Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Годы 50-е




Широко развернулось жилищное строительство. В 1949-1950 годах было построено 50 индивидуальных домов. Способствовала быстрому строительству и очень даже неплохая месячная зарплата работников. Так, у лесорубов она составляла 2 – 2,5 тысячи рублей. В эти годы зазвучали имена лесорубов П.И. Краснухина, И.В. Рехалова, В.Т. Комарова, Т.И. Комарова, Н.В. Рехалова, Я.А. Гирина, грузчиков Г.А. Журавлева, М.С. Косарева.

Становятся громкими имена бригадиров: лесорубов – П.П. Иванова, Н.Н. Кокаревского, П.И. Суровикова, грузчика Н.И. Золотарева. А на вывозке леса из делянок образец труда показывали машинист паровоза П.Д. Куфтырев и моторист мотовоза С.И. Рогальников.

Рабочих лесокомбината между тем начинают во все более крупных масштабах привлекать и к оказанию шефской помощи соседним колхозам. Так, в одно из августовских воскресений 1951 года на помощь Большеарьевскому колхозу вышли сразу 200 работников с 2 автомашинами и 2 лошадьми. Сжали 3 гектара пшеничного поля, намолотили 7 тонн зерна, вытеребили лен на 4 гектарах, связав 6 тысяч снопов.

В 1954 году рабочие посадили и убрали по осени урожай картофеля с 200 гектаров, построили силосную башню вместимостью 150 тонн, коровник на 60 голов, птичник на 1500 голов, теплицу.

Со спортивными мероприятиями дела обстояли пока неважнецки. На 7 тысяч рублей в 1952 году закупили было некоторый спортивный инвентарь: волейбольный мяч и волейбольную сетку, семь пар футбольных бутс, трусы, и за один сезон все износилось либо бесследно растворилось. Футбольную команду не удается создать. На приклубном старом стадионе практикуются лишь отдельные простейшие элементы всенародной игры: кто мяч пнет дальше да кто выше. А на пустырях подростки гоняли самодельный мяч, набитый сухой травой или тряпьем. Настоящий же мяч - большая редкость!

Культурная жизнь оживает с приходом на работу заведующей поселковым клубом Нины Васильевны Берган (1925 г.р.). Появляется стационарная киноустановка, создается коллектив художественной самодеятельности. В апреле 1952 года на железнодорожную станцию впервые прибывает передвижной вагон-клуб с показом звукового художественного фильма «Петр Первый».

А вот с организацией торговли возникают все новые и новые проблемы. Поселок растет, а обслуживают жителей лишь три магазина: железнодорожный, лесокомбината и сельпо. И, не говоря уж об основных продуктах питания, в магазинах этих не всегда удается купить керосин или соль.

В 50-е годы застраиваются улицы Центральная, Советская, Тургенева, Горная, Восточная, Первая и Вторая Заводская, Первомайская, Пушкина, Горького, Пионерская, Профсоюзная, Набережная, Спортивная, переулок и улица Чехова.

Важным событием в жизни поселка стал пуск в эксплуатацию в 1955 году комплекса зданий участковой больницы (амбулатория, два корпуса стационара, котельная, кухня, прачечная, мертвецкая). Долгие годы главным врачом работал Вадим Николаевич Бородинов, зубным врачом – Евгения Александровна Фонарева, медсестрой – Татьяна Ивановна Смирнова. Вадим Николаевич и возглавил строительство больницы. В 1960 году будет открыта при больнице и аптека, в которой станут работать фармацевтами сестры Загальские. Добрую память оставили о себе долголетним, добросовестным трудом первые работники больницы, среди которых Евдокия Петровна Ершова, Таисия Михайловна Смирнова, Нина Михайловна Галкина, Екатерина Николаевна Лебедева, Евдокия Александровна Селезнева, Анна Ивановна Мищенко, Анна Самойловна Ершова, Антонина Самойловна Сибирякова, Валентина Михайловна Шляпникова и многие другие.

Больница обслуживала население десятков окрестных населенных пунктов. До этого медпункт ютился в здании на площади у хлебозавода, в котором сейчас, обложенном кирпичом, размещается магазин. В этом же здании в разные годы поочередно находились поселковый Совет, почта, детская библиотека. И, пожалуй, всех дольше пребывала в нем почта. С 1956 года заведующей работала Анисья Кузьминична Маркова, уроженка деревни Бобылевка (1928 г.р.). А всего она проработала в почтовой связи 38 лет.

Ряд других объектов, появившихся в 50-е годы, придал Арье облик действительно поселка. Столовая леспромхоза. Она стояла на том месте, где сейчас так называемый «каменный магазин на большой дороге». Просторная, уютная, она страшно понравилась арьевцам. Стены ее украсили огромные натюрморты, написанные талантливым местным художником Валентином Зотеевичем Тереховым. Но самое привлекательное, конечно, дешевые обеды. Первое стоило 10-15 копеек, второе – 15-20, сладкий чай – 3 копейки (при средней зарплате в 100 рублей), а хлеб по одно время и вовсе выдавался бесплатно. Единственное, что порой ухудшало аппетит обедающих – присутствие в столовой подвыпивших работяг, которых не вмещал стоявший в двух шагах пивной буфет, получивший славное имя «чапок». Чапок постоянно был набит битком, и любители пива, случалось, устраивали состязание по его потреблению. Абсолютный рекорд был поставлен Иваном Александровичем Бочкаревым с Заводской улицы, употребившим 40 кружек!

Еще один замечательный объект – казенная баня. Она в те времена была для арьевцев примерно тем же самым, что когда-то терма для древних римлян. Баня была местом для дружеского времяпровождения и состязания уже на большее количество заходов (в шапке-ушанке и голицах) в парную. Деревянное здание ее располагалось по другую сторону дороги напротив нынешнего. Долгие годы проработала в ней контролером Вера Ларина, чем и заслужила особенную по себе память.

Вообще в поселке сложился круг особенно приметных людей, потому что их профессии были единственны в своем роде, и мал и стар привык называть их «тетями» или «дядями»: тетя Вера Ларина, зубной врач тетя Женя Фонарева, парикмахер Тетя Женя Кузнецова, кассир железнодорожной кассы тетя Августа Красильникова, продавец фруктов с собственного огорода дядя Коля Комиссаров. В этом же ряду – продавцы хлебного, промтоварного и продовольственного магазинов, и, конечно, грозная и вместе с тем чрезвычайно добродушная тетя Маша Сталина – контролер поселкового клуба. Одна фамилия ее навевала на кинозрителей трепет – а не дочь ли она самого Сталина? Ее окрик воздействовал на нарушителя порядка в темноте кинозала как шипение кобры на тушканчика.

Но настоящей грозой арьевских хулиганов являлся участковый милиционер, участник Великой Отечественной войны капитан Агафон Васильевич Смирнов (1924 г.р.). И как ему одному удавалось держать «в узде» любителей легкой жизни в поселке, насчитывающем несколько тысяч жителей, уму непостижимо. В более поздние времена, когда будет открыто целое отделение милиции, и то иной раз на нарушителей порядка управа находилась с трудом. А в те годы достаточно было сказать шалуну-ребенку: «Вот сейчас Агафона позову!», и спокойствие бывало достигнуто. Слово «Агафон» ассоциировалось с понятием «милиционер». Сейчас бы парочку таких «агафонов» на наш поселок!

Но продолжим тему поселковых новостроек. Вторая столовая, тоже весьма вместительная, находилась на железнодорожной станции. Рядом – «железка» - железнодорожный магазин, интересный тем, что в нем продавался «городской» хлеб, отличавшийся от здешнего меньшим размером, гладкой коркой и сладковатым вкусом. Вообще магазинов в 50-х было наперечет. Центральный – промтоварный, у конторы леспромхоза, значился под номером один. В нем продавалось все – от ниток до тяжеленных пальто с каракулевым воротником. В торговле тогда пышным цветом процветал «блат» - торговля из-под прилавка. Вот почему восьмой ряд в поселковом клубе назывался «блатным», и предназначался он для работников торговли и первых лиц леспромхоза.

На месте нынешнего двухэтажного магазина на площади у хлебозавода стояли приземистые, быстро ветшавшие продовольственный и через стенку с ним – хозяйственный магазин, затем – «Обувь» (на снимке).

По соседству с обувным - магазин скобяной. На задворках этих магазинов ютились крохотные дощатые магазинчики для продажи колхозной продукции – мяса, овощей, круп. Славился постоянной многолюдностью хлебный магазин при выстроенной еще в конце 40-х годов пекарне. Перебои с хлебом были довольно частым явлением, все население поселка от мала до велика вынуждено было маяться в многочасовых очередях, занимаемых порой с вечера предыдущего дня.

А вот дороги поселковые, даже центральная улица Ленина (см. на снимке середины 50-х годов), не выдерживали никакой критики. Единственное спасение для пешеходов не утонуть в грязи, как этот бензовоз на снимке, – досчатые тротуары, которые леспромхозовское начальство не забывало отстраивать вновь и вновь.

На «магазинной площади» и была сосредоточена вся деловая жизнь поселка, пока в 1957 году на восточной окраине его не появилось новое

предприятие - Лугомелиоративная станция (ЛМС), основанная на базе переведенной из Титкова МТС (Машинно-тракторная станция создана 1 октября 1943 года). Мелиораторы в 1956 году выстроили первое в поселке каменное жилое здание, затем – конторы с общежитием, мастерской, котельной, водонапорную башню. Первым директором мелиоративной станции в Арье стал Николай Александрович Думкин. Там, где улица Карла Маркса пересекает сейчас автомобильную трассу, был поставлен деревянный сельмаг (здание не сохранилось). Появление еще одного производственного предприятия вызвало приток рабочей силы и бурное жилищное строительство. Возникают улицы Горная, Восточная, Больничная, переулок и улица Чехова, Карла Маркса.

В том же конце 50-х началось строительство улицы Спортивной. А еще целый микрорайон принялся расти как на дрожжах за узкоколейной железной дорогой по направлению к реке, получивший в народе название «Кордон» (по кордону лесничества на реке Арье у моста). Это строились переселенцы с приходивших в упадок лесных поселков Сосновка, Шапша, выросшие дети первопоселенцев, новые работники процветавшего леспромхоза. Улицы Вторая Заводская, Первомайская, Пушкина, Горького, Пионерская Профсоюзная, Набережная выросли практически одновременно.

В это же время началось и освоение Кочешковского кладбища, захоронения на котором прежде были единичны, а предавать земле умерших арьевцы долгие годы предпочитали на кладбище в деревне Большая Арья.

Годы с середины 50-х до середины 70-х ХХ века можно без натяжки назвать «золотым веком» поселка. Богатая лесосырьевая база ЛПХ, большой объем осушительных работ у ЛМС (в 1963 году преобразована в ММС – машинно-мелиоративную станцию, в 1971 – в ПМК – передвижную механизированную колонну) способствовали успешному развитию поселка.

Летом 1955 года в 54 километрах от поселка Арья в таежной глуши началось строительство вспомогательного поселка лесозаготовителей – Боровки. Бригады строителей возглавили Н.Л. Рыбаков, П.И. Фельдшеров, М.М. Шумилов. Проживать им пришлось поначалу в доме лесника и в палатках. Построив здание диспетчерской, перебрались в него. За два года было построено 22 двух- и четырехквартирных дома, в 1957-м – еще 20. Количество жителей здесь скоро достигло 600 человек. Были своя начальная школа, пекарня, столовая, магазин, баня, электростанция, радиоузел, больница. Но вот в среднюю школу боровские школьники вынуждены были ездить в Арью, где проживали вместе с учениками других населенных пунктов в интернате. Возглавлял его долгие годы Борис Васильевич Милютин. Количество воспитанников превышало 200 человек, и все равно интернат не мог вместить всех желающих. Часть учащихся проживала на частных квартирах.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты