КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РЕЧЬ НА ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕТСКОЙ НЕДЕЛИ
Товарищи из комсомола, пионервожатые выступали тут и задевали много больных вопросов. Но мне кажется, что надо гораздо больше самокритики в этом вопросе. Я не хочу упрекать выступавших товарищей, но мне кажется, что шире надо поставить вопрос, выявить, достаточно ли правильно мы ставим дело интернационального воспитания. В связи с Международной детской неделей я попробовала разговаривать с ребятами, которые, кроме школы и пионеротряда, дома не слышат разговоров на эту тему. Мы меряем часто всех ребят на одну мерку. Вот у нас выступает актив; иногда у нас замечательно ребята выступают, прямо удивляешься, как они хорошо умеют говорить, какие большие вопросы они задевают. Но это актив. А ведь у нас много таких ребят, которые от родителей ничего не слышат, которые от старших братьев – комсомольцев, комсомолок ничего не слышат, которые знают только то, что они слышат в школе, в пионеротряде. И, когда перед этими ребятами поставишь вопросы не так, как они обыкновенно ставятся, когда подойдешь не с точки зрения лозунгов, часто вдруг обнаруживается, что ребята не знают самого основного. Какая-нибудь девчурка часто повторяет то, что она слышала на последнем уроке о Германии, о других странах, но она не понимает самого основного – в чем суть капитализма, что такое фашизм; берутся только внешние признаки, а смысла, самого содержания часто не понимают. Пришлось, например, слышать такие ответы. Вопрос о колониях, о разделе мира – ведь это важнейший вопрос, а когда я одну девчурку спрашиваю: «Ты слышала, что такое колония, вам говорили на уроке?», – она говорит: «Говорили». – «Ну, скажи мне, что такое колония». – «Социалистическая республика». А девчурка – пионерка, хорошая девчурка, хорошо учится, но никто ей и не подумал объяснить, что такое соцреспублика, что такое республика. Тут правильно т. Шацкий связал вопрос интернационального воспитания с вопросом о дружеской связи с ребятами других национальностей. Вы знаете, что я слышала от ребят во время Международной недели? Не со злобы, не так, как говорят антисемиты, а совершенно спокойно ребята мне объяснили: «Евреи – это буржуи». Они повторят вам все лозунги, а вот кто такие евреи – не знают. Мы забываем, что наши ребята растут совсем в других условиях, чем, например, росло старшее поколение нашего комсомола. Ведь как раньше бывало, в прежние годы? Идет забастовка – ребята в этой забастовке тоже принимают участие. Было постоянное участие ребят в борьбе взрослых. Сейчас будет пятнадцатилетие комсомола. Целый ряд комсомольцев пишет воспоминания о своем детстве. Вы увидите, что тогда вопрос шел о серьезной борьбе. А мы сейчас превращаем – что не может не волновать – дни Международной детской недели в дни, когда ребята лишь развлекаются, митингуют. В школах устраиваются «международные конгрессы». Спрашиваешь ребят: «Интересно было?» – «Да, интересно, много плясали». Понятное дело, что ребятам весело поплясать, но это показывает, что к «международному конгрессу» у нас подход часто неправильный. Возьмите игры. Я думаю, что в Международную детскую неделю, вообще в вопросы интернационального воспитания меньше надо вносить игр. Товарищ из Германии, выступая, правильно подчеркнул, что наши советские ребята часто не представляют себе тех тяжелых условий, той героической борьбы, которую ведут в Германии пионеры, которым надо громадное мужество для того, чтобы возразить учителю, сказать ему, не согласиться с ним, защищать, например, ту же Советскую Россию. Часто нашим ребятам это представляется очень простым. Мне кажется, что в Международную детскую неделю и в дальнейшем ребятам необходимо побольше рассказывать о борьбе, которую ведут ребята в других странах. Вот мы говорим: «у них и у нас», – рассказываем, что там ребята голодают, ребят бьют и т. д., но самое содержание борьбы, как они борются за свои идеи – а они борцы за эти идеи, – мы мало подчеркиваем. Вот спрашиваешь, ребят, что делают. «Мы интернациональные пятачки собираем». – «Зачем?» – «В буржуазных странах, говорят, ребята голодают. Там и буржуазия голодает». У малосознательных ребят привкус совсем не тот получается, который надо. Надо понять, что во всем мире идет борьба, борьба пролетариата, борьба трудящихся против буржуазии. Как она идет – об этом надо рассказать, надо, чтобы ребята почувствовали. Часто ребята этого не знают. Они знают повседневную борьбу, которая у нас идет, это они понимают. Что такое ударник, они понимают. Уже теперь ребята не пишут, что при социализме никто ничего делать не будет, как писали в начале революции. Теперь, конечно, они понимают это. Но надо, чтобы они и международную борьбу понимали и чтобы они понимали одну вещь – что наши ребята в лучших условиях растут: они имеют возможность и учиться, имеют возможность приобретать очень много знаний, неискаженных, настоящих, подлинных знаний, знаний о прошлом, о настоящем, о революции у нас и в других странах. И это их к очень многому обязывает. Вот говоришь с ребятами, рассказывают: вот был «международный конгресс», постановили лучше учиться по русскому языку. Это, конечно, хорошо. Но, какая тут связь с международным движением, ребятам никто не объяснил. Тут выпало звено. Надо сказать: в Международную неделю мы должны отдать себе отчет, что мы должны быть передовыми борцами, а для того, чтобы быть передовыми борцами, нам надо очень много знать, много учиться, поэтому мы должны овладеть умением писать, умением говорить, умением не только читать, но понимать то, что читаешь, понимать весь глубокий смысл читаемого. А то иногда слова читают, а что они значат –: не понимают. Если бы мы сумели нашим ребятам так объяснить, чтобы они поняли, что они борцы и должны быть борцами, – это было бы интернациональное воспитание. Если бы можно было дать нашим ребятам почувствовать все значение международной солидарности – совсем не для того, чтобы они заплакали, нам не нужны ребячьи слезы – не в этом дело, а для того, чтобы укрепить их волю к борьбе, чтобы из наших ребят выковать борцов, – это было бы дело. И наша обязанность, обязанность учителя, преподавателя обществознания, и не только учителя, преподавателя обществознания, но каждого учителя, в особенности учителя-марксиста, и каждого вожатого – уметь ребят зажечь пониманием того, что происходит в мире, вооружить их для этой борьбы знанием, волей к борьбе. И будет очень хорошо, если каждый скажет: «Да, я понимаю, мне придется еще бороться, с меня будут спрашивать ребята других стран, чтобы я был передовым борцом, и для этого я должен много знать, что знания и раньше всегда были необходимы, а сейчас больше чем когда-нибудь; верно, что знание – сила, и поэтому я должен учиться». И тогда связывание интернационального воспитания со стремлением учиться, обещанием учиться и получит другой смысл. А если просто неизвестно почему потанцевали, а потом говорим: по русскому языку будем хорошо учиться, – это никуда не годится. И вот я, товарищи, думаю: каждый учитель должен отдать себе отчет, достаточно ли он обращает внимания на вопросы интернационального воспитания, не полагается ли он на то, что, дескать, по программе об этом говорилось в III группе, а в IV уже не надо об этом говорить – в программу это не входит. Надо уметь возвращаться к пройденному. Настоящий преподаватель умеет это делать не в такой форме, что просто повторяет: «Пролетарии всех 'стран, соединяйтесь!», – а умеет связать весь курс, который проходится, с вопросом интернационального воспитания. И особенно это надо помнить также и пионервожатым. Ведь они не только в школе, они и вне школы должны влиять на ребят, и они должны разъяснять самое основное, уметь организовать ребят. Конечно, можно сделать и из интернационального пятачка большое дело, из переписки большое дело, из встречи ребят большое дело. Но надо подумать, как это сделать так, чтобы это запало ребятам в душу на всю жизнь. Тут товарищ выступал и говорил об октябрятах. Да, конечно, с самых малых лет надо воспитывать этот интернациональный дух, надо, чтобы ребята с колыбели, как говорят, с молоком матери его всасывали. И необходимо, конечно, пионеру думать о том, что, если малыша встречаешь, – это не просто существо, мимо которого проходить надо. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из вас, если вспомнит свое раннее детство, перед ним встанут яркие картины, на всю жизнь врезавшиеся в память. Поэтому я думаю, что веселить ребят надо, конечно, но надо научиться и говорить с ребятами всерьез, уважать ребенка и понимать, что это будущий коммунист, будущий борец на фронте международной борьбы за победу революции. И надо, чтобы ребята поняли, что эта борьба неизбежна, что эта борьба – серьезная борьба и что надо им как-то к этой борьбе примкнуть. А то мы часто говорим ребятам общие истины, ребята у нас повторяют хорошие лозунги, а надо, чтобы это захватило их. И превращать это в игру не следует. И вот выступление товарища из Германии это особенно подчеркивает. Мы должны не только писать ребятам за границу: «Ах, у вас, ребята, безработица, а мы живем великолепно. У вас все плохо, а у нас хорошо». Не об этом писать надо, а надо, чтобы ребята, прочтя это письмо, поняли, что у нас в стране растут настоящие товарищи для них, которые помогут им в их борьбе. Товарищи, сегодняшнее собрание должно, мне кажется, положить начало нашей совместной работе по интернациональному воспитанию. 1933г.
ВЫБИРАТЬ САМОЕ ВАЖНОЕ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ КОМСОМОЛЬЦЕВ МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА)
Товарищи! Ваша инициатива проверить себя, насколько вы широко и умело проводите указания Ленина, еще раз вдуматься в эти указания, имеет очень большое, значение. Когда В. И. Ленин говорил какую-нибудь речь, писал какую-нибудь статью, для него самым важным было, чтобы эта статья являлась руководством к действию. Когда мне рассказали о сегодняшней вашей конференции, я подумала: вот это настоящее дело – проверить себя. Поэтому, товарищи, прежде всего примите от меня мой горячий привет. Товарищи! Владимир Ильич не только комсомолу – он всем коммунистам говорил о необходимости постоянно и упорно учиться. Ведь мы строим социалистическое общество. Дело небывалое, и, чтобы осуществить его, надо' особенно много знаний, надо уметь связывать теорию с практикой. Когда Владимир Ильич говорил о необходимости овладения всей суммой знаний, он в то же время говорил об умении выбирать из этой суммы знаний самое важное и самое необходимое. Приглядываясь к тому, как учится сейчас наша молодежь, мне кажется, что очень часто бывает так, что человек тонет во всей сумме знаний, которыми он хочет овладеть, и что важно и что неважно – этому он не придает особого значения. Правда, постепенно он начинает подходить к учебе более углубленно, но надо с самого начала учиться выделять существенное от второстепенного. Возьмем пример. Среди нас есть пионервожатые. Мы должны ребят с малых лет воспитывать в интернациональном духе. Если мы посмотрим, что делается в буржуазных странах, то мы увидим, как там фашисты и в школах и вне школ начиняют детей националистическими настроениями и как они воспитывают в молодежи ненависть к интернационализму. А мы достаточно ли глубоко ставим интернациональную работу с ребятами? Я разговаривала с рядом пионеров и старалась выяснить, как они понимают, для чего нужно международное объединение рабочих. Оказывается, некоторые из них не знают самого основного. У них есть «линейки», у них есть хорошие обществоведы, которые говорят им много о международном положении, но самого главного ребята не знают, не знают, что объединяться надо для совместной борьбы с буржуазией. Какое же это интернациональное воспитание? Сравнивая свою жизнь с жизнью зарубежных ребят, ребята говорят: «У нас хорошо, у них плохо». Одна девочка сказала, что за границей буржуазия голодает. Мы видим здесь смешение всех понятий. Необходимо, чтобы комсомол подготовлял себе смену, – это одна из важнейших задач. Ребятам нужно рассказать самое основное о борьбе, которая идет во всем мире между рабочими и капиталистами. Ребята не знают часто, что значит «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Они заучивают разные лозунги и положения, не понимая этого. Я рассказываю это не для того, чтобы всецело сосредоточить ваше внимание на ребятах. Дело это, конечно, важное. Но мне кажется, что в пропаганде, которую вы ведете среди беспартийной молодежи, вам тоже надо особенно обдумать, как выделять существенное от второстепенного. Сейчас на фабрики и заводы приезжает много молодежи из деревни. Среди этой молодежи надо вести неустанную пропаганду. Комсомольцам приходится работать и говорить не только друг с другом, но и со взрослыми рабочими. Иногда этот разговор заставляет рабочего над многим задуматься. Из деревни едет в город много молодежи и взрослых, которые еще не до конца изжили свои мелкособственнические настроения. Надо, чтобы комсомольский актив, который давно варится в котле производственной жизни, которому благодаря этому легче было воспринять основы учения Маркса – Энгельса – Ленина, умел подойти к этим рабочим, повлиять на них. Это очень важно. Было бы неправильно, если бы мы думали, что нам уже не надо учиться, что нам не надо всматриваться в жизнь и перестраивать ее по-новому. Вот возьмите такой факт: на заводе 140 человек неграмотных. И вы можете спокойно сидеть и говорить об этом! На культурном фронте, как и на всяком, ничего без борьбы не добьешься. Нам надо бороться и за то, чтобы у нас не было ни одного неграмотного, ибо в основном мы стали страной грамотной. Вопрос не только в одной грамотности. Грамотность – это маленький кусочек культурной работы. А как обстоит дело с остальной культурной работой? Возьмем библиотеки. Рядом с заводом существовала библиотека, которая называлась «Пролетарская кузница». Здесь товарищ говорил, что библиотека относится к «Динамо». Это неверно. Эта библиотека обслуживала семьи рабочих и вашего завода. Эту библиотеку закрыли, чтобы воспользоваться ее помещением, а книги сбросили в подвал. Вспомните культпоходы. Сколько было шума вокруг них! Там были культштурмовки, культавралы и т. д. Но, вскрывая отрицательное, все-таки, товарищи, надо сказать, что эта работа имела свои положительные результаты. Если мы посмотрим на все произведения Ильича, особенно на последние его статьи, когда уже окончилась гражданская война, мы видим, как он всегда на вопросах культурного строительства подробно останавливался. И тут очень многое надо сделать, и молодежи, конечно, надо тут проявить большую активность. Городская заводская молодежь должна показать деревне, особенно деревне отсталых национальностей, что нужно сделать и как сделать. Комсомольцы должны проверить себя, еще раз прочитать речь Ильича и зарядиться как следует для большой работы по организации по-новому всей жизни: в быту, в работе и в учебе. Тут надо вглядываться в жизнь, и всякая инициатива должна обсуждаться со всех сторон. 1933 г.
|