КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТиранияБлаго демократии, то, к чему она ненасытно стремится, - свобода. Она же ее и разрушает. Как констатируется в "Государстве": "все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону". И чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Впрочем, масса этого заслуживает: "раз народ породил тирана, народу же и кормить его и его сподвижников".иТиран - прямая противоположность врачам: "те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот". Для Платона тирания - самый отвратительный тип государства. Она представляет собой последнюю ступень деградации государственных форм. Причем чередование видов государственного устройства происходит в жесткой последовательности. Хотя процессу смены форм государственной власти у Платона свойственна предопределенность, все же фатальная цепь может быть разорвана. Во-первых, благодаря установлению идеального государства. Будучи совершенным, такое государство было бы не подвержено деградации, как, впрочем, и изменению вообще. Не случайно аристократическое устройство выносится за рамки процесса чередования разновидностей государства. Другая возможность преодолеть фатальную тенденцию заключена в мысли о том, что государство с тираническим строем совершенно противоположно идеальному государству, управляемому царем. Между тем, по Платону, все чрезмерное вызывает изменения в противоположную сторону. Это и дает шанс на установление наилучшего строя как антипода наихудшего, т. е. тирании. Платоновская типология форм власти легла в фундамент политических наук. Вместе с тем в наследии великого философа был заложен и взрывоопасный заряд. Дело не только и не столько в том, что нарисованный им образ идеального государства может показаться предвосхищением тоталитарных режимов. В конце концов идеал Платона аристократический, враждебный тирании, отвергающий апелляцию к массам. Главная опасность заключается в том, что он - утопический. Чем это чревато, особенно наглядно показал именно ХХ век - время реализации утопий в особо крупных масштабах. Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Однако если мысль Платона обращена ввысь, к идеалу, уповает на интуитивное, мгновенное прозрение, то Аристотель относится к типу ученого, полагающегося на последовательное систематическое исследование. Его учение более реалистично, он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Аристотель не отрицает платоновские "идеи", но отвергает мысль об их самостоятельном существовании как неких идеальных сущностей. На его взгляд, они существуют только в конкретных вещах, представляющих собой единство формы и сущности. В отличие от Платона, он считал, что настоящая реальность как раз и есть живой, поддающийся чувственному восприятию и эмпирическому анализу земной мир.
|