Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Китаист.




КРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО-БУДДИСТСКИ:

ТИБЕТСКИЙ ВАРИАНТ

Падмасамбхава: первый губернатор Тибета.

 

Занимаясь изучением тибетской культуры, в том числе такого интереснейшего её раздела, как медицина, иногда приходишь к выводу, что то, как показывают эту самую культуру наши средства массовой информации, зачастую делается под сильным давлением Голливуда.

Дело в том, что западный кинематограф подаёт историю Тибета, как сказку про то, как жили себе, поживали да добра наживали в Гималаях милые и хорошие горцы, счастливо занимавшиеся своим нравственным самосовершенствованием, никого не трогали, а потом пришли нехорошие китайцы во главе с чудовищем Мао Цзэдуном и всё угробили.

Действительность намного сложнее и драматичнее. Другие источники утверждают, что, например, до 1950-х годов в Тибете существовало настоящее рабство, то есть человека, по каким-либо причинам не имевшего стабильного общественного положения, запросто могли купить и продать. Далее – для сравнения: если в нашей современной России мы платим около 50 федеральных, краевых и местных налогов, то в докоммунистическом Тибете их было более 1000, в том числе такой экзотический, как налог на… уши. Человек, не желавший расстаться с органом слуха, был вынужден платить, таким образом пополняя нищую государственную казну. Множество тибетцев жило на уровне первобытно-общинного строя: так, до сих пор там есть селения, в которых женщина по их обычаям должна иметь нескольких мужчин; то есть эмансипация – беспредельная. И, как профессиональный востоковед, осмелюсь заявить, что нынешний Далай-лама, которого у нас и на Западе зачастую представляют как мученика и образец духовного вождя – это отнюдь не тот человек, который заслуживает поклонения.

Вообще, если говорить о духовности, то лично меня однажды поразила байка про то, как молодого тибетского монаха старшие ламы ввели в состояние самадхи (то есть полной чистоты и отрешённости) и замуровали в основание храма. Смысл тут такой: в этом состоянии душа обретает форму кристаллической решётки, благодаря чему накапливает, а потом отдаёт вокруг себя в пространство чистейшую космическую энергию Любви, которая в христианстве называется «благодать Святого Духа», а в исламе – «баракат». Благодаря этому ламы стали успешными в делах, практичными, у них раскрылись новые способности… В общем – переложили на него всю ответственность за будущее их круга. Парень-то поступил весьма благородно, а они?.. А вдруг его душа хотела, чтобы он, как и другие нормальные люди, просто жил, плодился и размножался?

Но, конечно, есть и основания для сказок. Есть удивительнейшие образы тибетских героев, строителей, поэтов, врачей, которые обогатили, в немалой степени посредством подвижнической деятельности семьи Рёрихов, мировую культуру. Такие имена, как, например, Миларепа, Чогьям Трунгпа (те, кто первыми пришли на ум) – лично для меня являются личностями, заслуживающими огромнейшего уважения, излучающими душевное тепло, от которого хочется жить и творить дальше.

А самое интересное – в том, что история Тибета настолько великолепно калькируется на современную обстановку, что для автора этих строк в общем-то почти и нет сомнений в том, что в Гималаях вправду находится неофициальное Мировое правительство (в которое, как считается, в своё время впустили Николая Рёриха и не впустили гитлеровцев), контролирующее обстановку на планете и при необходимости вносящее свои коррективы для поддержания мировой гармонии и совершенствования планетарного мышления, цель которого – обеспечить Человечеству, при всех возможных катаклизмах, его выживание и выход в Космос.

 

В 755 году в Тибете сложилась кризисная ситуация: государство оказалось на грани развала. Этому способствовали как внешние, так и внутренние враги. Царь Тибета, Тисонг Децэн, был человеком порядочным, воспитанным на постулате, что качество руководителя определяется тем, насколько подвластное ему население сыто, материально обеспечено, а главное – защищено, ибо, по словам «Бхагавад-Гиты», «задача царей – защищать все живые существа на всех планетах». Но если самого себя Тисонг ещё как-то мог защитить, то общественного успеха всё не было: «вертикаль власти» разваливалась, никто не подчинялся, «аксакалы» настаивали на сохранении традиций, древних, как экскременты мамонтов, а люди среднего возраста и молодёжь либо просто игнорировали его постановления, либо откровенно издевались над ними.

В те времена люди смотрели не только глазами, но и душами, поэтому были связаны как с материальным, так и с духовным пластом. И царь видел, что государство трясут и разваливают неугомонные демоны, с которыми по-человечески обращаться невозможно. Что делать?

Тисонг стал просить своего друга и советника, индуса Шантаракшиту: «Сделай же хоть что-нибудь!» И тот ответил, что, похоже, знает, к кому обратиться за помощью. Есть, мол, у него знакомый, тоже индус, по имени Падмасамбхава, о смелости которого ходят легенды. Мужчина он, правда, со странностями: категорически не женится, ночует то в пещерах, то на кладбищах, общается с инопланетянами… Но, в принципе, человек он грамотный, поэтому будет неплохо, если дать ему возможность реализоваться на госслужбе.

Шантаракшита был почти на сто процентов уверен в успехе. Дело в том, что Падмасамбхава был, как сейчас сказали бы – учёным-кибернетиком. Должно заметить, что кибернетик управляет не только машинами, роботами, а и вообще общественными механизмами. Кибернетик, в переводе с греческого – «тот, кто, находясь на корме судна, управляет его рулём»; отсюда и такие слова, как «гувернёр» и «губернатор».

Всеми необходимыми для управления социальными связями знаниями и навыками Падмасамбхава успешно владел потому, что был настоящим буддистом: как и исторический Будда, он был наследным принцем. И точно так же, как и Будда, он однажды отрёкся от своего права на наследование трона и ушёл в чужие края, чтобы познавать мир, помогать тем, кому плохо, любить, сострадать, радоваться, творить… И когда его пригласили в Тибет, поработать кризисным управляющим, он согласился, так как уже давно соскучился по настоящему Делу.

Прибыв на место и выяснив обстановку, Падмасамбхава подумал: итак – бесы. Что с ними делать? Нести миру любовь и сострадание эти гоблины не умеют, но это – временно, а начать их путь к Просветлению можно с того, что заставить их служить тем самым идеалам, над которыми они сейчас издеваются. По-видимому, Падмасамбхава был человеком с поистине гигантской силой воли, потому что, благодаря своим дальнейшим поступкам, этих демонов ему таки удалось подчинить. И вчерашние черти, безобразники, паразиты, дуралеи и лодыри вдруг обнаружили, что им нравится быть защитниками слабых. Что делать добро – это интереснее, нежели пакостить, и что работа по охране духовных и материальных ценностей – это не только служба, но ещё и игра, а какой артист не мечтает исполнять роль Д’Артаньяна?

Падмасамбхава смог сделать то, чего до него не смогли ни атеисты, ни шаманы, ни прочие «инженеры душ человеческих»: поставил зло на службу Добру. Вот почему до сих пор тибетских духов-защитников изображают не милыми амурчиками, как на Западе, а страшилищами. Говоря научным языком, это был удачнейший физический опыт по использованию антиматерии.

 

Конец этой истории, как и его начало, тоже сказочен: Падмасамбхава, успешно осуществив кризисное управление, отказался от наград, почестей, деловых предложений и ушёл. Когда правитель и благодарные тибетцы вышли, чтобы с ним попрощаться, то увидели, как с неба к ногам его коня спустилась радуга, и спаситель, поскакав по ней, покинул Землю.

 

С древних веков среди зодчих и вообще тех, кто занимаются изобразительным искусством, бытует мнение, что форма строений влияет на структуру Пространства-Времени. Влияет вдохновляюще, угнетающе либо нейтрально.

Современные учёные задумались над вопросом: почему в Китае, Японии и некоторых других странах буддистского ареала столько много долгожителей? И возникла гипотеза, что «ёлочкообразные» крыши пагод замедляют бег времени, а следовательно – гармонизируют пространство и, соответственно – характеры и судьбы тех, кто в этих странах живут.

На фото: в Иволгинском дацане в Бурятии.

Антон Енцов,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты