КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 18. Политико-правовые взгляды Ж.-Ж. РуссоXVIII в. эпоха, предшествовавшая Великой французской революции. Жан Жак Руссо (родился в Женеве; принадлежал к мелкой буржуазии; не окончил школу; обучение у ремесленника; перебирается в Савойское княжество; занялся самообразованием; перебирается в Лион, а затем в Париж; сближается с просветителями. «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». «Об общественном договоре, или Принципы политического права». «Исповедь савойского викария». «Эмиль» (трактат о воспитании, в ребенке нужно культивировать естественные наклонности, прежде чем их вытравит цивилизация). Происхождение государства. Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях. Две фазы догосударственного, естественного состояния: 1) состояние дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение с природой; образ жизни - бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность неизвестна); 2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей (семейная жизнь; зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям); первые столкновения, конфликты; расширение умственных и эмоциональных горизонтов). Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства). Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо - эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности). Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)). Государство, начало которому положил общественный договор - результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных - предмарксистские мотивы). Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота). Характеристика государства (определение государства). Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права). Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях). Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал - вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства). Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна). Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии). Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа - суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа). Формы государства (идеальное государство). «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу). Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы). Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно). Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена). Пытается реально обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает суверенитет высшей законодательной власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства - установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции). Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям). Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы о сохранении существующей формы правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена). Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)). Демократия (непрактична - невозможно держать народ постоянно в сборе (противник представительной демократии)). Монархия (сильная, но легче всего поддается частным желаниям). Предпочтение отдает (демократической форме государства и аристократической форме правительства). Понятие права (отличие от закона; виды права). Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект). Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к себе). Допущения возможности злоупотребления суверенитетом не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю). Особенности теории. Радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании). Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного равенства; призвал к открытому сопротивлению тирании). Многие социалистические школы выросли из представлений Руссо о собственности как основе неравенства и конфликтов. Отдает приоритет интересам целого над правами человека, над личностью.
|