КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек В ГРУППЕ. столько же очевидным, насколько и трудноуловимым — в смысле научной верификации — процесс социо- культурной детерминации большинства индивидуаль- ных и
столько же очевидным, насколько и трудноуловимым — в смысле научной верификации — процесс социо- культурной детерминации большинства индивидуаль- ных и групповых переменных привлекает специалис- тов многих областей человекознания. Психологи же по мнению Майкла Коула (Cole, 1997), более всего озадачены в этой связи двумя вопросами:
1. Почему нам, психологам, так трудно удерживать в сознании факт влияния культуры на психику?
2. Если я отношусь к числу психологов, убежденных в том, что культура является фундаментальной составляю- щей человеческих мыслей и поступков, как я могу сделать это убеждение научно приемлемым?
Важность ответа на второй вопрос продолжает оставаться жизненно необходимым условием на протяжении уже мно- гих столетий человеческой истории, в течение которых ра- совые и национальные предрассудки разделяли людей на "наших" и "не-наших", "своих" и "чужих", "правовер- ных" и "варваров". Чужаки при этом наделялись чертами, определяющими их положение где-то посередине между ди- карями и животными. В своей "Системе Природы" Карл Линней (Linnaeus, 1735/1801) выделил два вида людей — Homo Sapiens и Homo Monstrous, отнеся к последним боль- ших и неуклюжих патагонцев, китайцев с коническими го- ловами, маленьких робких горцев и пр. При всей пред- взятости, эта наивная классификация, включающая описа- ния американцев, европейциев, азиатов и африканцев, по- служила прообразом будущего научно обоснованного деле- ния человечества на расы.
С момента своего рождения психология как наука, по замыслу В.Вундта (1913), разделялась на две самостоя- тельные области — экспериментальную (общую) психо- логию и культурную, то есть психологию народов. Пер- вые классические исследования расовых и этнических раз- личий были предприняты антропологами. Бронислав Мали- новский (Malinowski, 1927) проверял гипотезу Зигмунда Фрейда (Freud, 1905) о роли Эдипова комплекса в фор- мировании характера на популяции жителей Тробриан- ских (Папуа Новая Гвинея) островов и обнаружил, что в культурах, где дядя (как самый близкий родственник)
разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ
играет важную роль, у мальчиков не возникает конф- ликта с отцом, как предсказывал психоанализ. Исследуя влияние культурного контекста на характер, Маргарет Мид (Mead, 1928) выявила, что в юношеские годы само- анцы гораздо более выдержаны, чем американцы.
14.2. кросс-культурные ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И
личности
На современном этапе развития человекознания, начи- ная с работ Герберта Спенсера и Вильгельма Вундта, воп- рос о различиях между людьми, детерминированных свое- образием культурной среды, занимает почетное централь- ное место. Систематические исследования этих различий, обусловленных влиянием этнических факторов, ведут отсчет с работы сотрудников Института Человеческих Отношений Йельского университета (США) Джона Уай- тинга и Ирвина Чайлда (Whiting & Child, 1953). Посколь- ку нас интересует определенный, дифференциально-пси- хологический аспект проблемы, остановимся на некото- рых примечательных выводах и фактах.
|