Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 21. Историческая школа права




Германия конца XVIII - начала XIX в., сохраняется феодальный строй, в экономическом, социальном и политическом отношении - одна из самых отсталых стран Европы.

Густав Гуго(профессор Геттингенского университета).

«Учебник естественного права как философии положительного права» (ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху). Фридрих Карл Савиньи(профессор Берлинского университета). «Система современного римского права».

Георг Пухта(преемник Савиньи по университетской кафедре в Берлине). «Обычное право», «Курс институций».

Происхождение государства.

Пухта (государство создано той же силой, что и право - народным духом (в конечном счете и право, и государство имеют божественное происхождение; правительство и правительственная власть происходят от Бога; истинная свобода состоит в подчинении божественной воле)).

Формы государства (идеальное государство).

Пухта (сторонник монархического правления; отношения монарха и подданных необходимо строить на началах верности подданных монарху).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Гуго (закон - не единственный источник права; право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя (обычное право, преторское право в Риме)).

В противоположность теории естественного права, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, утверждал, что оно, подобно языку и нравам, складывается само по себе, без соглашений и приказов.

Формирование права уподоблял складыванию правил различных игр (возникают независимо от играющих, помимо их индивидуальных воль; формируются с течением времени, от случая к случаю, по мере необходимости; постепенно в результате практики устанавливаются твердые правила).

То, что предписывается законом, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности (этим обеспечивается возможно большая определенность норм права и знакомство с ним населения; определенность и известность норм права более всего достигается обычным правом).

Савиньи (право, как язык и нравы, определяются своеобразием, свойственным каждому народу; в них выражается общее убеждение народа; право - не произвольное установление законодателя, а органический продукт народного духа, народного сознания; право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних сил).

Не отрицает роли юристов в разработке права (две стадии в развитии права - стадия естественного права и стадия ученого права; в первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется как обычное право; во второй - обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа, выразителей народного правосознания; с этого момента право ведет двойное существование - как часть жизни народа и как особая наука в руках юристов).

Наилучший источник права - не законодательство, а обычай.

Пухта (право - результат деятельности народа, проект народного духа; своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как в его языке и нравах; право - выражение общего сознания народа, общей воли всех участников правового общения; правовая норма обязательна в силу признания, которым она пользуется в общем убеждении народа).

Право имеет свою историю (мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права).

Особенности теории.

Гуго (придавая решающее значение в процессе образования права фактически сложившемуся порядку, одобряет и оправдывает существующее положение вещей - экономические, социальные, политико-правовые отношения феодального общества, общества официального социального неравенства).

Позитивный вклад исторической школы в изучение государства и права (отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для эпохи Просвещения; привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюции политико-правовых институтов, к их национальной специфике, способствовали активизации историко-правовых исследований; поставили вопрос об общем убеждении народа (правосознании)).

Отрицательные моменты (вместе с договорной теорией государства они отбрасывали идеи свободы, равенства, республиканизма и конституционализма; были противниками реформ, защитниками феодальных институтов).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты