Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 14. Политико-правовые взгляды Б. Спинозы




XVII в. эпоха буржуазных революций. Бенедикт (Барух) Спиноза (Амстердам; семья купца; занимался с отцом купеческой деятельностью; изгнан из еврейской общины и подвергнут проклятию; подрабатывал шлифовкой линз; умер от чахотки). «Этика, доказанная геометрическим способом». «Богословско-политический трактат». «Политический трактат»

Происхождение государства.

Происхождение государства и права (естественная необходимость; обращение к природе человека, к естественным основам общежития; нет учения о развитии общества - исходит из вечной и неизменной природы человека, которая должна объяснить происхождение и сущность государства).

Государству предшествует естественное состояние (нестабильный и конфликтный характер; естественное право человека простирается до предела, до которого простирается его мощь; человек имеет столько прав, сколько имеет силы; интересы людей вступают в противоречия, решаемое борьбой за утверждение своих прав).

Самосохранение человека лучше всего обеспечивается господством разума (разум предписывает человек искать общения с другими людьми, так как он не сможет в одиночку приобрести все, что ему нужно для жизни) (вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, он подчиняется чужой силе - поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское).

Государство - организация, служащая интересам все членов общества (люди соединяют силы и естественные права, создают государственную власть, чтобы жить наилучшим образом; договор следует за действительным объединением сил людей).

Характеристика государства (определение государства).

Государство наделяется большой властью над гражданами, но его полномочия не безграничны (никто не может отказаться от способности суждения; нельзя заставить человека полюбить того, кого он ненавидит, ненавидеть того, кого он любит).

Верховная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу (подавление мысли и совести со стороны государства - лицемерие, вероломство, обман).

Религиозная свобода подлежит ограничениям (не следует терпеть безбожников; религия должна быть обязательной для граждан в определенных пределах).

Государство наделено правом контролировать религиозные организации и убеждения граждан.

Формы государства (идеальное государство).

Лучшая форма государства - та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан.

Его симпатии на стороне демократии.

Цель государства в действительности его свобода (лучше всего достигается в демократическом государстве (больше всего подходит к естественному состоянию), каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, а на большую часть общества, членом которого он является).

Демократическое государство, которое он имел в виду:

1) Нидерландская республика, сосредоточившая власть в руках буржуазно-патрицианских фамилий - олигархия;

2) не видит реальной возможности для подавляющего большинства народа достичь свободы (высшей цели государственной жизни).

Реакция на отрыв масс от образованности и культуры (типична для общества, в котором царит социальное неравенство).

Категория толпы имеет не только социальное, но и этическое содержание (включает в нее простонародье и представителей высших классов).

Провозглашая целью государства свободу, мир и безопасность, он не приемлет абсолютистского государства (его политический идеал - республика).

В условиях постоянных угроз не исключает аристократии (власть переносится на достаточно многочисленное собрание, совет, способный более эффективно нести бремя управления (подразумевается торговая, коммерческая аристократия)) (прототип проекта - конституция Венецианской республики).

Устойчивость аристократической формы (открывает путь к власти большинству богатых; в отличие от монархии не допускает секретных расходов, обременительных для подданных; народ, не участвуя непосредственно в управлении государством, внушает страх власть имущим, сохраняет за собой свободу).

При аристократическом правлении власть принадлежит патрициату (соотношение патрициев и населения 1:50; из своей среды они выбирают Совет синдиков (только лица старше 60 лет) и Сенат).

Демократия (каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе; не приходится опасаться нелепых постановлений - мотивы народоправства и предвосхищение некоторых идей Руссо (о народном суверенитете, о решении наиболее важных вопросов в обществе самим народом, об общей воле).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Естественное право (сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все).

С образованием государства создается общее для всех право (обеспечивается мощью всех объединившихся людей; общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы).

Особенности теории.

Придерживается метафизического механистического материализма (выводит мир из единого начала; утверждения о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из себя самой - разрыв с религиозными представлениями, согласно которым мир создан Богом).

Мир не есть продукт творения (природа не создана Богом; природа и есть Бог).

Строгий детерминизм (в природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного; действия человека также подчинены строгой необходимости, все в его деятельности совершается в силу определенных причин).

Свобода мыслима только в пределах необходимости (человек свободен, когда руководствуется только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы; человек - часть природы, его и его действия нужно рассматривать как если бы речь шла о линиях, телах, плоскостях (геометрический метод)).

Способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви (один из создателей светской теории государства).

Симпатии к демократии.

Соотношение прав человека и государственной власти (сознавал необходимость компромисса; не нашел путей его достижения; склонялся к уступкам воле суверена).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты