КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство средневековой Индии
Средневековье – очень сложный и длительный этап индийской истории, включающий периоды раннего (VII – XIIвв.) и развитого феодализма (XIII – XVIIIвв.). В средневековых храмах образы богов постепенно приобретают более гиперболизированный характер. Эпос («Махабхарата» и «Рамаяна») служит поводом для создания колоссальных композиций, полных динамики и драматизма. Индийское Средневековье – пора подъема архитектуры и изобразительного искусства. Архитектура.Архитектура средневековой Индии все теснее сплетается со скульптурой, сплошь заполняющей стены сооружений. В VII – VIIIвв. продолжали возводить грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (VIIв.), храм Шивы на острове Элефанта (VIIв.) и храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.). К IXв. трудоемкая техника вырубания храма из скалы была заменена строительством из тесаного камня (известняка, песчаника, мрамора, гранита). Каменные блоки скреплялись деревянными клиньями или металлическими скобами. В постройках использовали сочетания камня с деревом и кирпичом. На рубеже IX – X вв. отчетливо выявились характерные различия между северными и южными типами построек. В целом система индуистского храма была следующей: в центре святилище с небольшим внутренним пространством, где помещалась главная святыня, за ним – многоколонный зал или галерея, где собирались молящиеся. Северный тип построек, например храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо, отличался мягкими криволинейными, словно набухающими очертаниями башен, заканчивающихся символическим кольцом наверху. Южные храмы увенчивались многоярусной пирамидальной башней. На юге, где на протяжении Средних веков исповедовали индуизм, сложилась более жесткая система канонов, чем на севере Индии, подвергшемся завоеванию мусульман, о чем мы скажем ниже. Еще в XIII – XVII вв. в южных храмах продолжали возводить высокие башни, но они венчали уже не сам храм, а входные ворота. Храмы в Эллоре. Недалеко от Аджанты сохранился в базальтовом откосе комплекс из 34 пещерных храмов. Он создавался на протяжении VIII – IXвв. Двадцать два храма Эллоры являются индуистскими, а двенадцать – буддийскими. Несомненно, влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты, но если в них главную роль играла живопись, то природные особенности и веяния времени привели к тому, что в Эллоре стали главенствовать каменная скульптура и рельефы. Пещерные залы Эллоры отличаются от предшествующих скальных храмов своими размерами (площадь некоторых залов достигает 40x40 м) и более сложным планом (в скалах проложены длинные галереи). Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит из трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец. Вход в него – достаточно узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров – это три ряда квадратных колонн, опирающиеся на монолитные скальные платформы. Внутрь храма ведет высеченная в камне лестница. Когда человек попадает в подземное святилище, его взору открываются обширные залы с квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными размерами. Мрачное мистическое настроение усиливается благодаря сгущающемуся в глубине сумраку, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния. Подобное впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствуют практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителей. Фантастические изваяния, вырубленные в скале, пугают своей пластической мощью и ярким контрастом света и тени. Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Огромный скальный храм Кайла-санатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале, также является одним из центральных сооружений Эллоры. По величине его можно сравнить со скальным храмом Древнего Египта в Абу-Симбеле. Белоснежный силуэт Кайласанатха ярким пятном выделяется на фоне скал. В середине храма высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, эти изваяния отражают индийский миф о том, что весь мир стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше – их фигуры есть среди каменной резьбы, которой сверху донизу покрыт храм.
Храм Кандарья Махадева. Кхаджурахо
Многочисленные рельефы храма Кайласанатха, посвященные Шиве («Шива-победитель», «Похищение Ситы» и др.), исполнены с необычайным искусством. Шедевром скальной архитектуры считается также комплекс индуистского храма Кайласа, высеченный в горах в середине VIII в. н.э. В него входят святилище, возвышающееся над землей, часовня, в которой хранятся мощи священного быка Шивы – Нанди, и другие сооружения. Фасады этих культовых зданий украшены рельефами на религиозные сюжеты. Храмовый ансамбль в Махабалипураме на юге Индии находится на морском берегу, среди песчаных дюн и скал. Он включает в себя центральный Прибрежный храм Шивы, пять маленьких скальных храмов – ратх (например, храм Дхармараджаратха), несколько пещерных храмов. Этот ансамбль, возведенный в VII в., словно соединил две стихии – воду и землю. Главная его идея – торжество всего живого, питаемого священной рекой Гангой. Эта идея воплощена, прежде всего, в широко известном огромном скальном рельефе «Нисхождение Ганги», составляющем смысловое ядро комплекса в Махабалипураме. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площадке комплекса, он, судя по всему, был предназначен для массовых религиозных представлений и ритуалов. При этом рельеф служил фоном, заменяющим декорации. Центр рельефа – расщелина, из которой во время торжественных церемоний через специально встроенную систему водопадом низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганги. Вода, необходимая для благополучия жителей тропической страны, является объектом общего поклонения. К ней устремлены все многочисленные фигуры живых существ, изображенные на монументальном рельефе. Единый порыв объединил представителей «верхних» и «нижних» сфер мира.
Храм Дхармараджаратха. Махабалипурам
Здесь встречаются различные сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины ведут буйволиц. Всю композицию освящает бог Шива, фигура которого высечена слева от расщелины. Рельеф «Нисхождение Ганги» в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих других индийских постройках, в рельефах храмов Индонезии. Храм Суръи на берегу Бенгальского залива. Величественно возвышаются на берегу Бенгальского залива руины храма бога солнца Сурьи (XIII в.) – одного из самых больших древних святилищ в Индии. Европейские моряки издавна прозвали его Черной пагодой: одиноко поднимающийся на пустынном берегу, каменный колосс служил им ориентиром в плавании. Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты. Сегодня от нее осталась лишь груда развалин. Для возведения храма Сурьи в XIII в. тщательно выбирали местность, так как она должна была быть связана с культом солнца. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть. Она выполнена в виде гигантской колесницы – это образ божественной колесницы, запряженной семью разноцветными (по другим преданиям, белыми или золотыми) священными конями, на которой солнечный бог едет по небу. Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами, на их террасах установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают трехметровые каменные колеса – по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и покрыты резьбой. Колесо – подобие солнечного диска, символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, обозначают союз Неба и Земли. Среди каменной резьбы на колесах встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь и опять-таки колесо. Восточный фасад разрушенной башни украшал исполинский каменный лев. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи размещены на всех четырех сторонах храма. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Храм Сурьи в Конараке сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Архитектура Индии при правлении мусульман. После завоевания Индии мусульманами возникли крупные централизованные государства. Периоды правления Делийского султаната (XIII в.) и Великих Моголов (XVI – XVII вв.) были ознаменованы расцветом архитектуры. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии – ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все виды искусства. Однако на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям, продолжали развиваться местные культы. На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру в храмах. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами. Начало объединению двух архитектурных принципов было положено во время строительства минарета Кутб-Минар в Дели. В огромном централизованном государстве Великих Моголов строились города (Агра, Фатихпур-Сикри), мощные крепости, дворцы и мавзолеи. Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев – Тадж-Махал – памятник любви и красоте. В нем выражены все лучшие качества классического индийского зодчества. Тадж-Махал выстроен менее чем в двух километрах к югу от Агры. Уникальный характер мавзолея во многом определяется историей его создания. У падишаха Шаха Джахана была любимая жена Арджурманд Бану Бегам, прозванная за свою красоту и мудрость Мумтаз-Махал (Избранная дворцом) или по-другому Тадж-Махал (Венец дворца). Она была хранительницей государственной печати, сопровождала мужа в трудных военных походах, заступалась за осужденных. Безвременная кончина супруги повергла Шаха Джахана в неописуемое горе. В память о своей жене он решил воздвигнуть мавзолей, которому не было бы равных на свете. Весь архитектурный ансамбль вместе с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на мавзолей и парк открывается через арку монументальных южных ворот, от которых тянется главный канал, обрамленный дорожками тоже из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.
В. Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала – квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям, богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство здания дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора. Облик мавзолея удивительно соответствует образу Мумтаз-Махал, памяти, которой он посвящен. Несомненной удачей архитекторов было создание огромного, но необычайно изящного купола мавзолея, в Индии его сравнивают с «облачком, застывшим на воздушном троне». Именно в куполе достигают кульминации четкость и гармоничность, присущие всем частям и деталям Тадж-Махала. Центральный зал мавзолея торжествен и величествен. Это большое восьмиугольное помещение, в середине которого прямо напротив входной арки возвышается гробница Мумтаз-Махал. Рядом находится гробница Шах Джахана. Яркий солнечный свет и жара не проникают внутрь мавзолея – тут царят приятная прохлада и полумрак. Стены внутри, как и снаружи, богато орнаментированы. Мавзолей органически взаимодействует с природой: здесь использована и искусственная, и естественная среда. В то время как с юга, востока и запада Тадж-Махал окружен парковым и архитектурным ансамблем, с севера он словно встает из вод реки Джамны. Уровень воды в реке на восемь метров ниже почвы парка, поэтому боковая сторона платформы из красного песчаника круто поднимается из воды, обрамляя берег, и Тадж-Махал четко выступает на фоне неба. Четыре минарета подчеркивают связь мавзолея с воздушной средой и как бы помогают ему раствориться в пространстве. Таким образом, зодчие учли все возможные факторы воздействия на архитектурные качества памятника и блестяще смогли связать мавзолей как с землей, создав парковый ансамбль, так и с небом, использовав свойство белого мрамора изменять цвет при различном освещении. При ярком солнце облицовочные мраморные плиты сияют, что придает Тадж-Махалу воздушность, легкость, усиливает его и без того замечательные стройность и цельность. Оттенки мрамора неуловимо меняются в разные часы дня. На закате мавзолей окрашивается в нежно-розовый цвет. Проплывающие облака отбрасывают на него воздушные, как на прозрачной воде, тени, выявляя осязаемость и материальность форм. При свете полной луны Тадж-Махал превращается в гигантское видение, точно сотканное из матового зеленоватого лунного света. Кажется, что купол повисает среди звезд. Не забыт и дополнительный эффект – отражение Тадж-Махала в воде каналов парка. При этом главным зеркалом служит большой центральный бассейн. Гражданское зодчество. Дворцовые и прочие сооружения нерелигиозного характера предполагают меньшую свободу творчества, чем храмовая архитектура, строящаяся на основе строгих канонов. Светская архитектура выработала местные формы, полностью отвечающие художественным требованиям и учитывающие климатические особенности: палящее солнце, разрушительные муссонные ливни, пыльные бури и наводнения. Из гражданских сооружений Великих Моголов большой интерес представляют крепости-форты Дели и Агры. В обоих случаях комплекс общественных построек, расположенный среди парков и цветников, был обнесен стеной с башнями. Главный вход также был оформлен башнями, увенчанными индийскими шлемовидными куполами. Основные павильоны Красного форта в Дели – зал общественных приемов из красного песчаника и зал частных приемов из белого мрамора. Это одноэтажные здания, стены которых прорезаны аркадой, ведущей во внутренние помещения. По углам плоских крыш поставлены шатры, такие же, как над главным входом. Интерьеры Красного форта богато украшены резным и инкрустированным мрамором. Огромные дворцы, как правило, возводились из светлого камня, имели большие просторные помещения, открытые галереи, окна без стекол с декоративными решетками. Все это создавало прохладу в комнатах. Снаружи и внутри поражают истинно восточное великолепие дворцов, орнаментальная резьба по камню, скульптуры и росписи. Интересным образцом архитектуры Джайпура (штат Раджастан, западная часть Индии) является Дворец Ветра (Хава-Махал), построенный в 1699 г. В нем применена оригинальная система выступающих окон, улавливающих ветер и делающих помещения прохладными. Композиция окон и этажей придает сооружению удивительную пластическую выразительность. В XVII в. медленное угасание мощи государства Великих Моголов знаменует отход от монументальности и тягу к роскоши и изяществу, особенно в храмовом и гражданском строительстве. Например, во всем комплексе построек храма Минакши {Большого храма) в Мадурае на юге Индии чувствуется потеря монументальности, перегрузка скульптурой, композиционная раздробленность и сухость форм. Храм Минакши был сооружен в XVII в. и посвящен обручению принцессы Минакши с богом Шивой. Основные постройки в этом комплексе были созданы в XVI в., но есть и более древние (XII в.) и позднейшие добавления. Храм представляет собой типичный пример южноиндийского зодчества. Внешняя ограда почти квадратная и имеет четыре башенных входа. Далее идут еще несколько концентрически расположенных оград, многочисленные внутренние крытые дворы, залы и коридоры с многоколонными галереями. Среди этих сооружений выделяется Тысячеколонный зал Шивы со скульптурами богов, богинь, эпических героев, фантастических существ, различных животных, а также танцовщиц и музыкантов. Главное святилище Шивы находится в небольшом таинственном, сумрачном помещении и открыто для доступа только ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным. Но по праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице, куда впряжен слон, выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. Скульптура. ВСеверной и Центральной Индии в VIII в. скульптура создается на основе мифологии и эпоса. Всемирно известно монументальное изображение трехликого Шивы из пещерного храма на острове Элефанта. Величественное божество словно вырастает из огромной каменной глыбы. Масштабы этой фигуры, грозное выражение трех ликов, смотрящих в разные стороны, производят ошеломляющее впечатление. В храме на острове Элефанта имеются также композиция, изображающая Шиву с женой Парвати, и рельеф с танцующим многоруким Шивой – Шивой-Натараджей, царем танца. Последний послужил прототипом большого количества южно-индийских бронзовых статуй. Например, бронзовая скульптура XVIII в. передает канонизированный образ Шивы. Бог кружится в неистовом стремительном танце во Вселенной, которую символизирует огненный ореол. Танец Шивы – это вечное движение Вселенной, его четыре руки – сверхъестественная сила, карлик-демон внизу – попираемое ногой невежество. Голову Шивы украшает корона с черепом – знаком победы над смертью. Его характерная поза, разлетевшиеся в разные стороны длинные волосы, выразительные жесты рук стали образцом для подражания исполнителей индийских танцев. Легенда говорит о том, что именно Шива в облике царя танца научил танцевать небесных танцовщиц апсар, а они, в свою очередь, храмовых танцовщиц.
Шива-Натараджа Таким образом, считается, что искусство танца в Индии имеет божественное происхождение. Символическое значение имеют не только поза и жесты бога, но и предметы, которые Шива держит в руках. Барабанчик в правой руке обозначает пробуждение к новой жизни, огонь в левой руке – разрушение и обновление. Все бронзовые изображения в Индии отливают способом, известным с древнейших времен. Он заключается в том, что модель скульптуры лепится из воска и обмазывается глиной. В глиняной форме делаются два отверстия – сверху и снизу. В верхнее отверстие заливается расплавленная бронза, которая вытесняет растопившийся воск, и он выливается через нижнее отверстие. Расплавленная бронза заполняет все освободившееся пространство. Когда бронза остывает, глиняную обмазку разбивают. Затем изделие шлифуют, иногда покрывают позолотой. Так достигается искусная моделировка формы, ее пластичность. Скульптура из камня также создавалась по определенным канонам, в которых был зафиксирован многовековой опыт лучших мастеров. Интересна особенность
Рельеф храма Кандарья Махадева. Кхаджурахо
индийской каменной скульптуры: она не отделена от камня, в котором высечена. Это очень высокий рельеф. При этом скульптура органически была связана с архитектурой, представляла с ней единое целое. Так, скульптура храма Кандарья Махадева покрывает выступы, углубления и даже сочленения архитектурной конструкции. С приходом мусульманских династий скульптура в храмах Северной и Центральной Индии уступает место орнаменту. В Южной Индии XVI – XVIIвв. продолжали создаваться прекрасные образцы скульптуры и рельефа, сплошь покрывающие колонны оград и башни. В изобилии и сложности пластики сказались традиции резьбы по дереву и кости. Изображали мифологические сюжеты, иллюстрации к «Махабхарате» и «Рамаяне», бытовые картинки. Скульптура воплощает типично индийские черты (идеал красоты, канонизированные жесты «мудра»), но иногда в ней обнаруживаются европейские влияния, идущие от колонизаторов. Живопись.Индийская миниатюра появилась еще в древности, но самые ранние из дошедших до нас образцов относятся к XII в. Миниатюра возникла как иллюстрация к рукописной книге, бывшей тогда предметом роскоши, отсюда ее основные черты – яркость, праздничность, декоративность. Она предназначалась для рассмотрения с близкого расстояния, поэтому ее краски чисты и прозрачны, рисунок точен и виртуозен, орнамент изыскан. В Индии было несколько школ миниатюры, наибольшую известность среди которых получили могольская и раджпутская. Могольская миниатюра, созданная в период правления Великих Моголов, иллюстрировала исторические хроники и ботанические трактаты. Первоначально над миниатюрой работали иноземные художники, но постепенно в нее перенесли приемы, характерные для индийской живописи в целом. Раннюю могольскую миниатюру отличают четкие контуры, пластичность форм, яркость красок (см. цв. вкл.). При всей декоративной условности мастера XVI – начала XVIIв. стремились к точной передаче событий и деталей оружия, ковров, одежды, утвари. Они изображали придворные развлечения, военные походы, приемы и др. Миниатюры, как правило, выполнялись на отдельных листах большого размера. Особенностью могольской школы было развитие портрета, в частности, появились острохарактерные портреты правителей. Человек изображался преимущественно в профиль, в холодной цветовой гамме с применением разбелов и черного контура на бумаге цвета слоновой кости. Трактовка фигуры носила плоскостной характер. В XVIIв. могольская миниатюра слилась с местными школами, приобретя широту тематики и связь с народным искусством. Примером может служить живопись небольшого княжества Кангры. Здесь искусство миниатюры достигло наивысшего расцвета. Школы Раджастана и областей Северной Индии получили условное наименование раджпутская миниатюра, которая объединила разные группы и течения. Одно из них, школа Пахари, связано с возрождением в XV-XVI вв. вишнуизма, в горных районах – с кришнаизмом. Исток раджпутской школы – народное искусство, она тесно соприкасалась с фольклором, лубком и почти на целое столетие пережила могольскую. Основной темой раджпутской миниатюры была любовь божественного пастуха Кришны к прекрасной пастушке Радхе, воспетая с необыкновенной глубиной и показанная на фоне повседневной жизни индийцев. Изображались и другие божественные пары – Рама и Сита, Шива и Парвати. В композициях большую роль играл пейзаж. Миниатюры иллюстрировали религиозно-мифологические предания, хорошо известные легенды, эпос и были рассчитаны на более демократические круги зрителей, чем миниатюра Моголов (см. цв. вкл.). От могольской миниатюры раджпутская отличается не только по содержанию, но и по техническим приемам. Могольские мастера использовали темперные краски, а раджпутские – акварель, иногда смешивая ее с клеем, иногда давая размывом. Для раджпутской миниатюры характерно обилие золота. Своеобразный жанр в изобразительном искусстве Индии представляют миниатюры на темы музыкальных произведений – раг. Их писали художники всех школ к сборникам стихов, описывающих раги («Рагмала»). Это не ноты в нашем понимании, а зрительный эквивалент комбинации нот, составляющих основу песни. Исполнение каждой раги связано с определенным временем года и суток. Древние индийцы считали живопись лучшим из искусств, доставляющим наивысшее благо, когда она помещена в доме. Живописные полотна вывешивались в специальных галереях и выставлялись на улицах во время праздников. Индийские художники стремились строго соблюдать правила в изображении не только человека, но и его одежды, украшений и т.д. Талант и высокое эстетическое чувство индийского народа проявились в самых различных формах его художественной деятельности. Вопросы и задания 1) Расскажите об известных вам персонажах индийской мифологии. 2) Какие черты присущи древней индийской архитектуре? 3) Что удивительного было в городе Мохенджо-Даро? 4) Каковы особенности конструкции и декора индийской ступы? 5) Расскажите о каноническом изображении Будды. 6) Какова роль росписей Аджанты в индийском искусстве? 7) Сравните архитектуру севера и юга Индии в период Средневековья? Приведите примеры. 8) В чем состояли особенности индийской средневековой скульптуры? 9) Расскажите о достоинствах архитектурного ансамбля Тадж-Махал. 10) Сравните мавзолей Тадж-Махал и архитектурный комплекс Альгамбра в Испании. Есть ли у них общие черты? 11) Сравните средства художественной выразительности и содержание могольской и раджпутской миниатюр.
|