КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВАЖНЕЙШИЙ УЧАСТОК КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В числе других задач перед комсомолом стоит важнейшая задача – довести до конца так настойчиво проводимое нашей Коммунистической партией дело раскрепощения женщин. Нет надобности повторять о тех громадных сдвигах, которые мы имеем в области раскрепощения женщины, в области роста ее сознательности. Об этом много писано, много говорено. В данной статье я хочу остановиться на некоторых конкретных задачах, которые стоят сейчас в этой области перед комсомолом, в частности перед женским активом комсомола. Ни на минуту нельзя забывать, что актив комсомола должен вести за собой всю женскую молодежную массу и в городе и в деревне. У нас имеется замечательный женский комсомольский актив, но если мы посмотрим на всю массу женской молодежи в целом, то увидим, что много еще есть в ее быту пережитков старого. И тут нужна большая, повседневная разъяснительная и организационная работа. Эта работа, часто малозаметная со стороны, требует большого терпения и настойчивости, но она необходима, и ее повседневно должен вести комсомол. Одним из пережитков старого является женская отсталость в культурном развитии. Эта культурная отсталость чрезвычайно мешает женщине, девушке в ее труде, в ее общественной деятельности. Учебе мешает загруженность домашней работой, уход за детьми. Раньше обычно девочку не пускали учиться, так как она нужна была дома как помощница в хозяйстве, как нянька. Закон о всеобщем обязательном обучении сыграл у нас исключительно большую роль. Сейчас родители обязаны обучать всех своих детей. Однако и теперь надо следить за тем, как этот закон проводится в жизнь, не допускать, чтобы девочек задерживали дома под разными якобы «уважительными» предлогами, следить за тем, чтобы загрузка девочек домашней работой не мешала им учить уроки, и т. д. Вместе с тем надо понять, что важна не только школьная работа девочек, что так же важно участие их во внешкольной и общественной работе. Но вопрос идет не только о девочках – они находятся теперь уже в неизмеримо лучших условиях, чем, например, находились их старшие сестры. Надо лишь уделять особое внимание охране права на учебу и фактическому вовлечению в учебу девочек, в особенности в некоторых национальных областях и республиках. Тут необходим систематический общественный контроль. Вопрос о вооружении знаниями все еще остро стоит в отношении всей женской молодежи, особенно в деревне. И на это необходимо обратить внимание комсомола и всей молодежи. Поперек дороги к выдвижению девушек стоит их культурная отсталость. Надо прежде всего ликвидировать среди девушек неграмотность. Однако простая грамотность уже перестала нас удовлетворять. На том уровне хозяйственной и общественной жизни, на котором стоит наша Страна Советов, трудящимся необходим такой уровень знаний, который открывает путь к самостоятельной работе по повседневному вооружению себя все новыми знаниями, который необходим для производительного труда, для плодотворной общественной работы, для перестройки всей жизни на социалистических началах. Современный уровень науки и техники в любых отраслях социалистического строительства требует от каждого работника определенного и довольно высокого уровня знаний. И чем выше развитие науки и техники, чем выше соответствующий ей уровень культуры труда, тем выше необходим уровень общеобразовательных знаний. Социалистическое строительство требует активного участия миллионов трудящихся, их коллективной общественной работы. Для того чтобы эта работа могла правильно развиваться, вливаться в нужное русло, необходим определенный уровень культуры. Наши девушки знают слова Ильича о том, что «каждая кухарка должна уметь управлять государством»; управлять надо уметь, этому надо учиться, для этого надо много знать. Возьмем такой участок работы, как работу Советов. Как правило, молодежь (и мужская и женская) еще слабо участвует в этой работе, мало интересуется работой секций, не окружает своим активом делегатов и делегаток. Нам тут нужно добиться перелома. Работе в секциях Советов Ленин придавал громадное значение. Он настаивал, чтобы молодежь всячески помогала этой работе, считал эту работу школой управления. Особое внимание нужно обратить на борьбу также и через секции Советов с бытовым .бескультурьем, исключительно тяжело отражающимся на женской молодежи. Но ликвидация бытового бескультурья также требует знаний, понимания задач, стоящих в этой области. Без этого борьба с бескультурьем неизбежно будет соскальзывать в мещанство, в подражание старой, барской, купеческой культуре. В настоящее время особо выдвинулся вопрос о семье, о воспитании, о сочетании общественного воспитания с семейным. Но вопросы коммунистического воспитания молодого поколения упираются также и в вопросы культуры, в вопросы общеобразовательных знаний родителей. И куда ни повернись, везде одно и то же: социалистическая стройка нуждается в вооружении всей массы трудящихся определенным уровнем знаний. Сейчас понятие малограмотности расширяется. Человек, не знающий географии, основных этапов развития человечества, не понимающий явлений природы, не умеющий осмыслить окружающее, не понимающий, как ставить на службу преобразования труда и быта науку, как, откуда почерпнуть нужные ему знания, – человек малограмотный. Комсомол должен всячески бороться за самое широкое развитие школ для молодежи и взрослых, должен добиваться, чтобы вся молодежь была охвачена этими школами. И особенное внимание надо уделять той молодежи, которая до сих пор осталась неграмотной или малограмотной. Вся молодежь, особенно женская и колхозная молодежь, должна овладеть знанием в объеме семилетки. Дело это большое, серьезное. Молодежь должна быть в первых рядах в борьбе за развертывание сети необходимых для этого школ. Особое внимание надо обратить на обучение подростков, своевременно не попавших в школу, на обучение так называемых переростков. Их очень много среди девушек. Работа среди них очень важна, но поставлена она недостаточно широко и охватывает далеко не всех переростков. Самообразование сейчас приобретает особое значение. Для самообразовательной работы необходимы библиотеки. Их мало. Между тем они должны обслуживать поголовно все население. В настоящее время ведется конкурс на лучшую сельскую библиотеку и на лучший район, сумевший хорошо наладить обслуживание всего населения библиотеками. Надо, чтобы в проведении этого конкурса принял участие весь комсомольский актив и, в частности, весь женский актив. Одновременно с борьбой за создание необходимых условий для учебы (развитие целой системы школ для молодежи и взрослых в городе и на селе, укрепление и развитие библиотечной сети, организация помощи самообразовательной работе и т. д.) необходимо по профсоюзной линии добиваться охраны прав трудящейся женщины, молодой девушки на учебу. Возьмем, к примеру, профсоюз домработниц. Что делает этот профсоюз, чтобы в договоре с нанимателями были обеспечены для домработницы определенные часы на учебу? Есть ли проверка, контроль над этой стороной дела? Берутся ли штрафы с нанимателей, не пускающих домработниц на учебу? Как охраняются права девушек на учебу в мелкой промышленности и пр.? Тут нужна большая работа. На данном этапе развития у нас в Стране Советов центр тяжести работы профсоюзов переносится на борьбу за поднятие культурного уровня широчайших масс, за улучшение их бытовых условий, за перестройку быта на новых началах. Женская молодежь особенно заинтересована в этой работе, должна особенно энергично взяться за нее, включиться как можно шире в работу профсоюзов. Перестраивающаяся жизнь поставила нас лицом к лицу с вопросом об углублении всего вопроса о культурной революции. Жизнь поставила перед нами во весь рост вопрос о семье, о взаимоотношениях между мужем и женой, между родителями и детьми, поставила вопрос о воспитании подрастающего поколения. Эти вопросы особо волнуют сейчас молодежь. Правильно разрешить их можно лишь на основе коммунистического мировоззрения, исходя из основ коммунистической морали. Многие вопросы приходится ставить совершенно по-новому, так, как они не могли быть поставлены раньше, так как изменились в корне все окружающие условия. Тут надо пролагать до известной степени новые пути. Здесь встречаются большие трудности, и главная трудность в том, что старые взгляды сплошь и рядом одеваются в новые, модные одежды. Поэтому здесь нужна особая бдительность. Она должна быть направлена против мелкособственнической морали, мелкособственнических взглядов на семью, на воспитание. Заглянем в наше прошлое. 75 лет тому назад у нас царило еще крепостное право. Помещики распоряжались судьбой своих крепостных, продавали своих крепостных, женили их, выдавали замуж «по хозяйственным соображениям». Семейная жизнь вся строилась на рабстве: дети были собственностью своих родителей, жена – собственностью своего мужа. Конечно, о взаимных симпатиях, о любви говорить не приходилось. Весь ужас тогдашней семейной крестьянской жизни ярче всего, пожалуй, освещен в рассказе Горького о том, как 75 лет тому назад в селе Кондыбе Херсонской губернии муж истязал свою жену и как спокойно смотрели окружающие крестьяне на эти истязания. Это было в нравах. В 60-х годах крепостное право было отменено, на смену ему пришел капиталистический уклад, но крепостнические взгляды на женщину держались в быту долгие годы. При капитализме принудительность брачной формы ослабевает, но брак продолжает носить характер торговой сделки. Брак по расчету продолжает процветать. Выгодно выйти замуж за богатого, жениться на богатой, выгодно выйти замуж за человека с положением, жениться на дочери министра. Иногда играли роль расчеты менее коммерческие, но все же расчеты: взять в дом хозяйку, муж будет зарабатывать и т. д. и т. п. Само собой разумеется, что брак – торговая сделка, брак по расчету не мог не создавать известной неискренности, фальши в отношениях людей. Неискренность, фальшь очень легко перерастали в обман. Часто самый процесс заключения брака по расчету сопровождался маскировкой, игрой в любовь. Семейная жизнь, организованная по расчету, давала мало радости. Иногда люди, что называется, «сживались», но в большинстве случаев завязывали внебрачные связи, чаще всего пользовались услугами проституток, тех, кого нужда заставляла торговать собой. Брак по расчету неизбежно был связан с обманом, с фальшью, с пошлым укладом семейной жизни, с половой распущенностью. Конечно, главной своей тяжестью такой брак ложился на женщину. В мелкобуржуазной среде особенно пышным цветом разрастались все отрицательные черты «деловых» браков. Еще Маркс и Энгельс писали о том, что только в недрах пролетариата могут зародиться новые формы брачных отношений – брак не по расчету, а на основе взаимного влечения, взаимной любви, взаимного доверия, единства во взглядах. Советское право создало условия, раскрепощающие женщину от старых, тяжелых форм брачных отношений. Но в быту имеется еще много пережитков старого. Мелкособственническая психология лезет во все щели, маскируясь, одеваясь в новые одежды, используя новую обстановку. Живуч еще взгляд на женщину как на забаву. Ухажерство, распущенность, безответственное отношение к женщине – разве этого нет даже среди комсомольцев? «Побалуемся, повеселимся, а жениться, мол, еще рано». Забеременела девушка – «эка беда, пусть делает аборт». Это – старый взгляд на женщину не как на человека, а как на свою забаву, игрушку. Мелкобуржуазное мещанство заражает очень часто и рабочую среду. Хочется людям вылезти поскорей из старой нищеты, грубости, старых семейных отношений, на которых лежит еще печать крепостнических нравов, л нет у них достаточной бдительности, не замечают они той мелкособственнической пошлости, с которой нужна неустанная борьба. Пока господствовало мелкособственническое, единоличное хозяйство, с его замкнутостью, отрывом от общественной жизни на селе, особо долго держались в быту и медленно изживались пережитки старого. Коллективизация сельского хозяйства, изменение всей организации труда раскрепостили женщину. В колхозе женщина стала силой, и это повело за собой изменение и в нравах и в отношениях между мужчиной и женщиной, семейные отношения стали в корне меняться. В данных условиях, когда в нашей стране уже полным ходом идет строительство социализма, когда растет не по дням, а по часам сознательность трудящихся масс, когда внимание партии, комсомола, профсоюзов, Советов особенно заострено на поднятии культурного уровня всей массы населения, когда создаются материальные предпосылки для перестройки всего бытового уклада (новые жилищные условия, развивается общественное питание, растет число яслей, детских садов, клубов, парков культуры и отдыха и пр.), когда шьется, что называется, платье для нового быта, – в этих условиях будут с каждым днем все больше укрепляться новые формы семьи, основанные на глубоком взаимном доверии, на идейной близости, единстве во взглядах, на естественном влечении, вырастающем в дающее безграничную радость чувство любви. И наконец вопрос о воспитании. Женщина – настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты – великая сила, они дают матери великую радость. Мы к матери относимся с огромным уважением. Мать – естественная воспитательница. Велико ее влияние на детей, особенно на малышей, а мы знаем, какую печать кладут на весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни. Весь вопрос в том, что это за воспитание. Можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурно-стремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях; можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку. Все зависит от того, что представляет собой сама мать, каковы ее взгляды. Сейчас, когда смотришь на наших работниц, на наших колхозниц, видишь, как горячо бьются их сердца за осуществление социализма, за учение Маркса – Энгельса – Ленина, чувствуешь, какое это громадное значение имеет для воспитания подрастающего поколения. И Маркс, и Энгельс, и Ленин, и Сталин много уделяли внимания вопросам воспитания. Наши дошкольные учреждения, наша советская школа должны служить образцом того, как надо воспитывать из ребят новых людей – строителей социализма. Сочетание общественного воспитания, которое лается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным, где сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создаст замечательное поколение людей. Женская комсомольская молодежь, как и весь комсомол в целом, должна развернуть в этом направлении широкую работу. 1935 г.
|