Глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ
Что такое личность, каждый знает;
но никто не может сказать.
Bumham
О взаимосвязи проблем психологии личности и диф- ференциальной психологии следует написать отдельную книгу. Большинство современных исследователей склоня- ются сегодня к тому, чтобы рассматривать эти два цент- ральных аспекта человекознания скорее в их взаимосвязи, чем через противопоставление. Так, наиболее известный журнал ISSID (Международное Общество по Изучению Индивидуальных Различий), основанный Г.Айзенком, носит название "Личность и индивидуальные различия". Условная граница между этими пересекающимися облас- тями психологического знания может быть обозначена, исходя из сложившейся традиции. Акцент в большинстве личностных теорий делается на изучении интраиндиви- дуальных закономерностей (идеографический аспект), в то время как для дифференциально-психологических кон- цепций более характерным является акцент на изучении феноменологии и механизмов общих закономерностей ин- териндивидуальных различий (номотетический аспект). Од' нако и в том, и в другом случае прогрессивно-ориентиро- ванные исследователи исходят из представлений о целост- ности личностной структуры и необходимости изучения динамики и механизмов рассматриваемых психологичес- ких образований.
9.1. Личность: дифференциально- психологический АСПЕКТ
Современная психология личности выкристаллизовы-, валась в лоне дифференциальной психологии и, что есте-| ственно для начальной стадии развития, сразу же заявила! о своем критическом отношении к дифференциально-пси- хологическим методам изучения личности. Однако уже из наиболее известного определения личности, сформулиро-
личностные различия
ванного основоположником персонологии Г.Оллпортом видно, что отмежеваться от "источника" было совсем не просто:
"личность есть такая динамическая организация психо- физических систем индивидуума, которая определяет его уникальный способ адаптации к среде" (Allport, 1937).
Критика Г.Оллпортом дифференциальной психологии (вполне справедливая, отметим, для своего времени) ба- зировалась на противопоставлении элементарное vs цело- стное (организмическое) и отдельная часть vs паттерн, из которого вытекали насущные задачи персонологии, на- правленные на поиск объединяющих оснований изучае- мых явлений. С этого момента начинается неоправданное противопоставление двух подходов, изучающих с разных сторон и на основе различных принципов одно и то же явление. Достаточно привести несколько не совпадающих между собой определений личности (см. Pervin, 1990):
"Концепция личности есть результат наблюдения инди- видуальных различий в человеческом поведении... которые (с другой стороны. — А.Л.) могут рассматриваться как непос- редственный предмет исследований личности" (Jensen, 1958, р.295, 302).
"В индивидуальных различиях мы находим логический ключ к личности. Личность человека есть уникальный набор его черт" (Guilford, 1959, р.5).
"Наука о личности формируется вокруг изучения относя- щихся к индивидуальным различиям переменных и поведен- ческих предиспозиций, которые лежат в основе кросс-ситуа- тивной устойчивости поведения" (Sarason & Smith, 1971, р.433), или же:
"Как подчеркивал Вергеймер, сущность личности не в ценности отдельного тона или одной мелодической линии, но в целостности музыкальной концепции" (Murphy, 1949, р.646).
"Личность как особый предмет изучения связана с при- родой и целями интраиндивидуальной интеграции" (Klein et al., 1967, p.469).
Как всегда, наиболее перспективной оказывается "тре- тья точка зрения", основанная на взаимовыгодной ком- бинации основных отличительных признаков обоих под- ходов. С этой позиции определение личности должно учи- тывать как акцентирование индивидуальных различий, так
|