КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В) Международно-правовые воззрения древних мыслителейОтсутствие систематизированных знаний о международном праве. Однако отдельные взгляды ученых представляют и сегодня интерес. Платон советовал правителям проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов». Это государство имеет свое право - право естественное и право народов. Нормы этого права неизменны. Они обязывают государство в той же мере, как и частное лицо; нормы права народов стоят выше норм внутреннего права. Цицерон делил войны на «справедливые» и «несправедливые» («Ни одна война не является справедливой, если она не объявлена, если она не предпринята вследствие нанесенной обиды»),34 что оказало огромное влияние на правовые взгляды средневековых авторов. К Цицерону же восходят корни учения об экстерриториальности (внеземельности) послов, которые находятся «как бы вне территории» страны, где пребывают, а потому неприкосновенны для ее властей. Важно отметить, что римский юрист Ульпиан (II век) дал международному праву определение, продержавшееся в науке несколько столетий: «Право народов составляют занятие, застроение и укрепление местностей, войны, плен, рабство, постлиминий (восстановление в правах вернувшихся пленных), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков с чужеродцами. Правом же народов его называют потому, что этим правом пользуются почти все народы».35 quest32.3. Международное право Средневековья (V – начало ХVII вв.). Период Средневековья не одинаково протекал у разных народов в разных регионах на разных континентах и растянулся на целых 12 веков – с V до начала ХVII вв. Средневековый мир принято делить на три части - христианский мир (Европа), исламский мир (Центральная и Западная Азия, Северная Африка) и «неизвестные земли» (относительно закрытые для европейцев Китай, Япония, Австралия, Америка, Центральная и Южная Африка). Безусловно, главное влияние на формирование международного права оказали европейские традиции. В Европе падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи привело к возникновению на её развалинах целого ряда феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.), которые постоянно трансформировались, распадались, дробились, поглощались друг другом. Наступил длительный период политической раздробленности (V-ХIвв.), когда любой феодал был полновластным правителем на своей земле: «каждые барон – сеньор в своем баронстве». Этот период сменился эпохой укрупнения государств и становления сословных монархий – развитое Средневековье (ХI-ХV вв.), а затем и формированием сильных централизованных абсолютистских государств – позднее Средневековье (ХVI - начало ХVII вв.). Все эти феодальные публичные образования вступали в межфеодальные международные отношения, для регулирования которых необходимы были социальные регуляторы, в том числе и нормы международного права. С IX в. в международные отношения активно включилось Древнерусское государство, устанавливая связи с сопредельными государствами, заключая договоры о мире, торговле, международные браки русских князей и княжон и т.д.
|