КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кавказская войнаОсновные даты и события: 1817-1864 П. - Кавказская война; 1834-1859 п. - правление Шамиля. Исторические деятели: А. П. Ермолов; Шамиль; М. С. Воронцов. Основные термины и понятия: газават; имамат; мюридизм. Работа с картой: показать территорию расселения горских народов Кавказа в начале XIX в., территориальные изменения на Кавказе в первой половине XIX в., основные центры сопротивления горцев. План ответа: 1) народы Кавказа в начале XIX в.; 2) территориальные изменения на Кавказе в первой половине XIX в.; 3) причины войны; 4) основные этапы войны; 5) мюридизм; 6) имамат; 7) движение Шамиля; 8) итоги войны. Материал к ответу: Карта расселения народов Кавказа всегда была чрезвычайно пестрой. К началу Х1Х в. здесь проживали представители самых различных семей народов: армянской (армяне) и иранской (осетины, курды, таты), индоевропейской, картвельской (грузины), северокавказской (абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, ланцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры), алтайской семьи: тюркской группы (кумыКИ, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербаЙдЖанцы) и монгольской группы (калмыки). Они говорили на разных языках и исповедовали разные религии (христианство у армян и грузин, буддизм у калмыков, мусульманство суннитского толка у болылинства горских народов, мусульманство шиитского толка у части дагестаниев и азербайджанцев). Горские племена в болылинстве своем занимались скотоводством, а также промыслами - охотой, рыбной ловлей. У них господствовали родоплеменные отношения. Главной причиной Кавказской войны, продолжавшейся 50 лет, стали попытки царского правительства ввести на Кавказе российские законы и обычаи. Это было столкновение двух непохожих кулылур, традиций, образов жизни. Больше всего гориы (собирательное название различных народов Северного Кавказа) были возмушены запретами совершать набеги, которые для болылинства из них были средством сушествования. Кроме того, они выступали против мобилизации на строительство многочисленных крепостей, мостов, дорог. Все новые и новые налоги истошали и без того небогатое население. Непосредственным поводом к войне послужило прибытие на Кавказ генерала Ермолова. Без покорения горцев Россия не могла добиться господства на Кавказе. Ермолов предложил перейти к активным наступательным действиям против местного населения, постепенно вытесняя его в горы. Кавказцам не оставалось выбора: либо потерять поля и пастбища (и тем самым - источники существования), либо начать сопротивление. Война шла в несколько этапов. На первом этапе (18171819) преобладала партизанская борьба горцев: в ответ на экспедиции царских войск они совершали набеги на крепости, устраивали засады. В 1819-1824 П. наметился второй этап в борьбе - объединение усилий всех правителей Дагестана против царских войск (в частности, против солдат генерала
А. Пестеля). Впервые начинаются организованные боевые действия с обеих сторон. После восстания Бейбулата Таймазова в Чечне (1824) война вступает в третий этап, связанный с появлением религиозно-идеологической основы борьбы горцев - мюридизма. Четвертый этап войны связан с созданием в 1828 г. горского мусульманского государства - имамата. Кульминация войны приходится на пятый период, охватывающий годы правления этим государством имама Шамиля (1834-1859). Последним, шестым этапом войны стал период 1859-1864 П., когда сопротивление горцев было постепенно подавлено. В первые годы Кавказской войны горцы ощущали отсутствие идейной основы, которая объединила бы их, таких разных, в борьбе с сильным противником. Так родил ась система взглядов, получившая название мюридизм. Это было учение о «пути К спасению» мусульманина. Мыслился этот путь как строгое соблюдение всех положенных мусульманину правил поведения, подражание во всем пророку Мухаммеду. Одним из главных дел всей жизни считалось участие в священной войне против «неверных» (под ними понимались не только христиане, но и невыполняющие мусульманских обычаев горцы). «Рай есть под тенью шашки. Убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать - тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад». Мюриды (приверженцы мюридизма) должны были беспрекословно повиноваться своему религиозному наставнику - мюршиду, даже если он прикажет пожертвовать своей жизнью, семьей, имуществом. Впервые эти идейные основы сформулировал мулла Мухаммед (Курали- Магома) в 1822-1823 годах. Ученик КуралиМагома - Гази-Мухаммед приспособил это учение к потребностям борьбы с Россией. Он был первы-м, кто объявил о необходимости связать мюридизм с подготовкой широкомасштабной войны за независимость. Ему удалось не только успешно осуществить ряд боевых операций против русских войск, но и заложить основы религиозного государства горских народов - имамата. Он же в 1828 r. 'стал первым имамом Дагестана и Чечни. После гибели Гази-Мухаммеда и его преемника Гамзат-бека в 1834 г. новым (третьим по счету) имамом был избран Шамиль. Он снискал славу защитника простого народа не только от русских войск, но и от произвола местной знати. Будучи опытным воином, Шамиль наносил огромный ущерб своим противникам. Попытки захватить его каЖдЫЙ раз за- канчивались неудачей. «Блистательной эпохой,) Шамиля стали 40-е ГГ., когда он одерживал одну победу за другой. В это время зоной его действия была Чечня, штаб Шамиля располагался вначале в ауле Дарго, а затем - в Ведено. Подвластную территорию он разделил на области, которыми управляли наибы, у каждого из них был свой управленческий аппарат и военный отряд. В армии горцев служили все мужчины в возрасте от 15 до 50 лет. Общая численность войск Шамиля составляла в середине 40-х п. до 40 тыс. человек. Все вопросы управления в имамате обсуждались на общем совете, где Шамилю принадлежало решающее слово. Эти формы государственности, безусловно, облегчали борьбу горцев за независимость. Однако вскоре наибы почувствовали себя новыми феодальными владыками, сосредоточив в своих руках болылие состояния, запасы продовольствия и т. д. Шамиль, достигнув пика своей славы, заявил, в нарушение существующих обычаев, что передаст духовную власть по наследству своему сыну. В народе все чаще стали говорить, что Шамиль больше думает не об Аллахе, а о себе. Ему, а не в казну (как прежде), стали поступать доходы с подвластных территорий. Все это вскоре привело к истощению экономических и военных сил имамата и обусловило его военное поражение. Не помогла горцам военная и материальная помощь Турции и Англии, которые попытались использовать ситуацию на Кавказе в своих целях. В то же время русские войска набрались опыта борьбы с противником. В резулылате Шамиля стали теснить шаг за шагом. В 1859 г. пал последний оплот его власти - аул Гуниб. Шамиль сдался в плен и был сослан в Калугу. Однако окончательное покорение горских народов завершилось лишь в 1864 году. Победа в кровавой войне утвердила власть России на Кавказе. Далась она дорогой ценой. Общая численность жертв войны составила только для России 77 тыс. человек. Потери горцев никто не считал. Их поражение привело к массовой эмиграции местного населения за пределы родных земель. Кавказские земли покинуло до 3 млн. человек. Царское правительство выселило из районов боевых действий до 400 тыс. человек. Горцы были вынуждены продавать за бесценок скот и имущество. Прежде плотно населенный край опустел. Началось интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами, белорусами. Только за 1860-1864 п. сюда были направлены на постоянное жительство около 14,5 тыс. семей. Покоренный Кавказ царское правительство рассматривало как опорную базу для дальнейшего расширения своего влияния на Востоке.
|