КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кулылура и быт в первой половине XIX векаОсновные даты и события:1803 г. - реформа системы образования; 1811 г. - открытие Царскосельского лицея; 1839 г. - открытие Пулковской обсерватории; 1826 г. - создание учения о неевклидовой геометрии; 1820 г. - открытие Антарктиды. Исторические деятели:А. Ф. Смирдин; Н. И. Пирогов; Н. И. Лобачевский; Б. С. Якоби и Э. Х. Ленц; Е. и М. Черепановы; Н. Н. Зинин; А. М. Бутлеров; И. Ф. Крузенштерн; Ю. Ф. Лисянский; Ф. Ф. Беллинсгаузен; М. П. Лазарев; Г. И. Невельской; Е. В. Путятин; Н. М. Карамзин; А. С. Пушкин; М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев; П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; М. И. Глинка; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; В. А. Тропинин; А. А. Иванов; П. А. Федотов; А. Г. Венецианов; А. Н. Воронихин; К. И. Росси; О. И. Бове; К. А. Тон; д. И. Жилярди. Основные термины и понятия:романтизм; классицизм; ампир; сентиментализм. Работа с картой:показать маршрутыI первой и второй кругосветHbIX экспедиций, экспедиций Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. План ответа:1) особенности развития русской науки и кулылуры в первой половине XIX в.; 2) развитие системы образования; 3) достижения в области естественных наук; 4) русские первооткрыватели и путешественники.; 5) литература; 6) театр; 7) музыка; 8) живопись; 9) архитектура; 10) перемены в быту и обычаях; 11) роль и значение отечественной кулылуры в истории XIX века.
Материал к ответу: Первая половина XIX в. по праву считается «золотым веком» русской кулылуры. Развитие кулылуры в то время проходило под влиянием многих событий. В их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 года. Заграничный поход русских войск привел ко «второй волне» западного влияния на отечественную кулылуру, на.уку, образование. На развитии кулылуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономической сфере, в первую очередь - промышленный пере ворот. В области гуманитарных наук рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной исТQРИИ. Болылим событием кулылурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году. Ее автор стал первым отечественным историком, которого читали не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность русских историков Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (18001875), начало деятельности крупнейшего историка XIX в. С. М. Соловьева (1820-1879). В области естественных наук подлинный переворот в представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией (1826). Это открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление волыловой дути, а позже высказал идею о ее применении для сварки металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербург-Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П. П. Аносов (17971851) в 1831 г. первым в России применил микроскоп для исследования струКтуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали. В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (18281886), явившиеся не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли химического производства. Крупнейшим представителем отечественной медицины был профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), ставший основоположником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал русский астроном XIX в. В. Я. Струве (1793-1864). Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали за честь оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это выделил один из самых богатых российских промышленников П. Н. Демидов. Болылие средства на развитие отечественной науки выделяло правительство страны. В начале XIX в. в России окончательно сложил ась система высшего, среднего и начального образования.' В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Проведенная в начале века реформа образовательной сферы привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем в них принимали детей «всякого состояния», без различия «полу И лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высших слоев общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). На время лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия. Правительство уделяло болылое внимание развитию высшего образования. Помимо Московского университета только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей. ДЛя этого в Москве и Петербурге были созданы первые педагогические вузы. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при. всех университетах.
в 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века приоритетным было общее образование, то теперь школа ориентировалась главным образом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах. При Николае 1 сохранились все типы школ, но они стали сословно-обособленными. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для детей низов общества. В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях обучались дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. вновь была подтверждена невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время, помимо сословной направленности образования, министерство заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии. Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Петербургский практический технологический институг (1828 г., сейчас - Технологический институт), Московское ремесленное училище (1830 г., ныне - Московский государственный технический университет им. Н. э. Баумана). По мере расширения масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изучения технических и коммерческих наук, а также фабричные школы. Несмотря на строгую цензуру, росли объемы выпуска литературы для населения. В 40-е гг. широкую известность получили книги издательства А. Ф. Смирдина (1795-1857), выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по цене эта литература была доступна самым широким слоям населения. Широко развивалось и библиотечное дело. В 30-40-е П., по инициативе провинциальной общественности, библиотеки открылись в болылинстве губернских и уездных городов России. В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать свою знаменитую коллекцию живописи выдающийся русский меценат п. М. Третьяков (1832-1898). XIX век стал для России временем крупнейших географических открытий. Русские корабли впервые вышли в Мировой океан. В 1803 г. по указанию Александра 1 была предпринята экспедиция на двух кораблях - «(Надежда» И «Нева», для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук И. Ф. Крузенштерн (1770-1846) - один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов своего времени. В ходе экспедиции на карту было нанесено более тысячи километров побережья острова Сахалин. Командир «Невы» Ю. Ф. Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн удостоился звания академика. Его исследования были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». Одним из учеников и последовз,телей Крузенштерна стал Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852). В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Востою> и «Мирный». Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время АнтарктИдЫ, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где путешественники открыли группу островов В архипелаге Туамоту, названную островами Россиян. Каждый из островов получил имя известного военного и морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-деТолли, Ермолова и др.). После стоянки в СИднее экспедиция вновь двинулась к АнтаРКТИде, где были открыты остров Петра 1 и берег Александра 1. В июле 1821 г. русские корабли возвратились в КроншТадт. За 751 день плавания они прошли путь длиною около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, наука получила ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока в середине века стал Г. И. Невельской (1813-1876). В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855 гг.) ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было дока:щно, что Сахалин не соединен с материком, а является островом и что Татарский пролив есть именно пролив, а не залив, как считал впервые побывавший в этих местах Лаперуз. Е. В. Путятин (1804-1883) в 1822-1825 гr. совершил кругосветное путешествие. В 1852-1855 ГГ., во время руководимой им экспедиции, были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855). В первой половине XIX в. были совершены и другие открытия. Исключительно полезные и необходимые сведения об Аляске, Алеутских и Курильских островах собрал в 18391849 гг. И. Г. Вознесенский. В 1809 г. А. Е. Колодкин начал интенсивное исследование Каспия, завершившееся через 17 лет составлением первого Атласа Каспийского моря. В 1848 г. экспедицией Э. К. Гофмана и М. А. Ковальского было проведено исследование Северного Урала (вплоть до Карского моря). Ценными резулылатами увенчались экспедиции по северу Сибири, проведенные в 1842-1845 гr. А. Ф. Миддендорфом (впервые описавшем Таймырский край). П. А. Чихачевым был открыт Кузнецкий каменноугольный бассейн. Успехи русских путешественников были настолько велики, что потребовалось создание специальных учреждений для обобщения и использования полученных данных. Важнейшим среди них стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество. Главными особенностями художественной кулылуры этого периода стали быстрая смена художественных направлений и параллельное сушествование различных художественных стилей. На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в основе которого лежало служение государю и Orечеству. В период, предшествующий Orечественной войне 1812 г., его сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и переживаниям человека. Главным направлением художественной кулылуры первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его отличительной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной действительности. Особенностью русского романтизма был повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждение сильной, раскрепощенной личности. Со второй четверти XIX в. широкое распространение получает еще одно направление:- реализм. Его последователи старались изображать окружа- ющую действительность в ее наиболее типических проявлениях. Одной из разновидностей нового стиля стал критический реализм, предлагавший изображать неблагополучные стороны российской жизни, тем самым требуя перемен к лучшему. Русская литература переживала в эти годы свой «золотой вею>. Классицизм уступил место сентиментализму, наиболее ярким представителем которого был Н. М. Карамзин (1766-1826) (<<Бедная Лиза>} и др.). Появление романтизма в русской литературе связано прежде всего с произведениями В. А. Жуковского (1783-1852). Его баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) полны гуманности и человеческого достоинства. В этом же направлении были созданы первые исторические романы А. А. Бестужева-Марлинского и М. Н. Загоскина, формировавшие у читателя понимание самобытности русской истории. Романтические образы составляют основу ранних работ А. С. Пушкина (1799-1837) и М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Реализм как новое течение в русской литературе был связан с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя (1809-1852). Если Пушкин был «явлением чрезвычайным» в русской литературе, оказавшим огромное влияние на все ее последующее развитие, то с выходом в свет романа «Герой нашего времени>} (1841) за Лермонтовым закрепилась слава одного из основоположников критического реализма. Сочетание реальной жизни, с ее печальными и смешными сторонами, соседствовало в творчестве Гоголя с мистицизмом и фантастикой. Сопричастностью и состраданием к простым людям проникнуты роман «Обыкновенная история>} (1847) И. А. Гончарова (1812-1891), ранние стихи Н. А. Некрасова (1821-1878), «Записки охотника» (1847-1852) И. С. Тургенева (1818-1883), повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи>} (1848) и «Двойник» (1846) Ф. М. Достоевского (1821-1881). Мир русского купечества открыл читателю и зрителю в своей первой драме «Свои люди - сочтемся>}(1849) А. Н. Островский (1823-1886). Несмотря на то что указом Александра 1 в 1803 г. была введена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступило в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О. И. Бове было построено специальное здание). Наиболее известным в Петербурге был Александринский театр (архитектор К. И. Росси), В отличие от традиционно демократичного московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а для двора и чи- новничества) носил парадно-официальный характер. Из драматургов наиболее популярны были А. С. Грибоедов (17901829), Н. В. Гоголь и начинающий А. Н. Островский, 'утверждавшие реалистические традиции в театральном искусстве. Крупнейшим представителем романтизма в театре был выдающийся русский актер П. С. Мочалов (1800-1848), особую популярность снискавший в ролях Гамлета (в трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство И любовь»). Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер московского Малого театра М. С. Щепкин (1788-1863). С этого времени началось становление режиссуры и искусства оформления спектакля. Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 года. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусащ1Н» (1815). Болылие аудитории собирали концертные залы. Популярностью ПОЛЬЗ9Вались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, З. А. Волконской. Центральное место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит М. И. Глинке (1804-1857), заложившему основы национальной школы в музыке. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» (1836). Живопись характеризовалась, в первую очередь, возросшим интересом к личности человека, к жизни не только двора, но и простых людей. Одним из наиболее распространенных жанров живописи в начале века становится романтический портрет. Ярким представителем романтизма был замечательный портретист начала века О. А. Кипренский (1782-1836), создавший портреты А. С. Пушкина (1827), П. А. Оленина (1813) и др. Крупнейшим представителем классицизма в русской живописи первой половины XIX в. стал К. П. Брюллов (17991852). В одной из самых известных его работ - «Последний день Помпею> - впервые в качестве героя представлен народ. Был он и блестящим мастером парадного портрета (<<Всадница»). Основоположником критического реализма в русской живописи стал П. А. Федотов (1815-1852). В своих жанровых картинах он умел выражать крупные социальные проблемы «<Свежий кавалер», «Сватовство майора»). Рождение особенно популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. В работах 1820-х П. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» И др. он изображал повседневную жизнь крестьян, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление в русской живописи принято называть «венециановской школоЦ». Одним из крупнейших отечественных мастеров был А. А. Иванов (18061858). Основным произведением его жизни является картина «Явление Христа народу», над созданием которой он трудился 20 лет (1837-1857). Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училише живописи, ваяния и зодчества. Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Русский ампир (вершина классицизма, характерен для первых трех десятилетий XlX в.) отличали массивные, монументальные формы с богатыми украшениями, унаследованными от императорского Рима. Его крупнейшими представителями были А. Д. Захаров (1761-1811), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); А. Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), участвовавший в строительстве архитеltrурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К. И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея(l819-1825) с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой (1819-1829), ансамбль Александринского театра (18161834). В Москве в стиле русского ампира были выполнены работы О. И. Бове (1784-1834): реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Болылим театром (1821-1824), Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этом же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д. И. Жилярди (17851845). С 30-х П. в архитектуре начинает распространяться «русско-византийский» стиль, в котором К. А. Тон (1794-1881) создал Храм Христа Спасителя (1837-1889), Большой Кремлевский дворец (1839-1849) и Оружейную палату (1843-1851).
|