КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО КИТАЯ
Китайская культура, как и индийская, относится к древнейшим. На протяжении эпохи первобытности, рабовладельческой и феодальной эпох, охватывающих огромный этап времени – от 4-го тыс. до н.э. вплоть до середины XIX в. н.э., в Китае было создано множество ярких и самобытных памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Изобретательные китайцы первые в мире узнали секреты изготовления бумаги, туши, фарфора, шелка и других чудесных вещей. Традиция пить чай тоже возникла в Китае. Древнейший период истории Китая начался в 4 – 3-м тыс. до н.э. Следующий период получил название Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во 2-м тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, которое в XII в. до н. э. было завоевано племенем чжоу. В III в. до н. э. после долгих войн мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой стала династия Цинь (221 – 207 гг. до н.э.), а далее Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах – с IV в. до середины XIX в. Средневековье – пора духовного и культурного подъема Китая, расцвета искусства. Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства проявились в периоды существования двух могущественных государств: Тан (618 – 907) и Сун (960 – 1279). Затем страну почти на девяносто лет завоевали монголы. В результате долгой борьбы на смену чужеземцам пришла китайская династия Мин (1368 – 1644), в период правления которой наступил новый расцвет архитектуры и декоративного искусства, продолжающийся и в эпоху правления маньчжурской династии Цин (1644 – 1911). В XVII – XVIII вв. феодальная культура Китая приобрела застойный характер, а правила и традиции древнейшего искусства стали тормозом на пути ее развития. Художественное сознание китайцев сформировалось под воздействием отношения к природе как к огромному космосу, частицей которого является человек. Еще в глубокой древности в китайском искусстве сложились прочные традиции и каноны, которые в период Средневековья продолжали совершенствоваться. Завораживающий мир этого искусства основывался на мифологических представлениях и религиозных учениях, которые были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего в государстве. По древним китайским воззрениям, Вселенная считалась устойчивой и гармоничной. Под круглым безграничным Небом простирается квадратная Земля, в центре которой расположился Китай – Поднебесная (или Срединная) империя. Среди космогонических мифов, повествующих о возникновении природы и человека, наибольшее распространение получили те, которые описывают появление неодушевленных вещей и живых существ как результат деления хаоса на светлое (мужское) начало – ян и темное (женское) начало – инь. Союзом ян и инь порождены движение и покой, свет и тьма, тепло и холод, добро и зло, а также земля, вода, огонь, дерево и металл. В свою очередь их взаимодействие создало в природе многообразие явлений и предметов, в частности пять частей человеческого тела, пять состояний погоды, пять вкусов и пять цветов. В Древнем Китае был большой пантеон богов и духов. С течением времени на передний план выходит верховное божество Шан-ди. Именно к Шан-ди обращались с просьбами и молитвами об урожае, военных успехах и др. С древних времен жители Китая исповедовали «три учения» (или «три пути»): конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство – учение, основанное Конфуцием (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), который считал, что порядок отношений в семье и обществе, между правителями и подданными, между отцом и сыном навечно установлен Небом. Он разработал систему норм поведения человека – Ритуал. Согласно Ритуалу надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенству. Конфуций также утвердил строгие законы в музыке, живописи и литературе. Цель даосизма - постижение всеобщих законов мироздания. Его основу составляет теория Дао – Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, равновесие в котором достигается взаимодействием ян и инь. Созерцательный и поэтичный взгляд на природу, проповедовавшийся даосизмом, проявился во всех областях художественной культуры Древнего Китая. Согласно учению даосизма человек незначителен по сравнению с первопричиной всего сущего – Дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Даосы считали возможным создание эликсира бессмертия. Они поклонялись восьми магам, которые, как полагали, достигли бессмертия. По представлениям древних жителей Китая, таинственные бессмертные существа жили в далеких горах. Они обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, возвращать мертвых к жизни, становиться невидимыми, заставлять цветы мгновенно распускаться. Буддизм пришел в Китай из Индии в I в. н.э., укоренился в китайской культуре и стал самой популярной в стране религией. С VII-VIIIвв. н.э. в Китае стал распространяться ислам. В более позднее время сюда проникли и христианские вероучения (католичество, протестантство, православие и др.). Однако независимо от принадлежности к той или иной конфессии каждый китаец осознает себя, прежде всего конфуцианцем.
|