КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основания методологииПоскольку методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, необходимо обратиться в первую очередь к основным понятиям о деятельности. Деятельность определяется как активное взаимодейст-вие человека с окружающей действительностью, в ходе ко-торого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким об- разом свои потребности [146, с. 95]. При этом субъект определяется в философии (см., на-пример: [179, c. 661] как носитель предметно-практиче- ской деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленный на объект. Субъект с точки зрения диалектики отличается присущим ему самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры — оруди- ями предметно-практической деятельности, формами язы- ка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т.д. Активная деятельность субъ- екта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности. Объект в философии [179, c. 453] определяются как то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, ко- торая находится во взаимодействии с субъектом. Философия изучает деятельность как всеобщий способ существования человека и, соответственно, человек и оп-ределяется как действующее существо. Человеческая де-ятельность охватывает и материально-практические, и ин-теллектуальные, духовные операции; и внешние, и внут- ренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки; процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение [37]. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное. Психология изучает деятельность как важнейший ком-понент психики. Так, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через рас-крытие ее существенных объективных связей и опосредо-ваний, в том числе через исследование деятельности [152]. А.Н. Леонтьев считал, что деятельность должна входить в предмет психологии постольку, поскольку психика нео-тторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности [146, с. 94]. Системный анализ, отличаясь междисциплинарным или наддисциплинарным положением, и являясь как бы прикладной диалектикой, рассматривает, в частности, де-ятельность как сложную систему, направленную на подго-товку, обоснование и реализацию решения сложных про- блем: политического, социального, экономического, тех-нического и т.д. характера [133, с. 360; 179, с. 612]. Сопоставление подходов этих трех научных дисциплин: философии, психологии и системного анализа (системо-техники) — позволяет выбрать общую схему структуры деятельности (рис. 1), необходимую нам для дальнейшего изложения. Рассмотрим основные структурные компоненты дея-тельности. Потребности определяются (см. например: [179, с. 518]) как нужда или недостаток в чем-либо, необходи- мом для поддержания жизнедеятельности организма, че-ловеческой личности, социальной группы, общества в це- лом. Биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ — необходимой предпо- сылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов, что в данном случае нас интересу- ет, — личности, социальных групп и общества в целом за- висят от уровня развития данного общества, а также от спе-цифических социальных условий их деятельности. Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности чело- века, социальных групп, ради чего она и совершается [179, c. 389–390]. Мотивация, то есть процесс побуждения че-ловека, социальной группы к совершенно определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представ- ляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы обусловливают определение цели как субъек-тивного образа желаемого результата ожидаемой деятель-
Рис. 1. Общая структура деятельности и ее взаимоотношение с внешней средой ности, действия [137, с.165]. Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос — кто дает цель? Если цели задаются человеку извне: учащему- ся — учителем, специалисту — начальником и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполни-тельный), нетворческий характер и проблемы целеполага- ния, т.е. построения процесса определения цели не возника- ет. В случае же продуктивной деятельности — даже относи-тельно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является инновационная деятельность педагога-практика, цель определяется самим субъектом, и процесс целеполаганиястановится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства. В катего- риях проектно-технологического типа организационной культуры (см. ниже), в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование. Этим термином мы и будем пользоваться в дальнейшем. Процесс целевыполнения также характеризуется в каж-дом конкретном случае своим содержанием, своими фор- мами и своими специфическими методами и средствами. Совершенно особое место в структуре деятельности за-нимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллек-тивного субъекта, коллективной деятельности — управле- нием. Саморегуляция в общем смысле определяется [82] как целесообразное функционирование живых систем. Психи-ческая саморегуляция является одним из уровней регуля- ции активности этих систем, выражающим специфику ре-ализующих ее психических средств отражения и модели-рования действительности, в том числе рефлексии субъекта (понятие рефлексии мы будем рассматривать в дальнейшем). Саморегуляция имеет следующую структу- ру: принятая субъектом цель его деятельности — модель значимых условий деятельности — программа собственно исполнительских действий — система критериев успешно- сти деятельности — информация о реально достигнутых результатах — оценка соответствия реальных результатов критериям успеха — решение о необходимости и характере коррекций деятельности. Саморегуляция представляет со- бой, таким образом, замкнутый контур регулирования и яв-ляется информационным процессом, носителем которого выступают различные формы отражения действительности. Управление [179] рассматривается как элемент, функ- ция организованных систем различной природы — биоло-гических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание ре- жима деятельности, реализацию программы, цели деятель-ности. Коллективная деятельность невозможна без созда- ния определенного порядка, разделения труда, установле- ния места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. Понятие среды (рис. 1) является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает, в частности, человеческую деятельность как сложную систему. Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех объ-ектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в результате поведения сис- темы [25]. Среда и объекты/субъекты, ее составляющие, могут быть по отношению к системе дружественными, кон-курентными, враждебными или безразличными. На схеме (рис. 1) отдельно выделены факторы, задава-емые внешней (по отношению к данному субъекту дея-тельности) средой: это критерии оценки эффективности достижения результата (например, качества обучения и воспитания учащихся); принятые в обществе нормы (пра-вовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы дея-тельности. Условия деятельности (материально-техниче- ские, финансовые, информационные и т.п.) будут отно- ситься и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности актив- ного влияния субъекта на создание условий своей деятель- ности (например, если не хватает средств на осуществление какого-либо проекта, можно попытаться найти спонсо- ров — заинтересованные организации, которые его проф-инансируют и т.д.). Инвариантными для любой деятельности является сле-дующий набор групп условий: мотивационные, кадро- вые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае эти группы условий будут иметь свою специфику. Таким образом, мы рассмотрели основные характери-стики деятельности и ее структуру. Теперь перейдем не-посредственно к вопросам методологии как учения об ор-ганизации деятельности. Ведь человеческая деятельность может осуществляться и спонтанно, путем проб и ошибок. Методология обобща- ет проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельно- сти. В различные исторические периоды развития цивили- зации имели место разные основные типы форм организа- ции деятельности, которые в современной литературе по-лучили название организационной культуры [52, 75, 98, 173 и др.]. Так, В.А. Никитин [108] приводит следующие истори-ческие типы организационной культуры (табл. 1). Остано-вимся на них несколько подробнее, так как эта информа- ция нам понадобится в дальнейшем. Традиционная организационная культура. На ранних этапах развития человечества общество состояло из ком-мунальных групп, принципом выделения которых было различение «свой—чужой». Коммунальные группы удер-живаются мифом и ритуалом. Миф объясняет происхож- дение предков (от животного, от какого-либо бога и т.п.), избранность данной группы, порядок общежития, в част-ности, принцип главенства в группе и его обоснование. Миф задает картину мира, в том числе выделяет иной мир («загробный», мир духов и т.п.), подобный реальному, но обладающий превосходными качествами и совершенством по отношению к наличному, и жизнь коммунальной груп- пы протекает как бы в этих двух пространствах одновре-менно. Реальным механизмом, который обеспечивает по-добное соотнесение и организует деятельность людей яв-ляется ритуал. Базовые задачи: отделять своих от чужих, помогать своим, вредить чужим, карать за отступничество. Когда несколько коммунальных групп пересекается на од- ной территории, возникает война за территорию и ресурсы.
Таблица 1
|