Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ДО КОНЦА ЛИКВИДИРОВАТЬ НЕГРАМОТНОСТЬ И МАЛОГРАМОТНОСТЬ




 

Всякий комсомолец читал, конечно, речь Ленина на III съезде комсомола в 1920 г. Посвящена она вопросам коммунистического воспитания молодежи. Эта речь сыграла крупнейшую роль в воспитании комсомола, наложила печать на всю его дальнейшую деятельность. Эта речь остается руководством к действию для каждого комсомольца, каждой комсомолки.

Хорошо было бы, если бы эту речь перечитал еще раз каждый комсомолец в связи с 15-летием ленинского декрета о ликвидации неграмотности. Эта годовщина декрета о ликбезе исполняется сегодня, 26 декабря 1934 г. В речи на III съезде комсомола Ильич специально говорил о ликбезе. Вопрос этот не стоял у него на отлете, он был органически связан у него со всеми другими вопросами коммунистического воспитания.

Вопрос о ликбезе Ильич никогда не рассматривал как какой-то «культурнический» вопрос. Он ставил задачу ликвидации неграмотности как вопрос классовой борьбы, тесно увязывая ее с вопросами политики и хозяйственного строительства. Резко боролся он с Пролеткультом, пытавшимся отгородить вопросы культуры от вопросов классовой борьбы. Ильич подчеркивал, что классовая борьба принимает новые формы, что борьба идейная приобретает особое значение, говорил о том, как темнота и безграмотность мешают строительству социализма, и в то же время он говорил, что коммунистическая молодежь должна свои знания передавать другим, бороться общими силами за общее дело, не обособлять свою работу от общей борьбы рабочих и крестьян за жизнь просвещенную и светлую.

Комсомол много поработал на фронте ликвидации безграмотности. За пятнадцать лет изменилась вся обстановка борьбы за знания. Изменилась база культуры – хозяйственный уклад нашей Страны Советов стал социалистическим, проведено всеобщее обязательное обучение, многие миллионы взрослых обучены грамоте. Показателем культурного роста является, например, наплыв читателей в библиотеку, громадный спрос на книгу. Отрицать все это может только слепой или озлобленный человек. Культурный рост нашей страны громаден. Но может ли молодежь сложить руки и считать, что дело ее в области ликвидации неграмотности и малограмотности закончено? Не по-ленински это было бы. «Дело веков поправлять нелегко», пережитков старого еще много. Разве молодежь может закрывать глаза на то, что допризывники еще не сплошь грамотны, что среди молодежи метро, на новостройках, в деревне надо упорно еще работать над делом ликвидации неграмотности и малограмотности. По постановлению XVII партсъезда должна быть во вторую пятилетку до конца ликвидирована неграмотность и малограмотность. В этой области нужна еще большая, упорная, повседневная работа.

Возьмем пример.

Горьковский край. Кулебаки. Металлургический завод. Теперь он будет носить почетное имя Сергея Мироновича Кирова. Весной текущего года у библиотечного управления завязалась с завкомом этого завода переписка в связи с тем, что библиотека этого завода отказалась давать книжки пекарям соседнего хлебозавода № 8. Сейчас библиотека раскрыла свои двери для пекарей, устроила для пекарей передвижку. Хорошо это. Но Ильич учил каждое дело доводить до конца, закреплять его.

Мы попросили местных работников последить, как будет развиваться культработа на металлургическом заводе и на хлебозаводе № 8. «К сожалению, установлено, – пишет секретарь Кулебакского горкома т. Каракозов, – что на заводе имеется 245 человек неграмотных. Раньше никто этим не интересовался и думали, что нет неграмотных. Организовали работу по ликбезу. Неграмотные рабочие – по преимуществу те, которые недавно прибыли из деревень. По возрасту – главным образом «середняки», но есть и молодежь».

А хлебозавод № 8? Кулебакские пекари в ответ на мое письмо написали: «Мы хотим работать в культурных условиях – и мы таких условий добьемся». И добились. В № 32–34 «За марксистско-ленинскую учебу» сообщается: «Сейчас кулебакский хлебозавод не узнать. Очищенный от разных отбросов двор, оштукатуренные и выбеленные стены. Отремонтирована и работает машина «Лютце». Устроены тележки для подвоза муки к мукосевам. Три раза в день производится мытье полов. Аккуратно и чисто стираются халаты рабочих-пекарей. Посажены цветы. Организована регулярная врачебно-санитарная проверка состояния пекарен и здоровья рабочих. Перед работой и после нее рабочие могут принимать душ. Культурные условия работы отразились на производительности труда: брак в хлебопечении снизился теперь с 0,25% до 0,15%. Сделано много, однако сделать осталось еще не меньше. Культурно-массовая работа на заводе продолжает отставать. И тут без помощи Дома культуры, районного отдела народного образования и других культурных учреждений- района, силами одних заводских организаций не справиться. Библиотека-передвижка на заводе организована и работает регулярно, но не все еще рабочие стали читателями (читателей 32 из 76 человек). Читают главным образом Горького. Есть много рабочих, которые плохо читают и понимают книгу. Часть рабочих неграмотна, а кружок по обучению неграмотных и малограмотных не организован, не организованы громкие читки газет и книг».

Перестроить завод оказалось легче, чем ликвидировать неграмотность и малограмотность нескольких десятков пекарей! А что сделал для помощи пекарям комсомол?

Вот хлебозавод Автозаводского района Горьковского края. «95-й барак на Западном поселке, в котором живут пекари, – пишет библиотечный инспектор т. Кобозева, – к зиме остался неподготовленным, не ведется никакой культурной работы в бараке с рабочими-пекарями. В красном уголке 95-го барака процветает картежная игра и хулиганство. А между тем все условия к развертыванию культурно-массовой работы на хлебозаводе имеются, на заводе имеется хорошая библиотека-передвижка. В этой библиотечке имеются такие книжки, как Шолохова «Поднятая целина» (4 экземпляра). Рабочие об этом не знают, а передвижник т. Бугров никакой работы с книгой не ведет, громкого чтения с рабочими не организует, рекомендательных списков книг не вывешивает. Плохо на заводе с ликвидацией неграмотности, учтенных неграмотных и малограмотных на заводе числится 80 человек. Кружок по обучению неграмотных создан, но посещаемость его крайне низкая. И это объясняется не тем, что рабочие не хотят заниматься, – наоборот, рабочие хотят ликвидировать свою неграмотность и малограмотность, но условий для их учебы не создано. Закрепленного помещения за школами нет, рабочие оканчивают работу в 4 часа и до 6 часов вынуждены ждать прихода преподавателя, живут рабочие от завода за 3–4 километра. Все это говорит о том, что ни парторганизация, ни завком не проявляют должной заботы о культурной работе среди пекарей».

Возмутительные факты. Но разве нет там комсомола, разве комсомол может спокойно относиться к таким фактам?

Я могла бы привести таких примеров немало. Вот сейчас целый ряд заводов, районов, целая область будет носить имя Сергея Мироновича Кирова. Разве не дело комсомола поднять работу по учебе взрослых в этих районах на социалистическую высоту?

Я не сомневаюсь, что комсомол крепко, со всей свойственной ему молодой энергией за это дело вновь возьмется и завет Ленина, указание партии доведет до конца.

1934 г.

 

О РАБОТЕ С МАЛЫШАМИ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)

 

Дорогие ребята, недавно одна работница рассказала мне, что, дожидаясь сына в школе, она видела, как в перемену старшие ученики обижают младших ребят, щелкают их, гоняют, у тех затравленный вид. Работница ужасно была возмущена.

Ребята, неужели это возможно? Неужели пионеры где-нибудь обижают малышей или спокойно смотрят на то, как их одноклассники обижают школьников младших классов? До сих пор этого не бывало, и я думаю, что это единичный случай; думаю, что пионеры нигде таких вещей не потерпят. Не правда ли, ребята?

Пионерам надо взять младших ребят – дошкольников, ребят младших классов – под свою пионерскую заботу.

Что это значит? Те, у кого есть маленькие братишки или сестренки, не должны просто на них покрикивать: «Уйди!», «Не мешай!», «Не трогай!», «Отстань!»... Пионер должен помнить, что младшие братья и сестры – это его смена. В правилах поведения юных пионеров говорится: «Пионер – всем детям пример». Конечно, эти слова нельзя понимать в том смысле, что вот пионер надел пионерский галстук и от одного этого стал он головой выше всех ребят, командовать всеми может. Нет! Но пионер, работая в пионерской организации, должен становиться примером организованности, выдержки, должен уметь держать себя в руках, должен быть примером общественника, который помогает взрослым в меру своих сил налаживать как можно лучше всю жизнь.

Вы знаете, ребята, что маленькие детишки подражают старшим братьям и в худом и в хорошем. Старший брат грубо отвечает бабушке, ругается – и младшие начинают язык бабушке показывать и ругаться; старшая сестренка капризничает, плачет из-за всякого пустяка – и младшие капризничают: рев по всей квартире идет. Старшие любят читать, обертывают книжки в бумагу, берегут их – и младшие книжками начинают интересоваться, не рвут их, не пачкают, делают вид, что книжку читают; старшие моют руки перед едой, и младшие тоже и т. д. и т. п. Вы сами таких примеров насчитать можете много. Старший брат, старшая сестра – младшим братьям и сестрам пример. Об этом должны помнить пионеры и за собой следить. Уж одно это будет большой помощью родителям в налаживании культурной семейной жизни.

И другое. Надо все же пионерам поглядывать за тем, чтобы их младшие братишки и сестренки были умыты, чисто и опрятно одеты и вовремя накормлены. Родители часто заняты бывают на работе, и остаются малыши беспризорными. Надо, чтобы пионеры помогали родителям в заботе о младших. Это не значит, конечно, что пионеры и пионерки должны превращаться в нянек младших ребят. У нас всеобщее обязательное обучение, и пионеры и пионерки должны аккуратно посещать школу, готовить уроки, много читать. Пионеры и пионерки – общественники, они должны выполнять постановления своей организации, вести общественную работу. Пионерам и пионеркам надо и отдохнуть, побыть на свежем воздухе, побегать, поиграть, попеть, повеселиться. Без этого не вырастут из ник крепкие, здоровые люди. Об этом нельзя забывать. Нельзя превращать пионеров и пионерок в нянек, загружать их сверх всякой меры домашней работой. Но пионеры не хотят и не будут расти какими-то белоручками, барчатами. И от заботы о младших братишках и сестренках они не будут отказываться. В чем смогут – родителям в этом отношении помогать будут. Чем и как – это надо решать в каждом отдельном случае. Как вы думаете на этот счет, ребята?

И наконец вот еще о чем. Иногда надо и поиграть с малышами, порисовать для них, сделать для них какую-нибудь игрушку, научить их какой-нибудь веселой игре, что-нибудь рассказать им. Многие пионеры и пионерки очень любят поиграть с младшими, но стыдятся этого. Это – ложный стыд. Ничего нет в этом постыдного. Вот щелчки давать младшим, дразнить их, бить – стыд и позор для пионера. А играть с младшими – тут ничего плохого нет. Тов. Ленин всегда, как вы знаете, очень заботился о младшем брате Мите и младшей сестре Мане, играл с ними, заботился о них, помогал им в учебе, когда они стали постарше.

Итак, помочь родителям в деле налаживания культурной семейной жизни пионеры могут тем, что станут примером для своих младших братьев и сестер, тем, что возьмут на себя часть заботы о них, тем, что иногда будут играть с ними, показывать им, как надо играть.

Мне еще многое хочется сказать вам, дорогие мои ребята, по затронутым мной вопросам, но сначала я хотела бы, чтобы вы обсудили это мое письмо и написали мне ваше мнение.

К борьбе за дело Ленина, юный пионер, всегда будь готов!

1935 г.

 

О СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ)

 

Дорогие ребята!

Вы знаете, как теперь волнует всех поведение ребят во -внешкольное время. Иные ребята себя ведут, точно они самые отчаянные головы: цепляются за трамваи, дерутся, толкаются, ругаются – одним словом, хулиганят. Волнуются учителя, волнуются родители. Целый ряд собраний родительских был по этому поводу. Собирались, толковали об этом учителя, комсомольцы. В больших городах это особенно наблюдается. Приедут ребята на экскурсию из деревни и удивляются, говорят: «Какие у вас ребята недисциплинированные в Москве. Мы идем, а они в нас камнями швыряют...»

Пришли ко мне как-то милиционеры, рассказывали, сколько ребят становится калеками, гибнут из-за того, что цепляются за трамваи, автомобили. Мальчиков особенно много гибнет и калечится. И, слушая их, я вспомнила, как в 1918 г. под трамвай на моих глазах попал такой «висун», мальчонка лет 10–12. Ему отрезало ноги, а он лежал под трамваем и, не переставая, кричал: «Ма-ма! ма-ма!» Но никакой мамы не было, да и чем бы она помогла?!

Такие вещи теперь можно нередко видеть, и понятно, что матери боятся за своих ребят-«висунов». На школьных собраниях, на пионерских собраниях ребята дают обещания на трамваях не виснуть, драк не заводить, держать себя как следует, но очень быстро забывают свои обещания.

Надо вам, ребята, самим всерьез взяться за это дело, положить этому делу конец. А то очень уж обидно на все это смотреть. Почему обидно? Потому, что ребята у нас ведь в общем хорошие растут. Другую дивчину или парнишку послушаешь, видишь, как они в жизнь вдумываются по-серьезному. Я вот недавно писала вам письмо о том, что надо заботиться о младших братьях и сестрах. В ответ получила много сотен писем, много из них очень интересных писем.

Больше всего мне понравилось письмо одного мальчика из г. Кирова, ученика IV класса. Он пишет о том, что вот он все думает, как бы устроить так, чтобы все ребята росли крепкой, закаленной сменой революционным борцам. Пишет он и о себе, ему трудно живется, и вот он пишет про себя: «Приходили мне иногда в голову плохие мысли, хотел начать воровать у народа. Но поборол себя. Потому что, если я заворую, на весь СССР ляжет стыд и позор». Вот это настоящий коммунист растет, с крепкой волей, прежде всего об общем деле думает, честь СССР бережет. И вот, когда с такими ребятами говоришь, так обидно на драчунов и «висунов» глядеть. Взять себя в руки не умеют. Думают храбрость показать. А какая это храбрость? Глупость просто. Отчаянные головы бывали и среди буржуев, и среди кулачья, да одно дело отчаянной головой быть, а другое дело мужество, готовность отдать все силы, а если надо, то и жизнь, за дело трудящихся. Для мужества сила воли нужна, выдержка, умение свою слабость побороть, а выкинуть штуку какую-нибудь – для этого ума немного надо. Высмеивать драчунов да «висунов» надо, а не подзадоривать их, не подражать им.

И вместе с тем надо вырабатывать в себе характер, вырабатывать у себя волю. Надо уметь побороть в себе страх, нерешительность, усталость, раздражительность. Зачем? Ясно зачем. Человек без воли – игрушка в руках всякого проходимца. Какой из него может выйти борец за дело Ленина, за дело социализма?

Есть такая пословица: «Один в поле не воин». Верно это. Нужно действовать сообща. Это хорошо знают рабочие и работницы. Сообща боролись они против помещиков и капиталистов – и победили. Сообща перестраивают они старую жизнь – и дело подвигается вперед.

Но что значит сообща бороться? Это значит, что каждый делает не так, как ему вздумается, а так, как сообща обдумали, сообща решили. Для общей борьбы, для общей работы нужна большая организованность. Нужна сознательная дисциплина. Ее нужно с детства в себе воспитывать. Она нужна не только в школе. Надо и свободное время проводить организованно. И веселее, и толку от этого больше.

Свободное от занятий время – не значит на спине лежать да в потолок плевать. Так от скуки пропасть можно. Свободное от занятий время не только на то употреблять надо, чтобы без конца развлекаться, в кино да в театр ходить. Надоест скоро, приестся. Надо уметь вести широкую, интересную общественную работу – много ее: и по озеленению улиц, и по благоустройству; и исследовательскую работу, какую ведут юные натуралисты, и шефскую работу надо вести, книгоношескую и т. д. и т. п. Надо только, чтобы это была не заседательская работа, не «нагрузка», а такая общая, коллективная работа, которая увлекает, которая организует.

Укрепляйте, ребята, пионерскую организацию, детские добровольные общества, организуйтесь, втягивайте в организацию всех ребят – это путь для изживания недисциплинированности, распущенности, глупых выходок.

В организации – сила. К борьбе за дело Ленина будьте готовы!

1935 г.

 

БЕРИТЕСЬ, РЕБЯТА, СКОРЕЕ ЗА ДЕЛО! (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ)

 

Дорогие ребята, я уже не раз писала вам о библиотеках. Многие ребята проделали большую работу по помощи библиотекам: завели порядок в своих школьных библиотеках, стали заботиться о чистоте и сохранности библиотечных книг, стали вербовать для библиотек читателей, стали отдавать свои прочитанные уже книжки в библиотеку, посылать их в сельские библиотеки. Я получила много писем от ребят в ответ на свои письма о библиотеках и ужасно рада была, что ребята становятся не на словах, а на деле друзьями библиотеки.

Но последнее время в пионерских газетах что-то не пишется о работе ребят с библиотеками. Не знаю, в чем дело. Неужто забыли про начатую работу и оказались не верными друзьями библиотеки, а друзьями на час?

Такое у меня к вам дело, ребята.

Плоховато у нас дело с сельскими библиотеками, плохо с детскими библиотеками. На селе за последние годы много пооткрывалось библиотечек, читать всем охота, но книг в них мало, книги разбираются по рукам и не возвращаются, читатели порой книги рвут, мажут, книги валяются где попало, библиотеки часто на замке, книжки стоят в беспорядке. Нужную книжку, как говорится, в такой библиотеке днем с огнем не сыщешь, пол грязный, окна непротертые, заботы о сельских библиотеках мало. Точно забыли некоторые, что говорил Ленин о библиотеках, какое значение им придавал, как звал заботиться о них.

Дорогие ребята, сейчас начат конкурс на лучшую сельскую библиотеку, на район, который наилучшим образом обслуживает библиотеками население, на лучшую колхозную библиотеку, на лучшую совхозную. Крепко включаются в этот конкурс библиотекари, просвещенцы, члены ОДН (общество «Долой неграмотность»), сельсоветы и райисполкомы, комсомол и ряд других организаций. Думаю, что должны включиться в этот конкурс пионеры и все школьники вообще. Они сами кровно заинтересованы в этом деле. Они – помощники комсомола. Они могут сделать очень много.

Если работает пионер в одиночку – это хорошо. Но «один в поле не воин». Если возьмется звено – это уж много лучше. Если возьмется целый класс – это еще лучше, а если целая школа, целый отряд, то будет совсем уж хорошо. А самое главное тут то, что пионеры будут тут работать вместе с другими организациями, в первую очередь с комсомолом, от которых многому могут научиться.

Конкурс проводится на лучшую сельскую библиотеку, поэтому главная работа тут ляжет на колхозных ребят – они будут «стоять на часах» культурности сельских библиотек. Но надо, чтобы в эту работу включились и ребята городские, чтобы они стали шефами сельских библиотек.

Надо, чтобы за работу немедля же принялись пионерские лагеря. Ребята лагерей должны быть крепко связаны, должны дружить с ребятами деревенскими, с ребятами колхозными, совхозными. Дружбу надо закреплять совместной работой. Лагерные ребята должны обсудить с ребятами ближайших колхозов, совхозов, что надо делать и как городским ребятам нужно будет помогать деревенским в их работе. Надо завести прежде всего «лагерную шефскую библиотечную тетрадь», в нее записать прежде всего, где какие библиотеки в окружности лагеря есть. Описать, что это за библиотеки, кого они обслуживают, кто им помогает. Другими словами, надо нарисовать «библиотечную карту» окружающих лагерь библиотек. Затем выделить в каждую библиотеку бригаду, которая там побывает и раз и другой, опишет ее в библиотечной тетради: сколько в ней книг, есть ли читальня при библиотеке, много ли народу пользуется библиотекой, есть ли в библиотеке детские книжки, когда она бывает открыта, чем надо библиотеке помочь.

Об этом бригада должна поговорить с библиотекарем, потом с комсомольцами, прикрепленными к этой библиотеке. Надо собрать ребят, живущих поблизости от библиотеки, и вместе с ними начать под руководством библиотекаря или совета библиотеки работу по помощи этой библиотеке, вести дневник этой работы. Особое внимание надо обратить на школьную библиотеку. Такая работа заложит начало делового шефства.

Беритесь, ребята, скорее за дело! Если у вас есть какие-либо предложения, пишите их по адресу: Москва, Чистые пруды, 6, Библиотечное управление Наркомпроса.

К борьбе за дело Ленина будьте готовы, ребята!

1935 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты