КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кацусика Хокусай. Волна
Скульптура. При раскопках в Мохенджо-Даро археологи обнаружили изысканные резные печати. На многих из них показаны сцены жертвоприношений богам, священным животным и растениям. Особый интерес вызывают печати с изображением так называемого рогатого быка, сидящего на троне или на земле в позе лотоса. Между рогами быка зажато дерево; его окружают тигр, носорог, зебу, слон. На одной из печатей, похоже, был вырезан бык с тремя головами. Скорее всего, бык – это Шива, ведь хорошо известно, что в индуизме Шива часто представляется трехликим и считается покровителем скота.
Танцовщица. Мохенджо-Даро
К удивительным находкам Мохенджо-Даро относятся украшенные магическими изображениями амулеты, которые должны были приносить удачу в охоте и рыболовстве, и множество маленьких терракотовых статуэток Богини Матери. Голова одной из таких статуэток увенчана пышным головным убором с двумя чашами. Следы сажи, найденные в этих чашах, дают основания предполагать, что в них жгли масла или благовония. Подобные фигурки, сделанные из глины, дерева, бронзы, до сих пор являются неотъемлемой частью домашних религиозных обрядов в индуистских семьях. Среди наиболее ранних сохранившихся памятников каменной скульптуры – необычайной красоты капители в виде животных, завершающие десятиметровые колонны Ашоки в Сарнатхе. Скульптурная группа возвышается над плоским каменным кругом, края которого украшены горельефом, изображающим четырех животных: быка, слона, льва и лошадь, отделенных друг от друга колесом со спицами – буддийским «колесом учения» («дхармачакра»). Все сооружение поддерживается капителью в виде цветка лотоса с чашечкой, обращенной вниз, наподобие колокола. Например, знаменитая «Львиная капитель» (600 – 100 гг. до н.э.), ставшая национальной эмблемой современной Индии, представляет собой скульптурную группу из четырех львов, сидящих спиной друг к другу.
Голова Будды
Древние рельефы, скульптуры, фрески запечатлели канонизированный образ Будды. Первоначально Будда изображался с помощью символов – колеса закона, священного дерева бодхи (знаки его Просветления), цветка лотоса (в напоминание о чистоте помыслов). В качестве символов буддизма выступали также лани, слушающие проповедь Будды, и слоны, поклоняющиеся дереву бодхи. С I в. н.э. стали появляться изображения Будды в образе человека. Сначала Будда напоминал греческого бога Аполлона. Это связано с тем, что со времен Александра Македонского у греков были владения в Индии. Постепенно скульптурные изображения Буды начинали приобретать национальные черты. Сформировалась и система мудр, передающая этапы священного Просветления через особое положение рук, ладоней и пальцев. Существовал своеобразный язык жестов, означавших благословение, поучение, размышление. Художественный канон разрешал изображать Будду стоящим, идущим, сидящим на лотосовом троне в позе лотоса и лежащим на одре смерти. Стоящий или идущий Будда обязательно обращен лицом к зрителям. Он одет в ниспадающие мягкими складками одежды. Сидящий Будда символизирует достижение Просветления, при этом ладони и пальцы его рук сложены в одном из ритуальных жестов. Будда, лежащий на правом боку, положив под голову правую руку, считается погруженным в нирвану. Образ Будды, множество раз воспроизведенный в камне, мраморе и бронзе, воплощает тридцать два признака совершенства, главными из которых являются удлиненные мочки ушей – знак благородного происхождения, ушниша – выступ на темени – символ божественной мудрости, урна – родимое пятно на лбу, третий глаз – знак духовного превосходства, миндалевидные глаза, губы – лепестки лотоса. Изображению лица Будды придавалось особое значение. Оно отличалось правильностью, соразмерностью и пропорциональностью черт. Загадочное и непроницаемое выражение лица символизировало идею обретения нирваны. Строгость и величие образа божества сочетались с большой одухотворенностью. Перед ваятелями стояла главная задача – создать статую, гипнотически воздействующую на зрителя. Будда, сидящий на цветке лотоса, спокоен, безмятежен, он кажется далеким и недосягаемым, его не тревожит мир страстей, желаний, жизненных бурь и невзгод, но за этими неподвижными чертами чувствуются огромная сила духа и колоссальная жизненная энергия. Индийское искусство многогранно. Например, бронзовые скульптуры бодхисатв – наставников, достигших высшего духовного совершенства, исполненные по всем канонам, вместе с тем отражают богатство внутренней жизни. Живопись.В Древней Индии была широко распространена монументальная живопись. К сожалению, она плохо сохранилась, но до наших дней дошли выполненные на высоком художественном уровне росписи Аджанты, принесшие пещерным храмам мировую известность. Они уцелели только благодаря уединенности и отдаленности этого храмового комплекса, который оказался недоступен для религиозных фанатиков, разрушивших другие древние храмы. На стенах 16 пещер до сих пор видны живописные изображения богов, правителей, принцесс, служанок, танцовщиц, музыкантов, нищих, цветущих растений и различных животных. Росписи воспринимаются как яркое повествование об Индии, как гимн красоте и радости. Недаром до сих пор говорят, что «в Аджанте во мраке ночи сияет факел жизни». Темы росписей были связаны с буддийскими легендами – джатаками. Рассказы о Будде воплощались индийскими художниками в образах и сценах из реальной жизни. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказала сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож (см. цв. вкл.). В росписях Аджанты присутствуют самые разнообразные сюжеты – многочисленные картины быта, рыночная торговля, дворцовые увеселения: показано, как принцы проводят время в своих роскошных апартаментах, окруженные женами и служанками, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Росписи позволяют представить особенности городской архитектуры Древней Индии. Индийские мастера как будто хотели перенести в тесноту подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро расписывали стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности. И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут суетливые маленькие обезьяны, яркие голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Удивительно разнообразен орнамент, составленный из цветов, листьев, плодов в сочетании с изображениями птиц и животных. Мир людей, и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир Индии – все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты. Роспись потолков призвана смягчить давление скалы, приподнять пространство над головой. Перспектива в росписях не передается, а объемы фигур лишь чуть-чуть намечены. Разнообразие красок невелико, но их контрастные сочетания отражают яркие эмоции. Богатство росписей Аджанты стало известно всему миру только после 1819 г., когда давно забытые пещерные храмы были случайно обнаружены. В 20-х годах XXв. живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.
|