КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство Древней Индии
Искусство Древней Индии (3-е тыс. до н.э. – VI в н.э.) отличает тесная взаимосвязь архитектуры, скульптуры и живописи. Архитектура.Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время для строительства культовых сооружений тщательно выбиралось место. Зодчие Индии были искусными мастерами: они возводили города, храмы-ступы и дворцы. В долине реки Инд обнаружили руины центра Хараппской цивилизации – города Мохенджо-Даро, построенного, по утверждению археологов, в 3-м тыс. до н.э. В тщательно спланированных городских районах из обожженного кирпича были сложены удобные жилые дома высотой не менее двух этажей. Внимание археологов привлекли развалины Большой купальни, которая является чудом строительной техники и архитектуры. В этот комплекс, кроме огромного бассейна, окруженного колоннами; входило множество комнат и коридоров. Вероятно, здесь совершался священный обряд омовения. В нижней части города были обнаружены развалины храма. Внутри него найдены алебастровые кувшины и фрагменты скульптур, использовавшихся в ритуалах и церемониях. Среди руин Мохенджо-Даро выделяются развалины культового буддистского сооружения в виде полусферы, воздвигнутого во II в. н.э. Оно называется ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение, тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму, символизирующую небо и бесконечность. Знаменитая Большая ступа в Санчи (Центральная Индия), по преданию, была
Большая ступа в Санчи
воздвигнута в III в. до н.э. на месте захоронения Будды. Она лучше других сохранилась и хорошо отреставрирована. Полушарие ступы размещено на круглом цоколе с террасой, служившей для культового обхода вокруг сооружения. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса – в красный. В органичной простоте ступы в Санчи ощущается внутреннее движение вверх и глубокий символический смысл. Полусферический купол, как уже говорилось, символизирует небесный свод, а надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола – священную гору Меру. Возвышающийся над куполом столб с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означали три неба. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу. Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами. Вокруг ступы – массивная каменная ограда. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда, который заключался в обходе вокруг ступы и восхождении на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой ступы (такие ворота называются в Индии торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Эти ворота получили всемирную известность и стали символом Индии. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами, покрытыми разнообразными рельефами и скульптурами. В сюжетах изображений переплетаются буддийское вероучение и древние индийские народные мифологические сказания. На рельефах можно видеть фантастические образы птиц, слонов, летающих львов. Скульптуры отвратительных существ, словно поддерживающих ворота, отождествляются с невежеством и отрицательной кармой. На барельефах показаны эпизоды из прошлых жизней Будды. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма (колесо закона, дерево, лотос и др.) и скульптуры индуистских духов природы – якшинь. Их фигуры определили идеал женской красоты, на много столетий став эталоном индийской скульптуры. Резные каменные ворота, удивляющие многих европейцев, иногда называют «воротами карликов». Древние культовые сооружения сохранились в различных уголках Индии. Например, в горных районах можно увидеть удивительные пещерные храмы – чайтъи. Древнейшие из них устраивались в естественных пещерах. Более поздние чайтьи обычно высекались прямо в скалах. Они имели просторные залы, украшенные колоннами, скульптурными изображениями и росписями. В конце VI в. н. э. был высечен скальный индуистский храм Дхумар Лена. Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благославления Шивы. Внутреннее пространство храма поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы. В пещерах Аджанты находится выдающийся памятник древней индийской архитектуры – буддийский религиозный комплекс. Специалисты по-разному датируют начало (от I до III в. н.э.) и окончание (от VII до IX в.) его строительства, но несомненно, что основная работа проходила в IV-VI вв. Комплекс включает 29 пещер, пять из которых храмы, а остальные монастыри. Все они соединены широкой тропой. Типичный пещерный монастырь Аджанты состоит из большого квадратного зала и расположенных вокруг него маленьких монашеских келий. Отделенные колоннадами боковые проходы были предназначены для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны. Колонны стоят также у входов в пещеры. Древние монастыри были университетами, где обучались монахи, и центрами паломничества.
«Ворота карликов». Большая ступа в Санчи
|