КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусствовед.
* * *
В 1952 году в одном из захоронений в мексиканском штате Чиапас нашли тело, подвергнутое мумификации по… древнеегипетским правилам, возраст которого составляет около 1300 лет. На плите саркофага учёные обнаружили изображение, навлекшее их на любопытные выводы. Вот отрывок из материала, взятого с http://goldenfish.nm.ru/Maya/sarcophag_lid.htm Космонавт, пилотирующий летательный аппарат …Российский ученый В. Зайцев: «На рисунке, несомненно, изображён космонавт, пилотирующий реактивный аппарат для индивидуальных полётов. Аппаpат показан в pазpезе, а в его нижней части отчетливо видна стpуя pеактивных газов». Центральная фигура одета в облегающий костюм, рукава и штанины которого на запястьях и лодыжках заканчиваются манжетами сложной формы. Человек полулежит на сиденье, которое служит опорой для нижней части его спины и бедер. Шея удобно опирается на подголовник. Он вглядывается вперёд. Руки его находятся как бы в движении, будто двигают рычаги управления. Босые ноги подогнуты. Со всеми панелями, заклепками, трубками, другими деталями устройство, в котором разместился человек, напоминает нечто техническое. Амеpиканский авиаконстpуктоp Дж. Сэндеpсон пошел ещё дальше. Он заложил pепpодукцию pисунка в компьютеp и дал тому «команду» пpеобpазовать плоское изобpажение в объёмное. Получилась кабина космического коpабля с пpибоpным пультом и двигательной установкой. Сэндеpсон дополнил компьютеpные pаспечатки несколькими штpихами, изобpазив внешнюю обшивку pакеты-носителя, и пpедставил полученное изобpажение на суд научной общественности. Наибольшую известность получила интерпретация швейцарского писателя Эриха фон Дэникена. Его гипотеза (высказанная в книге «Колесницы богов»), что загадочная фигура в центре крышки — это космонавт, сидящий в кабине звездолета, соответствовала настроениям публики 1960-х годов, и книга стала бестселлером. … «В сеpедине pисунка, — пишет Дэникен, — изобpажен сидящий человек, наклонившийся впеpёд. На голове у него шлем, от котоpого отходят назад пpовода или шланги. Пеpед лицом pасположено устpойство, напоминающее кислоpодный аппаpат. Руки его манипулиpуют пpибоpами упpавления. Пpавой pукой он нажимает на кнопку или клавишу, а левой – сжимает pычаг (это подтвеpждается тем, что на pисунке не виден большой палец). Пятка левой ноги покоится на педали. Обpащает на себя внимание и то, что «индеец» одет весьма совpеменно. На шее у него воpотник свитеpа. Рукава заканчиваются вязанными манжетами-pезинками. На талии пpистяжной пояс безопасности с пpяжкой. Бpюки облегают ноги, как pейтузы. А ведь пpиблизительно так и одеваются совpеменные космонавты, когда они не в скафандpах». Описывает Дэникен и устpойство самого летательного аппаpата: «Пеpед пpистёгнутым к кpеслу космонавтом pасположены дыхательная аппаpатуpа, пульт упpавления силовой установкой и пpибоpами связи, pычаги pучного упpавления коpаблём и пpибоpы внешнего наблюдения. Ещё далее впеpеди находятся два электpомагнита, котоpые, скоpее всего, создают вокpуг головной части аппаpата магнитное поле для pассеивания космической пыли и микpометеоpитов. Позади космонавта – ядеpный pеактоp. Рядом с ним – схематически изобpажены ядpа атомов водоpода и гелия, а также их синтез. Наконец, из коpмовой части аппаpата исходит pеактивное пламя».
Герб современной Мексики – орёл со змеёй в клюве.
ОРЁЛ–ХИРУРГ, ИЛИ КРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО-МЕКСИКАНСКИ Когда европейские и американские археологи в прямом смысле докопались до удивительных следов древних цивилизаций Мексики, а также Гватемалы, Белиза, Сальвадора и Гондураса, то они, обнаружив величественные пирамиды, святилища, стелы, статуи и похожие на космодромы сооружения, задались вопросом: а где их создатели-то? Куда все подевались? Потому что те народы, что жили вокруг Теотиуакана, Чолулы, Чичен-Ицы, Паленке и других знаковых мест, были явно не способны на такое творчество и хранили только устные (и гораздо реже – письменные) преданья старины глубокой. Исследователей поразили и технологии, коими пользовались древние зодчие, и их мировоззрение – полный диапазон от возвышенных взлётов благородства и самопожертвования до кошмарных человеческих жертвоприношений с вырыванием сердец, – и науки: более точный, чем европейский, календарь, а также математика и письменность. Но ещё более учёные удивились, когда открыли недвусмысленные параллели между мексиканскими культурами и теми, что находятся по другую сторону Атлантики: Древнего Египта, Междуречья и даже викингов! Однако одно из самых сильных потрясений произошло, когда во время многочисленных раскопок они обнаружили статуэтки животных, неизвестных доколумбовой Америке: коней, тигров; более того: динозавров, а также реликтовых существ, неведомых палеонтологам. А вообще первыми учёными, серьёзно занявшимися изучением древних культур Центральной Америки, стали в XVI веке католические монахи. Дело в том, что, несмотря на часто встречавшееся им недружелюбие индейцев, в целом проповеди Христианства находили отклик в их сердцах: слова о необходимости любви к ближним (да и к дальним), борьбе со злом (в первую очередь в себе), уважении к труду и развитии творческих способностей были им знакомы, так как в индейских культурах, в первую очередь у майя и ацтеков, жила память о культурном герое, за несколько столетий до испанцев проводившем в жизнь именно такую политику. И его изображение испанцы довольно часто встречали на предметах индейского искусства. Этого героя звали Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль, то есть – Первый Тростник Царевич Пернатый Змей. После ряда глубоких этнографических исследований монахи узнали следующее. Кетцалькоатль. Рисунок XV века.
В первой половине VIII века в центральной части современной Мексики сложилось государственное образование, состоявшее из трёх основных групп со смешными для нашего уха названиями: тольтеки, ноновальки и чичимеки. Тольтеки здесь были как варяги: они пришли с Севера и заняли все основные административные должности. Ноновальки, их было большинство, – занимались ремёслами и сельским хозяйством. А недавно осевшие здесь пришлые чичимеки нашли себя в сфере услуг, в том числе в наркоторговле. Через два столетия слово «тольтека» стало нарицательным, тождественным таким понятиям, как «художник», «созидатель», «творец», «актёр». И когда во главе государства стал наследный принц Се Акатль (современный чешский этнограф Милослав Стингл называет дату: 925 г.), имевший родовое имя Пернатый Змей (Кетцалькоатль) в честь бога мудрости и знаний, олицетворявшего победу человека над своими страстями, то и повёл себя в соответствии со своей фамилией. Во-первых, отменил человеческие жертвоприношения злым богам. Во-вторых, стал оказывать поддержку людям творческих профессий. Также в сфере его особого внимания оказались врачи, ремесленники и земледельцы. Поначалу такая политика устраивала многих, и двадцать лет правления Кетцалькоатля были ознаменованы невиданными дотоле успехами в сельском хозяйстве (говорят, тыквы были величиной в обхват, а кукурузы вырастало так много, что початками топили печки) и градостроительстве (помимо жилья, были выстроены колоссальные комплексы, включавшие в себя пирамидальные храмы и астрономические обсерватории). Мудрая внешняя и внутренняя политика привела к тому, что и подданные Кетцалькоатля, и соседи жили в мире и согласии. Кризис, а следом и катастрофа пришли оттуда, откуда не ждали. Дело в том, что правитель был аскетом: вёл здоровенный образ жизни и хранил целомудрие (то есть не жил половой жизнью), но, скорее всего, в глубине души питал иллюзию надежды не только на общественное, но и на личное счастье, а оно всё не наступало. И вот в эту «ахиллесову пяту» решили ударить те, кого не устраивала его миролюбивая, взвешенная политика. Недоброжелатели, которым правление Кетцалькоатля не давало получать сверхприбыли, начали акцию по дискредитации государя. Дальнейшее представляется как своеобразный спектакль: кто-то из придворных ляпнул правителю, что в 50 лет думать о семье уже поздновато, и Кетцалькоатль, не ожидавший такого от своих ближайших соратников, впал в уныние. С точки зрения высшей логики, это была всего лишь проверка на прочность души, и Топильцин её не прошёл. Следующим актом драмы стало то, что ему был предложен некий напиток, заявленный как лечебный. Кетцалькоатль, бывший большим любителем медицинских исследований, решился попробовать его в надежде на то, что он утешит его душевную боль, вызванную ощущением одиночества. Напиток оказался пьянящим. Первые глотки действительно принесли успокоение, но понемногу Се Акатль втянулся в это дело… В общем, говоря по-русски – запил. Как «короля делает свита», так и наоборот: глядя на правителя, его двор тоже сошёл с ума, начались оргии с участием приглашённых «деятелей искусств», и в конце концов Топильцин дошёл до того, что… изнасиловал собственную родную сестру. Узнав о последних событиях, народ остолбенел. На его глазах рухнул кумир. Нравственно пал, нарушив собственные же правила, человек, на которого многие буквально молились. Началась настоящая «эпоха сжигания икон». Смутой мгновенно воспользовались политические противники Кетцалькоатля. Снова рекой потекла человеческая кровь. Очнувшись и придя в себя, государь пытался было исправить ситуацию, но было уже слишком поздно: его авторитет был безвозвратно потерян. Тогда он собрал несколько тысяч оставшихся ему верными тольтеков, ноновальков и чичимеков и ушёл на Восток, чтобы найти землю, на которой можно было бы начать всё сначала. Перед уходом он пообещал тем, кто его предали, что ещё вернётся (по странному стечению обстоятельств предречённая им дата возвращения совпала с годом прибытия в Мексику отряда Кортеса). Новое пространство было найдено на территории полуострова Юкатан, где жили племена, говорившие в основном на майянских наречиях. Людьми они были, как водится, довольно подозрительными, но в их сердцах было места для света, а Кетцалькоатль (на языке юкатанских майя – Кукулькан) показался им, в силу его добродушия и порядочности, помноженных на мощь оружия и решимость идти до конца, достойным носимого им имени бога мудрости и знаний, поэтому они предоставили ему и его соратникам возможность снова попробовать воплотить в жизнь идеологию Тольтекайотль, – творчество через духовное подвижничество. И не пожалели об этом. Следствием этого и стала внутренняя готовность индейцев к принятию христианских традиций, которые они просто приноровили к своим собственным.
«…“Пернатая змея” символизирует путь, посредством которого посвященный должен добиться внутренней гармонии духовного и материального начал. В духовной традиции Запада змея (иногда — дракон) символизирует также земное отражение пути Солнца, так сказать, его низшую ипостась. А согласно гностической традиции, все люди рождаются, по сути, змеями, обреченными ползать во прахе. Подобно тому, как змея “меняет кожу”, так и люди переходят от поколения к поколению, не будучи, однако, в силах оторваться от земли. Мы живем как во тьме, оторванные от высшего духовного мира, будучи беспомощными порождениями “великой солнечной змеи”. Как падшие Адам и Ева прикованы к низшему, материальному миру. Вот почему у земной богини Коатлике (как у ее индийского аналога Кали) “ожерелье” из черепов: ведь земля и отбирает жизнь, и дает. Но гностики говорят и о космической судьбе людей, о том, что душам людей изначально свойственна способность, покинув материальный мир, отлететь в высший, духовный мир, который людям и следует считать родным. Вот в чем суть духовного учения великих учителей: Иисуса, Будды, Мухамеда, а также, очевидно, и учения Кецалькоатля-Кукулкана. Но во всех этих учениях, если их правильно понять, содержится и идея: чтобы обрести свободу, надо изменить свое бытие. Эту мысль можно пояснить еще одной метафорой: обычное человеческое существование подобно жизни гусеницы, которая в течение всей жизни даже не представляет себе, что возможна иная форма бытия. Но ведь гусеница может превратиться в прекрасную бабочку; также и человек может преобразиться в высшее существо. Людям не нужно всю жизнь оставаться “на стадии гусеницы”, они могут превратиться в ангелов, даже еще живя земной жизнью. Мистическая практика йоги, например, нацелена на освобождение “энергии змеи” в позвоночнике и на соединение ее с духовной “энергией орла” в голове человека. “Сила орла” символизирует великую божественную волю, которой и должна подчиниться индивидуальная воля — “воля змеи”. Личность должна “умереть” для себя, чтобы возродиться в единении с космическим сознанием. Каждый, кто занимался духовной работой, знает, что это очень нелегко. Личное “я” человека очень боится потерять свою призрачную индивидуальность. Годы могут потребоваться человеку для достижения единения с божеством. Но если человеческая душа пройдет это испытание успешно, то она исполнится чистой энергии абсолютной любви. Так, принеся в жертву собственное “я”, человек становится открытым всему миру. Тогда человек, говоря на языке мексиканских индейцев, сам становится Кецалькоатлем. Небесный огонь очищает человека от суеты обычной жизни, и он, подобно звезде, возрождается для вечности.» http://www.fund-intent.ru/Document/Show/3744
Обладание подобными знаниями помогло мексиканцам в их государственном масштабе: революция 1810-1821 годов, возглавляемая католическими монахами, свергла паразитическую испанскую колониальную администрацию и после ряда общественных потрясений и преобразований привела к тому, что в 1985 году Мексика сумела отправить в космическое пространство своего первого астронавта: Рудольфо Нэри Вэла.
Антон Енцов,
|