границей, наблюдать, как там буржуазия через своих слуг старается влиять на молодежь. Вот жила я во Франции. Там влияют на ребят через католическое духовенство, а католическое духовенство ловко умеет действовать на ребят. Как оно действует? Вот идешь по лесу и видишь такую картину: играют ребята, католический священник сбросил с себя поповскую одежду и играет с ребятами в городки. Почему он так делает? Потому, что он знает, что этим он подкупает ребят, он умеет ребят увлечь, он умеет ребят активизировать. Затем, как они умеют использовать искусство? Они используют пение в церкви, так как в их католической церкви не только слушают, но сами поют. Это громадное влияние оказывает на настроение ребят. Раз как-то утром в Париже я подхожу к окошку и вижу такую сцену: дети, одетые в саваны, со свечками в руках, на рассвете хоронят умершую девочку. Все это построено так, чтобы при помощи всех этих обрядностей действовать на чувство ребят. Это сплошное безобразие, но проводится оно умело, ловко.

Сейчас буржуазия знает, что через попов в настоящее время трудно действовать на ребят, когда так сильно развита техника. Поэтому буржуазия создала бойскаутскую организацию. Это очень продуманная система. У нас знают, что бойскаутизм – нечто враждебное. Если спросишь нашего пионервожатого, что такое бойскаутизм, пионервожатый скажет: «У-у, бойскаутизм – это буржуазная организация, он не может быть у нас допущен». А как с ним бороться, что ему надо противопоставить? Вот этого-то часто вожатые и не знают, заботятся лишь о том, чтобы у нас все было иначе, чем это делают бойскауты. Разве в этом суть?

Когда вы будете изучать бойскаутизм, вы увидите, как ловко буржуазия подходит к ребятам, как она знает психологию ребят. Там никогда вожатый бойскаутов не будет просто командовать. Он умеет активизировать ребят, он умеет давать ребятам задания, он умеет их увлекать.

Возьмем фашизм. Вот в рядах фашистов много молодежи. Почему это? Потому, что, зная психологию ребят, умея к ним подходить, пользуясь тем, что ребята еще малосознательны, они умеют вырабатывать из них своих сторонников.

Нам, для того чтобы воспитывать детей в духе коммунизма, в духе борьбы за коммунизм, нужно умело влиять на ребят, а для того, чтобы влиять на них, нужно знать психологию детей.

У нас бывает так, что среди пионеров окажется какой-нибудь шалун, который не научился еще владеть собой, не знает, куда избыток своих сил приложить, а ему сейчас же закатывают строгий выговор, его записывают в дезорганизаторы и исключают из отряда. Мы говорим: не так надо делать, надо посмотреть, что это за парень, что его интересует, и поставить его на ответственную работу – на ту работу, которая его интересует. Предположим, парень хорошо поет, имеет музыкальный слух. Не надо смотреть, что он шалун, а вот поставить его на работу и сказать ему: организуй хор, – при этом надо его научить, как организовать этот хор. Он скоро так увлечется работой, что сам будет смотреть за тем, чтобы не было дезорганизаторов. Другого парня интересует, предположим, техника. Поставьте его на эту работу, и пусть он целиком займется ею. Я знала мальчика, которого обязательно в дезорганизаторы можно было бы записать. Это мальчик исключительно талантливый, его интересует техника. Когда его сумели послать в техническую станцию и показать ему, как надо действовать, этот мальчик стал неузнаваемым. От его дезорганизаторских выходок и следа не осталось. Надо уметь подойти к ребятам, надо уметь их сорганизовать, повлиять на их работу.

Поэтому пионервожатому надо иметь известную педагогическую подготовку. Это не значит, что он должен пройти весь курс педагогики, теорию педагогии. Не в этом суть дела. Суть дела в том, чтобы знать ту часть педагогики, которая учит, как надо к ребятам подходить, как надо на ребят влиять. А это надо пионервожатым знать, потому что часто пионервожатый судит о ребятах по себе. Ему ничего не стоит отмахать пять верст – силы у него много, – и он считает, что и пионер может пройти пять вёрст без передыху. Может ли маленький пионерчик пять верст отмахать без отдыха? А вожатый не сделает вовремя остановки, не даст ребятам отдохнуть. Часто вожатые судят по себе и возлагают на ребят непосильную работу. Для того чтобы этого не было, вожатому надо быть немножко педагогически подготовленным.

Видите, как много, по-моему, надо, чтобы быть хорошим пионервожатым: во-первых, надо уметь учиться; во-вторых, быть политически грамотным; в-третьих, быть активистом-общественником; в-четвертых, знать ребят и знать, как надо их организовать. Вот четыре основных требования. К подбору вожатых ячейки комсомола должны подходить не формально, а по существу. Задача ячеек не только подготовить вожатых. Ячейки должны смотреть, как работают вожатые. Вот Энгельс – вы слышали имя Энгельса? – много писал о воспитании детей. Он писал о том, как надо организовать рабочих, как партию надо организовать, и он употребил такое выражение: «Качество пудинга познается во время еды», т. е. «хорош ли пирог, узнаешь, когда начнешь его есть». Это выражение можно применить и к вожатым. Хорошо ли подготовлен вожатый, можно узнать тогда, когда посмотришь, хороша ли его работа, годится он или не годится. Поэтому ячейки не должны успокаиваться на том, что они подготовили вожатых; они должны посмотреть, как вожатые работают, что за ребята у них, умеют ли они объяснять ребятам или не умеют, умеют ли они организовать их или нет, умеют ли они организовать общественную работу или не умеют.

Возьмем вопрос общественной работы. Разная общественная работа есть. Есть такая общественная работа, на которой ребята растут, а есть такая общественная работа, которая только ребят утомляет. Мне пришлось наблюдать такую картину. Выходят ребята с плакатами, с лозунгами, а спросишь пионера, что эти лозунги значат, – он не знает, вожатые не объяснили ребятам, дали приказ и сказали на ходу: надо проводить такую-то работу , – а зачем, почему – не объяснили. Дело не только в том, что они делали, а чтобы они на этой работе росли. За этим должен смотреть вожатый. Вот возьмем сбор утильсырья. Сначала ребята горячо взялись за это дело. Когда я узнала, сколько каждому пионеру пришлось собрать этого утильсырья, жутко стало: ведь он должен был с утра до ночи работать, и почитать ему некогда было, и поучиться некогда было. А спросишь, зачем утильсырье собирают, – этого не знают.

Я думаю, что конкурс подымет сознание пионервожатых, научит пионервожатых самим над собой работать и стать действительным примером для ребят, а ячейки научатся помогать вожатым работать. Если это будет так, то все пионерское движение удастся поднять на высшую ступень.

Желаю, товарищи, вам успеха в вашей работе, желаю, чтобы каждый из вас был ударником на этом фронте воспитания подрастающего поколения в духе ленинизма,

1933 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты