КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 7. Политико-правовые взгляды Фомы АквинскогоXIII в. Христианская церковь воплотилась в стабильную, стройную и всепроникающую организацию (поискам, откровениям, прозрениям положен конец; создалось догматическое, формализованное учение, основанное на авторитете официально признанной интерпретации священных писаний; религиозные философы подтверждают догматы веры). Схоластика - попытка рационального доказательства иррациональных истин. Фома (аристократ, преподавал философию и теологию; главное произведение «Сумма теологии», политические взгляды «О правлении государей» и комментарии к труда Аристотеля). Происхождение государства. Фома стремится вывести Бога из бытия вещей (в анализе реальностей следует здравому смыслу и пользуется античным наследием (реализмом Аристотеля и достижениями Римского права); признает естественный характер государства). Рационалистический реализм анализа земных проблем - угроза для богословской настройки (подготовка почвы для идеологии Возрождения, покончившей с монополией католицизма). Существование государства, объединение людей в политическое общество - естественный закон (человек - животное политическое, стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей; общество объединяет людей разных способностей, которые взаимодополняют друг друга). Создание государства - результат естественной склонности к общественной жизни (но он предопределен волей Бога и опосредован разумом человека; не исключается общественный договор в качестве способа создания государства; цель государства - общее благо (материальное и духовное)). Характеристика государства (определение государства). Политическое общество предполагает власть (она существует сама по себе (не установлена другой властью), принцип власти божественен, но ее установление и использование может противоречить божественным предначертаниям). Соотношение церкви и государства (верховенство церковной власти в умеренных формах; стремление обосновать духовный характер вмешательства папства в дела императоров и королей; юрисдикцию пап Фома оправдывает необходимостью наказания грешников и их отстранения от власти). Собственность (дар Бога человеку; ею следовало пользоваться с чувством ответственности перед дарителем; оправдание богатств церкви - только праведные могут распределять общее достояние; собственность - ответственность и опека). Никто не должен иметь больше, чем нужно для удовлетворения его потребностей (всякая собственность должна служить общему благу; для удовлетворения нуждающихся допустимо пользоваться изобилием богатых). Догматическая идеология (факты брал в рассуждениях древних мыслителей и отцов церкви, приспосабливал их идеи к потребностям церкви). Формы государства (идеальное государство). Следует Аристотелю (три правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия); делятся по отношению к общему благу; правильные - политическая власть (основана на праве и обычае), неправильные - деспотическая власть (не ограничена правом)). Симпатии к монархии (лучшая форма; власть царя напоминает власть Бога; так как сложно удержаться от тирании - на практике ей следует предпочесть смешанную форму правления с преобладанием монархического элемента). Понятие права (отличие от закона; виды права). На вершине системы права - вечный закон (божественное провидение) (Бог создал мир с определенной целью; ограниченному человеческому сознанию вечный закон не доступен; чтобы следовать божественному предопределению, человек наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона, распознавать, что ему соответствует (внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения)). На этой основе вырабатывает рационалистические принципы (естественный закон - порожден разумом человека; общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев). Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле (законы создает природа, диктует разум, а человек только признает их, придает им четкую форму). Божественный закон (часть вечного закона, предаваемая с помощью откровений; содержится в Библии и видениях святых). Божественный, естественный и человеческий законы должны ввести человека в круг действия вечного закона. Наиболее несовершенен человеческий закон (должен проверяться с точки зрения соответствия естественному и божественному законам; критерии - религиозное сознание, нравственный (религиозный) долг; закону, не соответствующему естественным установлениям, можно не повиноваться; принудительное осуществление такого закона - признак тирании). Особенности теории. Томизм - символ религиозного освящения существующего порядка (объявляет этот порядок покоящимся на естественном праве, на велениях разума и соответствующим вечному закону; частная собственность отождествляется с собственностью вообще; социальные различия объявляются естественными и неизбежными, объясняются разделением труда, разницей в профессиях). Солидарность различных классов на основе христианской любви к ближнему - идеальное решение социальных проблем.
|