КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественные движения 18ЗО-50-х rOAOBИсторические деятели:С. С. Уваров; М. П. Погодин; Н. В. Кукольник; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьев; К. Д. Кавелин; И. С. и К. С. Аксаковы; Ю. Ф. Самарин; А. С. Хомяков; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; Н. В. Станкевич; М. В. Буташевич-Петрашевский; П. Я. Чаадаев. Основные термины и понятия:теория официальной народности; славянофилы; западники; либералы. План ответа:1) особенности обшественного движения 30-50х П.; 2) консервативное движение, теория официальной народности; 3) либеральное движение, западники и славянофилы; 4) революционное движение; 5) П. Я. Чаадаев; 6) итоги и значение общественного движения 30-50-х годов. Материал к ответу: В 1830-50-е п. Россия находилась на историческом повороте от аграрного общества к обществу индустриальному. Это определяло идейную позицию передовых людей того времени. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение путей дальнейшего развития страны. В отличие от предьщушего этапа развития, общественное движение в эrn годы имело несколько характерных особенностей. Оно развивалось в условиях усиления политической реакции, вызванной восстанием декабристов. Характеризовалось окончательным разрывом между революционным и правительственным направлениями. Впервые консервативное направление получило собственную идейную концепцию. Наконец, впервые в качестве особого течения оформился российский либерализм. Лидером российского консерватизма стал президент Академии наук граф С. С. Уваров. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он представлял как единство царя и народа, основу жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала, по его мнению, единство объединенного вокруг царя народа (без разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д.). Между народом и монархом, считал Уваров, всегда сушествовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом процветания России. Крупнейшими теоретиками консервативно-охранительного направлеНия были историки Н. М. Карамзин и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, литераторы Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они бьЦIИ уверены в исключительности исторического пуги России. оссийский либg>ализм был представлен кружками запад- -!iикоая славянофилов. Идеологами западничества были историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Клевому крылу западников первое время относились А. И. Герцен иВ. Г. Белинский. Западники считали, что мировая цивилизация едина и искусственное выделение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. По мнению западников, Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря Петру Великому, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России состоит в том, чтобы примкнуть к европейскому Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую куль- турную семью,>. Славянофилы, напротив, подчеркивали самобытность каждого, в том числе и русского, народа. Они ВИдели ее в особенностях русского православия, специфике государственного и общественного быта. С этой точки зрения славянофилы крайне негативно оценивали реформы Петра 1,считая, что они повернули Россию в сторону ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, вело к постоянным общественным катаклизмам. Главной задачей, стоящей перед страной в эти годы, славянофилы считали возвращение русской истории «в старое, самобытное состояние,>. Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из . жизни (вместо «галоши» предлагали говорить «мокроступы,) И т. П.). Теоретиками славянофильства были публицисты И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, философ и публицист Ю. Ф. Самарин, философ и писатель А. С. Хомяков. Несмотря на многие принциilиальные отличия западничества и славянофильства, в этих течениях было немало общего: убеЖденность в необходимости преобразования российской действительности; надеЖда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности; расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; уверенность в возможности мирного. осуществления реформ; критическое отношение к крепостному праву, засилью бюрократии, подавлению прав и свобод личности; вера в Россию, в возможность ее стремительного и уверенного движения к процветанию. Конец 20-х - начало 30-х ГГ. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Неболылие кружки (самой различной Идейной направленности) быстро раскрывались и ликвидировались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу. Изменился и состав участников подобных организаций. Если преЖде это была, как правило, военная молодежь, представители высших слоев общества, то теперь - студенчество, состоявшее из различных социальных групп. В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев В. И. и М. И. Критских из Московского университета, в 1831 г. - кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания, в 1834 г. - кружок А. И. Герцена иН. П. Огарева. Кроме столиц, кружки 'появились во Владимире, Нежине, Курске, . на уральских заводах. Одним из либеральных кружков, в кото- ром были представлены и западники, и славянофилы, был кружок молодого философа и литератора Н. В. Станкевича, созданный в 1833 году. В нем объединились такие разные лю- ди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и братья Киреевские, молодой М. А. Бакунин. Вскоре после отъезда Станкевича за границу кружок перестал существовать. И западники, и славянофилы (несмотря на близость идеям официальной народности) не могли свободно выражать свои взгляды. Оба направления либерального движения вызывали подозрения, и преследовались правительством (особенно западничество). Наметившееся еще в декабристских организациях расхождение либерального и революционного течений русского общественного движения окончательно произошло в 40-50-е годы. Особенностями революционного движения в эти годы были: утрата надежды на реформирование России «сверху» в резулылате сотрудничества власти и общества; обоснование правомерности и целесообразности революционного насилия для осуществления перемен в обществе; вьщвижение утопического социализма в качестве идеологии будущей революции. Каждый идеолог понимал социализм по-своему, но общими для всех были идеи социального равенства, гражданской свободы, ликвидации самодержавия и крепостничества. Наиболее характерна, с этой точки зрения, теория «общинного социализма» А. И. Герцена, оформившаяся к середине 50-х годов. Он считал, что исходным пунктом социалистического переустройства российского общества является крестьянская община, с ее коллективным самоуправлением и землепользованием. Эти взгляды оказали решающее воздействие на дальнейшее развитие социалистической мысли в трудах Н. Г. Чернышевского, народников, а позже - российских социал-демократов. ОДНОЙ,из наиболее известных революционных организаций был кружок, объединившийся вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, работавшего в министерстве иностранных дел. Здесь собирались не только чиновники и офицеры, но и представители литературных кругов, учителя. Их объединяло стремление добиться отмены крепостного права, ограничения самодержавия, реформы судопроизводства. На своих встречах участники кружка обсуждали работы французских социалистов, немецких философов, знаменитое письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, в котором содержалась резкая критика самодержавно-крепостнической России. Кружок вскоре был разгромлен, а его участники (в их числе и Ф. М. Достоевский) приговорены к смертной казни. Лишь в последний момент царь заменил расстрел каторгой. Репрессии против революционеров либо вынуждали их уезжать за границу (А. И. Герцен и Н. П. Огарев выехали в ,Лондон и вы'" пускали там журнал «Колокол»), либо заставляли замолчать. Многие со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровались В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский. Особое место в общественном движении того времени занимает П. Я. Чаадаев - крупнейший российский мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823-1826 гг. жил за границей, гдеоформились его взгляды. В своих «Философических письмах» (1829-1831) Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории «<одинокие В мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о духовном застое и национальном самодовольстве, которые препятствуют историческому развитию страны. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) философ был «высочайшим повелением» объявлен сумасшедшим, а журнал закрыли. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный хри- стианский мир. . Главным итогом развития общественного движения 183050-х П. стало широкое распространение оппозиционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, а между властью и интеллигенцией впервые образовалась глубокая пропасть.
|