КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ИНДИИ
Подобно странам Древнего Востока, Индия является колыбелью человеческой цивилизации. При археологических раскопках в Индостане были обнаружены остатки материальной культуры, относящиеся к палеолиту и неолиту. Следуя хронологическому принципу, в истории Древней Индии можно выделить: Хараппскую цивилизацию (2500 – 1700 гг. до н.э.), эпоху Маурьев (320 – 185 гг. до н.э.), эпоху Кушанов (78 – 200 гг.), Гуптскую империю (320 – 510 гг.), а в эпоху Средневековья – период мусульманского владычества – XIII – XVIIвв. (Делийский султанат, империя Великих Моголов). Раскопки на территории современных Индии и Пакистана в городах Мохенджо-Даро (в Сидне) и Хараппа (в Пенджабе) показали, что здесь в 3 - 2-м тыс. до н. э. существовала развитая цивилизация, названная Хараппской. Индийская культура в древности соприкасалась с шумерской и греческой, а в период Средневековья – со средневосточной. Пути исторического развития Индии значительным образом отличаются от европейских путей. Индия не знала эпохи, подобной Возрождению в странах Европы. Средневековье здесь затянулось вплоть до середины XVIII в. Однако, самобытная индийская культура, основанная на мифопоэтическом восприятии природы, рождала прекрасные произведения искусства. Индийское изобразительное искусство взаимосвязано с другими видами творчества. Об этом упоминалось в «Читрасутра» – древнем трактате, который начинался беседой между раджей и мудрецом. Раджа вопрошал о том, как создаются скульптуры богов, – мудрец отвечал, что этого нельзя понять, не изучив искусства живописи. Раджа спросил о законах живописи – мудрец ответил, что без науки танца правила живописи непонятны. Раджа попросил рассказать о танце – мудрец ответил, что танец нельзя постигнуть без знания музыки, а музыку – без знания пения. Художник должен был знать все искусства, чтобы его произведения были живыми, выразительными, динамичными. Индийское искусство было создано многочисленными племенами и народностями. Важной его особенностью была взаимосвязь с ремеслами, фольклором и мифологией. На протяжении веков в искусстве Индии повторялись определенные темы и художественные приемы, составившие его неповторимое национальное своеобразие. Изобразительное искусство Индии всегда в той или иной степени носило прикладной характер, тесно соприкасаясь с религией: скульптура создавалась в честь божества, росписи украшали стены храма, миниатюры предназначались для религиозных книг и т.д. Образы индийских богов и божеств были основой художественной культуры Индии. В древние времена коренное население, проживавшее в долине реки Инд, обожествляло силы природы, почитало священных животных и растения, верило в магическую силу воды, огня и других природных стихий. Примерно с середины II в. до н.э. в Индию стали проникать кочевые племена, называвшие себя ариями. Они принесли с собой ведийскую религию. Созданный в это время литературный памятник – «Веды» (знание) в поэтической форме рассказывает о религии, жизни и быте племен, населявших страну, о музыке и архитектуре, содержит ранние научные сведения. Это произведение полно наивной жизнерадостности и лишено религиозного аскетизма. Тексты Вед передавались изустно от поколения к поколению жрецов-брахманов. Веды и сейчас играют важную роль в жизни индийцев, сохраняя статус священной книги. Ведийские боги и мифы соприкоснулись на индийской земле с местными богами и преданиями. Постепенно сложилась та совокупность религиозных школ, направлений, сект, которая в XIX в. получила название «индуизм». Его исповедует большинство жителей Индии. Индуизм столь сложен и многообразен, что иногда представляется сплавом религиозных течений, а не единой религией. Однако все эти школы объединены общими чертами. Индуизм воспринял важнейшие положения ведической религии – признание святости Вед, веру в переселение душ и закон кармы. Жителей Индии – индийцев, исповедующих индуизм, называют индусами. По их представлениям, тело смертно, а душа вечна; после смерти тела она переселяется в другое тело, а вот какое – зависит от поведения человека в прошлой жизни. Понятие «карма» («поступок») означает и «поведение», и «воздаяние». Согласно закону кармы положение и даже облик человека в будущей жизни зависят от того, как он ведет себя. Хороший поступок влечет за собой награду для человека, а каждый дурной – наказание, но, как правило, не в этой жизни, а в будущем воплощении. Наиболее почитаемыми богами индуистов являются Брахма, Шива и Вишну, входящие в божественную триаду – тримурти (Брахма – создатель, Шива – разрушитель, Вишну – хранитель). Они часто изображаются вместе, стоящими рядом, или со сросшимися телами и тремя ликами, или с телами, как бы вырастающими одно из другого. Брахма – творец мира. Он редко изображается самостоятельно, так как выступает наиболее абстрактным божеством триады. Его атрибуты – корона, жезл, сосуд с водой из Ганга, цветок лотоса, жемчужное ожерелье, лук. Обычно его рисуют или высекают из камня восьмируким, четырехликим, восседающим на гусе. Шива может в минуты гнева уничтожить мир страшным огнем, но это разрушение одновременно оказывается началом обновления, сотворения нового. В мифах говорится, что однажды, когда мир погрузился во тьму, во лбу у Шивы открылся третий глаз, и луч, испускаемый из этого глаза, спас Вселенную. Однако этот луч способен и спалить все вокруг. Изображения Шивы имеют разветвленную иконографию. Характерны трехликие образы Шивы (Махешвара-мурти). Он может быть представлен в позе йога, пребывающего в глубокой медитации, или в виде странствующего аскета в набедренной повязке и с чашей для сбора подаяний. Часто Шиву рисуют вместе с его женой Парвати. Одно из имен Шивы – Натараджа, Царь танца, поэтому он может быть изображен творящим мир во время космического танца. Вишну в индуизме перенял черты ведийского Вишну, который был божеством солнца. Он полон всепрощения и заботы о тех, кто ему поклоняется. Когда Вишну спит, Вселенная замирает, а когда он просыпается – оживает и Вселенная. Считается, что из пупа Вишну вырос цветок лотоса, где родился Брахма, созидающий миры. Когда в мире возрастает зло, Вишну спускается на землю, чтобы защитить правду и добродетели. Для борьбы со злом Вишну принимал разные облики – аватары. Всего их было десять: рыба, черепаха, вепрь, человек-лев, карлик, белый конь и др. Изображения Вишну в скульптуре, живописи и миниатюре отличаются сложной иконографией, связанной с его свойствами, атрибутами и мифическими подвигами: Вишну восседает на мифической птице Гаруде и держит в руках раковину, бумеранг, булаву, лотос, лук и меч; Вишну возлежит на змее Шеше и др. В зависимости от своих воплощений Вишну принимает разный цвет: темно-синий, желтый, черный. Когда священными текстами индуизма помимо Вед были признаны эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», один из героев «Махабхараты» – Кришна – и главный герой «Рамаяны» – Рама были включены в индуистский пантеон как воплощения Вишну. Из всех индуистских богов Кришна имеет наиболее человеческий облик. Его игра на флейте завораживает животных. В зрелом возрасте Кришна – мудрый философ. Наряду с почитанием Шивы и Вишну большое значение имел древний культ Богини Матери, известной под различными именами. Индуистские боги стали постоянными образами в скульптуре и живописи, а сюжеты из «Махабхараты» и «Рамаяны» на протяжении столетий питали индийское изобразительное искусство. Индуизм утверждал разделение людей на сословия – варны[20]. Высшей была варна жрецов-брахманов, затем шли кшатрии (воины, из среды которых выходили князья и цари), вайшьи (свободные общинники-земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Первые три варны считались благородными и назывались также дважды рожденными. Шудры же воплощали все низменные душевные качества. Они не проходили в детстве обряда посвящения (второго рождения), поэтому им запрещалось участвовать в религиозных ритуалах, занимать ответственные должности, владеть землей. Принадлежность человека к варне определялась его рождением и была вечной. Она ограничивала, как правило, круг его общения. До сих пор эти представления играют большую роль в жизни индийцев. Индия является родиной одной из трех великих религий мира – буддизма, который возник почти 2500 лет назад. Название этой религии связано с именем основателя учения – Будды («будда» в пер. с санскр. – «Просветленный»). Будда считается одной из аватар Вишну. Различные источники указывают на разные даты жизни Будды (от VII до V вв. до н.э.). Древние предания рассказывают о том, что царевич Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой, с раннего детства выделялся среди сверстников необычайными способностями. Мудрые старцы пророчили ему великое будущее. Живя среди роскоши и довольства, Сиддхартха знал лишь радости беззаботного существования. Но однажды произошли в его жизни четыре роковые встречи: с больным, стариком, мертвецом и аскетом. Тогда он понял, что в мире есть страдания, болезни, старость и смерть. В возрасте 29 лет царевич покинул отчий дом, жену и сына и присоединился к группе странствующих аскетов, чтобы найти избавление от земных грехов. После шести лет скитаний и жизни с аскетами он осознал, что добровольные страдания усложняют жизнь, но не ведут к прозрению. Тогда Сиддхартха застыл под деревом бодхи в позе лотоса ровно на семь недель, и на него сошло Просветление. С этого момента он и становится Буддой, «Просветленным». Он увидел смысл человеческого существования в том, чтобы достичь нирваны. Нирвана – это жизнь в абсолютно ином качестве: жизнь духа, совершенно свободного от желаний и внешнего мира. Когда Будда в возрасте 80 лет ушел в полную нирвану, он оставил множество учеников и последователей. В буддизм из индуизма перешли вера в переселение душ и учение о карме. Новым было признание вечного изменения мира, отрицание вечной души и определение жизни как страдания. Буддизм не требовал ни поклонения, ни жертвоприношений, ни почитания богов. Для праведной жизни не имели значения ни профессия, ни кастовая принадлежность, ни богатство. Именно идеи равенства и возможность спасения для каждого смертного обеспечили новому вероучению широкую популярность.
|