КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
Выполненное в Йельском университете (США) иссле- дование, обобщающее данные изучения семидесяти пяти культур, было посвящено изучению практики воспитания детей относительно пяти систем поведения — оральной, анальной и сексуальной (связанных, опять же, с теорией Зигмунда Фрейда о пяти стадиях последовательного разви- тия характера), а также зависимости и агрессивности. Ос- новные результаты показали широкий диапазон традиций, обусловливающих отношение родителей к воспитанию у детей базовых навыков и реакций.
Марк Борнштейн с коллегами (Bornstein et al., 1991) проанализировал сделанные ими видеозаписи обращения со своими пятимесячными младенцами 24 матерей из Фран- ции, Японии и США. Было замечено, что все младенцы ведут себя одинаково, что исключало объяснение наблюда- емых различий в поведении матерей спецификой младенг ческих реакций. Оказалось, что американские матери боль-j- ше остальных уделяют внимание стимуляции ребенка. Они привлекали внимание, говорили с младенцем, прикасались к нему и поворачивали. Используемые типы стимуляции также отличались по своему характеру. Американки и фран- цуженки уделяли больше внимания тому, как их младенцы взаимодействуют с объектами, и меньше — их обращен! нию с самой мамой. Японки проявляли одинаковую ак-|
разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ
тивность по отношению ко всем элементам стимуляции. Американские матери больше, чем французские и япон- ские, использовали в своей речи высокотоновые звуки ("гуления") при общении с ребенком, а не взрослую речь с обычным набором тонов, как их "коллеги". Впол- не возможно, что формирование того, что называют национальным характером (см. ниже), начинается с тон- ких различий в культурном контексте, проявляющихся уже на первых этапах взаимодействия матери и ребенка.
Черные матери со своими детьми и белые матери, имеющие приемных черных детей, по-разному воспи- тывают своих чад. Белые матери больше ориентированы на самостоятельное решение их детьми своих проблем (Moore, 1986). Вообще опыт ранней социализации, свя- занный с семьей, в разных этнических группах (здесь можно сослаться на данные Dombush, включающие ана- лиз восьми тысяч примеров), оказывает большое влия- ние на последующий уровень развития интеллекта, хотя эта закономерность больше подтверждается для мальчи- ков, чем для девочек (Yarrow et al., 1971).
Ури Бронфербреннер (Bronferbrenner, 1970) в течение семи лет руководил проектом по кросс-культурному исследованию особенностей воспитания детей в СССР и США. Согласно результатам этого уникального проекта, спе- цифика воспитания в обоих культурах имеет явные разли- чия. Российские младенцы получают больше проявлений любви и физических контактов — объятий, поцелуев, по- качиваний и прижиманий — чем американские. Однако они также получают меньше свободы движений и ограничены в инициативе, что вызвано как неблагоприятными факто- рами окружающей среды (например, низкая температура воздуха в доме), так и опасениями по поводу возможности нанесения ребенком себе вреда. Материнская ответствен- ность, отмечает У.Бронфербреннер, распространяется на родственников и даже случайных знакомых. Несмотря на такую заботу и любовь, акцент в воспитании делается на Развитие послушания и самодисциплины. И в школе, зада- чей которой является формирование характера, воспиты- вается компетентность в предметной активности и чувство Товарищества. Таким образом, советские дети оказались
310__________________^____человек в группе
мотивированы к проявлению "хорошего поведения", g
основе которого лежит сильное стремление к обучению и служению своему обществу. •
14.4. этническое САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ^ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Переменные, образующие самосознание целого народа трудно поддаются классификации. Вряд ли можно с полной уверенностью говорить и о сложившейся концептуальной системе в современной дифференциальной этнопсихологии. Мы рассмотрим лишь несколько аспектов этнопсихологи- ческих различий между людьми, оформленных в виде не- больших подразделов.
|