КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В) Основные принципы и институты международного права Средневековья.В качестве основы международных отношений и права выступал принцип господства и подчинения, определявший взаимоотношения постоянно враждовавших государств, характерной чертой которых было подавляющее господство сильных государств над более слабыми. Право каждого государства на войну- основополагающий принцип международных отношений и права Средневековья. При неразвитости экономики и товарно-денежных отношений феодал не имел другого эффективного способа увеличить свои материальные (в том числе и земельные) богатства кроме как ведением войны и захватом чужого имущества. Каждый государь имел неограниченное право на войну, стремясь прирастить территорию, население и материальные богатства. Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В период позднего Средневековья, с началом формирования крупных централизованных государств, постепенно получают признание и развитие принципы уважения суверенитета и равноправия государств, хотя в тот период они и сводились еще к суверенитету и равенству самих монархов (все это выражалось заимствованной древнеримской юридической формулой «par in parI non habet imperium»- равный над равным не имеет власти). Эти принципы провозглашались в качестве основы для взаимоотношений крупных европейских государств, но не распространялись на более мелкие и слабые государства и на неевропейские государства. · Договорное право – развивается практика, особенно с началом укрупнения государств, заключения и исполнения международных договоров. Предметом договоров были: создание военно-политических союзов, заключение перемирия или мира, территориальные изменения, торговля, консульства, покровительство, вопросы судоходства по рекам и морям и др. Договоры носили личностный характер (заключались от имени правителя или его наследника), составлялись в письменной форме и на языках сторон, хотя сохранялась практика и устных договоров. Длинные преамбулы подробно перечисляли все титулы и владения государей, что часто использовалось ими для своеобразной международно-правовой легализации своих территориальных приобретений и владений.42Содержательная часть договоров стала разбиваться на статьи. Применялись различные виды гарантий соблюдения договоров (клятвы, поручительство третьих государств или Папы Римского, залог людей /как правило, членов семьи монарха /,43 залог ценностей, территории и др.). На Карфагенском церковном соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов - принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda – договоры должны соблюдаться). · Международные конференции – входит в обычай практика международных соборов, конгрессов, съездов. В период политической раздробленности - огромная роль церковных соборов с участием как духовенства, так и светских государей (многими учеными они рассматриваются как прототип последующих конгрессов и конференций).44 Помимо обсуждения церковных вопросов соборы выполняли также функцию кодификаторов обычных норм международного права. Наиболее важные из них: Карфагенский (438 г.), Латеранский (1139г.), Лионский (1245г.), Второй Лионский (1274г.) С появлением крупных государств стали проводиться и чисто светские конгрессы и съезды государей или их послов. Впервые светский Вселенский собор собрался в Луцке в 1429 г. для урегулирования спора между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом. · Развитие дипломатического и консульского правабыло обусловлено началом интенсивных внешнеэкономических отношений и формированием крупных государств. Обмен посольствами становится более регулярным. С XV в. в практику входит обмен постоянными посольствами. В обязанности послов входило: поддержание постоянной связи между двумя монархами, ведение переговоров, изучение общественно-политической ситуации и событий в стране пребывания и информирование о них своего правительства. Послы представляли за границей самого монарха и поэтому наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, проистекавшими, как считалось, из суверенитета монарха. Разрабатывается изысканный дипломатический церемониал, входят в обычай верительные грамоты, пышный прием послов. Расширяются дипломатические привилегии и иммунитеты; неприкосновенность, присущая дипломатам, распространяется и на посольские помещения, признается неподсудность дипломатов местным судам за долги и преступления, послов стали освобождать от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. За нарушение посольской неприкосновенности потерпевшее государство вправе было применить жесткие ответные действия, а к нарушителю применить суровые меры наказания; в христианских государствах - вплоть до отлучения от церкви. С ростом городов, торговли и мореплавания стал формироваться институт постоянных консулов. Этому способствовали и «крестовые походы» (1096-1291 гг.) на Восток. Организация консульской службы, права и обязанности консулов регулировались специальными двусторонними консульскими конвенциями, а также внутренним законодательством государств. Консульствам были предоставлены значительные права по защите в другом государстве торговых и других прав и интересов своего государства и его подданных, в области судебной и административной юрисдикции, оказания правовой помощи и покровительству подданных своего государства. Расширение посольской и консульской деятельности вызвало необходимость учреждения и особых центральных государственных органов, специально бы ведавших вопросами внешних сношений. В Византии уже в VI в., в Японии – в VII в., а в Западной Европе с XV-XVI вв. стали возникать министерства иностранных дел (имевшие разные названия – «государственный совет», «тайный совет», «секретная канцелярия». В 1549 г. создается «посольский приказ» в России). · Морское праворазвивалось под влиянием борьбы государств за обладание морями. Пользование морскими пространствами регулировалось нормами обычного права. Прилегающие к суше морские просторы государи рассматривали как “наследие”, приобретаемое ими вместе с береговой территорией. В стремлении расширить власть они объявляли целые моря и океаны своей собственностью. Так, в 1494 г. Испания и Португалия, господствовавшие тогда в мире как великие морские державы, в заключенном ими Тордесильясском договоре разделили Атлантический океан и фактически поделили между собой весь известный тогда европейцам мир.45 Но к началу XVII в. уже начинает преобладать мнение, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех. Развитие экономических связей и международной торговли, географические открытия новых земель привели к бурному развитию мореплавания и вызвали необходимость правового упорядочения сложившихся морских обычаев и пересмотра правового статуса моря. Формируются новые институты морского closetest5права.opentest2Провозглашается и постепенно утверждается принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах для всех государств. Международное признание получили сборники, кодифицирующие морские обычаи и судебные решения и обосновывающие принцип свободы морей и норм морской войны (например, Олеронские правила, или Олеронские свитки (Lex de Oleron), Иерусалимские ассизы (Assizes de JerussalI), сборник Консолато дель маре (Consolato del Mare) - Кодекс добрых обычаев моря, Морской ордонанс Людовика XIV и др.). Эти сборники имели огромное значение не только для моряков и купцов того периода, но и для судей и консулов, отправлявших правосудие по морским спорам. В Средние века сложилась норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что суверенная власть государства заканчивается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод была определена в соответствии с дальностью полета пушечного ядра береговой артиллерии – 3 морские мили. · closetest6Береговое право –сформировавшаяся в Средние века совокупность обычно-правовых норм, предоставлявших право каждому владельцу берега моря (или любой его части) присваивать себе всё, что выбрасывает море на берег или спасенное во время кораблекрушения или гибели судов. Это варварское право распространялось не только на вещи (например, на корабль, его груз и снасти), но и на весь экипаж и пассажиров, безразлично, вытащены ли они были из воды живыми или мертвыми. Живых брали в плен, мертвые подвергались полному разграблению; могли также получать за них выкуп от семьи или родственников. · Права иностранцев. Положение иностранцев продолжало оставаться очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодала-правителя, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были обеспечены, в случае прибытия в страну без разрешения они закрепощались, а их выезд из страны облагался налогом. После смерти иностранца его имущество переходило к иноземному государю на основе «права неожиданной прибыли». Положение стало улучшаться в период развитого Средневековья. Усиливающиеся торговые связи требовали и нового подхода к правам иностранцев. С началом формирования крупных государств королевская власть предпринимает шаги по ограничению произвола феодалов в отношении иностранцев. В международные договоры уже включаются статьи о статусе иностранцев. Государства берут на себя юридические обязательства покровительствовать иностранцам, не допускать дискриминационных ограничений, предоставлять им такие права, как свобода обращаться в местные суды, право вывоза наследуемого имущества, и др. Некоторые договоры содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца не к правителю, на земле которого проживал иностранец, а к его наследникам. С XVIII в. в торговые договоры начало включаться условие о режиме наибольшего благоприятствования для иностранцев. · Примирительные процедуры –применялись различные способы разрешения международных споров и примирения спорящих сторон (переговоры, посредничество, арбитраж, третейские суды). Международные конфликты становятся предметом рассмотрения как вселенских соборов церкви, так и светских съездов государей или их послов. Так, вопросы войны и разрешения споров рассматривались на съездах 1201 г. в Тарасконе и 1429 г. в Луцке. В 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные и светские лица, но даже парламенты и известные университеты. Практиковалось также заключение специальных договоров об арбитраже. Известен договор об арбитраже, заключенный в 1343 г. между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским. · Законы и обычаи войныоставались жестокими. Различий между войсками и мирным населением еще не проводилось. Повсеместно применялось «право добычи»: захваченные города и села отдавались на милость победителя и подвергались разграблению, пленные считались добычей захватившего их лица и могли быть возвращены за выкуп, раненые бросались на произвол судьбы. Определенное влияние на формирование правил войны и введение воинской дисциплины оказало появление института рыцарства. Основой армии в Европе до XIV в. были рыцари-дворяне.46 Рыцарский кодекс, основанный на нормах чести и достоинства, обязывал воинов-рыцарей защищать слабых и угнетенных, бороться против произвола и грубого насилия. Однако он применялся лишь к войнам между рыцарями и не распространялся на войны с «иноверцами». Предпринимаются попытки ограничить жестокости войн, закрепить определенные законы и обычаи их ведения. В этой связи следует назвать решения церковных соборов Х—ХI1 вв. установить разные виды «замирений»: «замирение по субъектам»- в военных действиях не должны участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет; «замирение по объектам»- из сферы военных действий исключались церкви, дома духовенств; «замирение по способами» - например, Латеранский собор 1139 г. запретил под страхом церковного проклятия пользование орудиями для метания и огнестрельным оружием – арбалетами; «замирение по времени» - запрещение военных действий в праздники и в определенные дни недели ("Божий мир" и "Божье перемирие"). Но все это не дало желаемых результатов – жестокость войн продолжалась.
|