КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кулылура и быт во второй половине XVIII векаОсновные даты и события: 1755 г. - открытие Московского университета; 1765 Г. - учреждение Вольного экономического общества. Исторические деятели:М. В. Ломоносов; И. И. Шувалов; В. И. Беринг; В. Н. Татищев; В. К. Тредиаковский; А. П. Сумароков; г. Р. Державин; Д. И. Фонвизин; В. И. Баженов; М. Ф. Казаков; И. Е. Старов; Ф. С. Рокотов; Д. Г. Левицкий; В. Л. Боровиковский; Ф. И. Шубин; И. И. Ползунов; И. П. Кулибин. Основные термины и понятия:сентиментализм; классицизм; барокко; романтизм. План ответа: 1) исторические условия и особенности развития кулылуры во второй половине XVIIl в.; 2) становление отечественной науки и техники; 3) развитие системы образования; 4) литература и общественная мысль; 5) архитектура, скульптура, живопись; 6) географические открытия; 7) перемены в быту; 8) значение развития кулылуры второй половины XVIП в. Материал к ответу:Развитие кулылуры России во второй половине XVlIl в. проходило под влиянием динамичного роста экономики, расщирения границ империи, усиления роли страны в европейской политике. Важней щи м стимулом стала политика «просвещенного абсолютизма», проводивщаяся Екатериной П. Все это способствовало расцвету кулылуры. Крупнейщим представителем науки того времени был М. В. Ломоносов. Он развивал молекулярную теорию строения веществ. Открыл закон сохранения материи и движения. Изучал явления атмосферного электричества. В 1761 г. открыл наличие атмосферы на Венере. В области биологии Ломоносов сделал вывод о том, что материальная основа живой инеживой природы едина и «во всех ее царствах действуют одни и те же законы». Шло накопление HOBЬ~ знаний по ботанике и зоологии. В 1756 г. в Москве заводчики Демидовы основали ботанический сад. В конце века в Москве и Петербурге были открьггы первые медико-хирургические академии. Географическая наука обогатилась материалами многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 г. первый «Атлас Российской империи». Подобный атлас в то время имела только Франция. В области геологии были накоплены материалы о размещении месторождений угля, РУд, нефти, минералов и горных пород (особенно в новых районах страны). В конце века появились первые геологические карты различных регионов России. Астрономия в эти годы была представлена именами Л. Эйлера и М. В. Ломоносова. К концу века в стране было создано около 70 обсерваторий для наблюдения за звездами. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в области физики. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли разработали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом были сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники. Появились первые химические лаборатории на предприятиях, где создавались красители, клеи, филылры и т. д. В области филологии крупнейшим событием стало открытие в 1783 г. Российской Академии - научного центра для изучения русского языка и литературы. Позже она вошла в состав Академии наук как Отделение русского языка и словесности. Одним из важнейших направлений развития науки в XVIIIв. стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще не известных науке территорий. Участник Второй камчатской экспедиции С. П. Крашенинников опубликовал в 1756 г. двухтомное «Описание земли Камчатки». В 1768-1774 гг. были снаряжены пять экспедиций, собравшие большой материал не только о природе, но и о населении и хозяйстве различных районов России. Вторая половина XVIIIв. стала эпохой прорыва в сфере научно-технической мысли. В 1760 г. Р. Глинков создал гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек. Механик И. И. Ползунов (1728-1766) в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал первую паровую машину. Выдающимся русским гидротехником был К. Д. Фролов (1726-1800), создавший в 70-е п. на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помошью которых производил ась откачка -воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники. Одним из крупнейших изобретателей и механиков XVIIIв. был И. П. Кулибин (17351818). Он усовершенствовал метод шлифовки стекол для оптических приборов и создал в 1773-1775 гг. уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 метров. Создал «зеркальный фонарь» - прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и «самобеглой (самодвижущейся) коляски». Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен дворцовый лифт для императрицы. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней». Основной формой обучения «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. Сразу же после открытия университета в Москве при нем были созданы две гимназии - для дворян и разночинцев. Чуть позже была открыта гимназия в Казани. Начала формироваться система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт благородных девиц (1764). Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан, а для девушек из этих сословий - Екатерининский институт. Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств. Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 г. Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, стремившийся сделать высшее образование доступным не только для детей дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском не было богословского факулылета. Обучение здесь велось не на латинском, а на родном русском языке. Первоначально существовало три факулылета - юридический, философский и медицинский. Вскоре университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. Принем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости». Главной особенностью отечественной художественной кулылуры XYHIв. стал сплав «европеизма» И национального своеобразия. В развитии художественного творчества в XYIIIв. можно выделить два стилистических направления: барокко (40-50-е гг.) и классицизм (вторая половина века). Влияние идей Просвещения при внесло в художественное творчество элементы демократизма. В середине XYIIIв., сложил ась развитая система литературных жанров - ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Главной отличительной чертой того времени стал новый литературный язык. Основоположником системы нового стихосложения (лежащей в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский (1703-1768). У истоков новой русской драматургии стоял автор первых трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге А. П. Сумароков (1717-1777). Сюжеты болылинства трагедий были взяты им из русской истории . «<Дмитрий Самозванец»). Большой популярностью у современников пользовались его басни (<<притчю», написанные живым, близким к разговорному языком. Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин (1744-1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Г. Р. Державин (1743-1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Начало сентиментализма в русской литературе связано прежде всего с именем Н. М. Карамзина (1766-1826) 11 его повестью «Бедная Лиза». А. Н. Радищев (1749-1802) первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из -Петербурга в Москву» (1790) он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина П сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева». Болылую популярность имели сатирические журналы «Трутень» И «Живописец», издававшиеся Н. И. Новиковым (1744-1818). Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все от императрицы Екатерины П до купцов и простолюдинов. Интерес к литературе становился массовым. До середины XVП!в. при царском дворе и в дворцах вельмож выступали в основном иностранные театральные труппы. Однако подъем русской национальной кулылуры создал предпосылки для открытия русского театра. Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете). Всероссийскую славу приобрел и постановки ярославского актера и режиссера Ф. Г. Волкова (1729-1763). Наслышанная о его успехах, Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 г. был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», где Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 г. - директором. Это был первый русский профессиональный публичный театр. Одной из ярких особенностей театральной жизни XVПIв. становится появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графа Шереметева в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. В эпоху Екатерины 11 появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Д. с. Бортнянского (1751-1825) «Празю-rество сеньора», В. А. Пашкевича (1742-1797) «Скупой», Е. и. Фомина (17611800) «Ямщики на подставе» и др. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский стал создателем русского духовного хорового концерта. XVlII в. стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Живопись отличалась разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторических полотен до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни. Наиболее известными мастерами исторической живописи были А. п. Лосенко «<Владимир перед Рогнедой») и г. и. Угрюмов «<Избрание Михаила Федоровича на царстВО», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали реальными людьми. Известнейшим мастером был А. п. Антропов (1716-1795). Он явился одним из основателей нового жанра - камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой). Мастером портретного жанра был крепостной художник И. п. Аргунов (1729-1802), создавший галерею парадных портретов графов Шереметевых. Его сын - Н. И. Агрунов (17711829) прославился портретами крепостных актрис Останкинского театра (в частности, Т. В. ШлыковоЙ-ГранатовоЙ). Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала портреты, написанные Ф. С. Рокотовым (1735-1808) (парадные портреты Екатерины 11,ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова). Д. Г. Левицкий (1735-1822) был учеником А. П. Антропова. Его портреты отличала яркая индивидуальность образов. Он создал образы деятелей эпохи Просвещения Д. ДИдро и Н. И. Новикова, галерею _ портретов воспитанниц Смольного института. Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве В. Л: Борови- ковского (1757-1825). Будучи в основном автором камерных портретов (лучший из них - портрет М. и. Лопухиной), он впер- вые использовал пейзажный фон. -В конце века в живописи появляется целое направление, представленное сценами из крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были, например, картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Они отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося в идеализации крестьянской жизни. Во второй половине XVПI в. были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Ф. И. Шубин (1740-1805). В виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты образов ему не было равных. Наиболее удачными работами стали статуя «Екатерина 11 законодательница», бюсты А. М. Голицына, М. В. Ломоносова, Павла I, А. А. Безбородко, П. А. Румянцева-Задунайского и др. На улицах столицы впервые появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I. Правители России в XVПI в. внесли большой вклад в собирание произведений художественной кулылуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. Так сложилась крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа. Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием. Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII в. был В. В. Растрелли (1700-1771). Основоположником русского классицизма стал В. И. Баженов (1738-1799). М. Ф. Казаков (1738-1812) был помощником и учеником Баженова. По его проектам построены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровского дворца. Казаков создал одно из известнейших до сих пор зданий Москвы - - дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал Дома союзов). И. Е. Старов (1745-1808) известен реконструкцией Александро-Невскойлавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и знаменитым его творением является Таврический дворец со множеством богато убранных помещенний, зимним садом. Особенностью архитектуры второй половины XVПI в. стало развитие ансамблевой застройки площадей не только столицы, но и губернских и уездных городов. В центре всегда располагались административные здания - губернаторский дворец, здание суда, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Так города становились центрами кулылуры. Многие изменения коснулись и бьпа. В XVПI в. наиболее наглядными стали сословные различия в жилищном строительстве. Парадные дворцы российских императоров конца века не имели ничего общего не только с царскими хоромами ХУН в., но и с жилищами петровской эпохи. Для освещения лишь одного такого дворца в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад. Построенные в стиле барокко, дворцы были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. Дома простых горожан по-прежнему строились из дерева. Поэтому при возникновении в городе даже неболылого пожара появлялась угроза выгорания целых кварталов. В XVIII в. впервые появилась нумерация домов по улицам (раныле она была порядковой и рядом с номером 24 мог быть дом номер 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раныле в центре была печь, вокруг которой размешались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду как прежде. Крестьянские же избы строились и содержались по-старому. В одежде высших слоев российского общества в течение XYHI в. про изошли огромные перемены. Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне теперь носили тонкие рубашки с кружевами, галстуки и банты, КОРО1J(Ие и узкие камзолы. Сверху }[адевали кафтаны из бархата или плотного шелка, рукава которых были украшены золотым шитьем и жемчугом. Не менее сложными и дорогими были женские наряды. Они украшались огромным количеством драгоценностей. Для мелкопоместных дворян и бедных ЧИНОВliИКОВ такая роскошь была невозможноЙ. Однако они стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьяне одевались и обувались так же, как и сто лет назад. Пиша основной части населения Российской империи 'оставалась традиционной. Больше всего перемены в еде КОС нулись высшего света. Следование западной моде привело к тоМУ, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке. Широкое распространение в XVIII в. получили званые обеды. Они обычно длились по 4-5 часов. Новым видом досуга стало посещение театральных представлений как в государственных, так и в крепостных театрах. Иногда в представлениях участвовали сами хозяева и их гости. Одним из самых распространенных увлечений знати в XVIII в. стало коллекционирование картин, скульптур, табакерOl~, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п. Таким образом, перемены в быту и обычаях в XVПIв. были действительно огромны. Но все эти перемены коснулись лишь верхних слоев российского общества. В жизни абсолютного болылинства населения ничего не изменилось.
|