КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 15. Политико-правовые взгляды Т. ГоббсаЭпоха буржуазных революций. Томас Гоббс (окончил Оксфорд; с приближением революции эмигрировал во Францию; после написания «Левиафана» ему разрешили вернуться в Англию; после Реставрации переиздает эту книгу, внеся коррективы, призванные доказать закономерность возвращения Стюартов; не поверили). «О гражданине» (доказывается необходимость неограниченной легитимной королевской власти». «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (развиваются идеи первого политического сочинения; но абсолютная власть уже не связывается с легитимностью королевской власти - приспосабливается к диктатуре О. Кромвеля). Происхождение государства. Нестабильность положения, неспособность обеспечить мир, угроза всеобщего уничтожения лежат в основе людских союзов (чтобы избавиться от страха, обеспечить безопасность люди объединяются в общество и учреждают по своему усмотрению верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или собранию). Не утверждает, что все государства возникли путем договора - два пути для достижения верховной власти: 1) физическая сила (государство, основанное на приобретении); 2) добровольное соглашение (государство, основанное на установлении - политическое государство). Характеристика государства (определение государства). Представление о государстве (естественное состояние - все люди равны, каждый руководствуется своими потребностями и интересами; человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений; человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий; его свобода ничем не ограничена, каждый имеет право на все - конфликты, невозможность обеспечить собственное благо и уберечься от зла; взаимный страх и подозрительность). Все естественные законы (законы природы) вечны (обязывают совесть, но эффективны только там, где надежно гарантированы; в естественном состоянии не действуют - царит полная свобода, право на все (борьба всех против всех); обеспечить законы способна только гражданская власть или государство). Государство (единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и защиты). Прибегает к образу живого организма (называет государство искусственным человеком и уподобляет его органы и функции частям человеческого тела, а положение дел в государстве - состояниям живого организма (верховная власть - душа, судебная и исполнительная - суставы, награды и наказания - нервы, советники - память, справедливость и законы - разум и воля, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть)). Цель государства (покончить с войной всех против всех, обеспечить мир и безопасность; достигается сосредоточение в руках соверена всей полноты власти; только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие). Неделимый и абсолютный характер государственной власти (отвергается теория разделения властей и попытки ее осуществления - означало бы разделение суверенитета). Формы государства (идеальное государство). Три формы государства: 1) демократия (не одобряет - черни недоступна большая мудрость; возникают партии, что ведет к гражданской войне); 2) аристократия (тем лучше, чем больше сближается с монархией); 3) монархия (лучшая форма, более других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти). Понятие права (отличие от закона; виды права). В пользу власти люди отказываются от своих естественных прав (к этому их подталкивает инстинкт самосохранения и разум - необходимость взаимоограничения свободы естественными законами или найденными разумом общими правилами). Естественные законы - не элемент естественного права (приходят ему на смену). Отличие понятий закона и права (право состоит в свободе делать или не делать что-либо, а закон обязывает либо к тому, либо к другому). Естественное состояние и действующее в нем естественное право на все - неограниченная свобода, а диктуемый разумом естественный закон - предписание, ограничение свободы. Условность обозначения предписаний словом закон (они - только заключения относительно того, что ведет к сохранению и защите людей; закон в собственном смысле - предписание того, кто по праву повелевает другими). Естественные законы (основной - должно искать мира и следовать ему; другие сформулированы в одном правиле - не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе - классическая идея права как меры свободы человека, ограничиваемой свободой других людей). Справедливость как один из естественных законов (соблюдать соглашения и соблюдать собственность каждого человека). Другие естественные законы (благодарность, взаимная уступчивость (любезность), прощение обид, принцип отмщения (руководствоваться только будущим благом), законы против оскорбления, гордости и надменности, беспристрастие, законы об использовании общих вещей, о жребии, о первородстве и первом владении, о посредниках, о подчинении арбитражу; о том, что никто не может быть судьей в собственном деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; закон о свидетелях). Власть не связана законами ни своими, ни естественными, прирожденными правами личности (связанность суверена естественными законами - моральная, ответственность несет только перед Богом). Законы в гражданском обществе - только распоряжения власти (должны считаться с естественными законами, но вторые не действительны без законов гражданских; судить о соответствии конкретной нормы естественному закону имеет право только суверен). Гоббс - предшественник позитивистского, нормативного толкования права как веления власти, совокупности норм, установленных или санкционированных государством. Свобода подданных, права личности приносятся в жертву государству (только суверен устанавливает их пределы и лишает по своему усмотрению; свобода определяется тем, что за пределами законов всегда остается область непредписанного и незапрещенного (предоставленного на усмотрение каждого гражданина)). Жесткость режима проявляется в отношении к инакомыслящим (государство здесь ничем не связано, находится с ними в состоянии войны - правило распространяется на действия, мысли, мнения). Особенности теории. Гоббс - создатель философской системы механистического материализма (природу воспринимает как совокупность тел, различающихся величиной, формой, положением и движением; высшие формы развития сводятся им к механическому движению, перемещению; связи между телами детерминированы, подчинены закону причинности). Наука отделена от религии, теологии (сфера теологии - вера, наука - знания о закономерностях природы и общества, получаемые путем опыта и размышления; отвергает веру в духов, демонов, страх перед дьяволом и духовную тьму, возникающую вследствие неправильного толкования Писания; признавал полезность религии как средства воздействия на народные массы; маскирующийся атеист). Противоречие между научной для своего времени, смелой, антиклерикальной методологией и реакционными выводами, солидарностью со старым режимом и любым узурпатором (отвергается не только сопротивление власти, но и ее критика (опасно даже осуждение тирана)). Доказывая необходимость подчинения человека государству, исходит из интересов эгоистичного человека, а не общества. Пытался решить проблему - как уберечь человека от анархии, потрясений, обеспечить ему спокойствие и достаток (решение - отказаться от мечтаний о совершенном государственном строе, от привычки иметь свое суждение, критиковать и полностью подчиниться существующей власти, если она крепка и обеспечивает порядок). Если власть обеспечивает жизнь, разумно ее терпеть (если утрачивает способность гарантировать безопасность подданных, то теряет право на их верность) (эгоистические соображения выживания любой ценой).
|