КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 12. Учение Ж. Бодена о государстве и правеЭпоха Возрождения (XIV - XV вв.) (постепенный выход из средневековья (накоплен потенциал производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного мира; пошатнулась монополия католицизма на души; возникновение светского мировоззрения гуманизма). Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов). Завершение процесса централизации национального государства (протест против абсолютистского государства - религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами); междоусобица вызвала экономический упадок, побудила обе стороны к соглашению). Жан Боден (юрист; профессор университета в Тулузе, адвокат в Париже, королевский прокурор в Лионе; компромисс между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка с помощью сильной королевской власти). Сочинения («Метод легкого изучения истории» (порвал со схоластическим мышлением, отверг толкования римского права в качестве всеобщего права; изучение государства и политики на основе обобщения фактов с учетом национальных систем положительного права); «Шесть книг о государстве»). Происхождение государства. Государства возникают независимо от воли Бога или людей (на их формы влияет естественная среда, их развитие отображает история (история различных народов - лучшее введение в политику)). Характеристика государства (определение государства). Государство - правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, при суверенной власти (действует на основе справедливости и права для поддержания внутреннего мира, стабильности, социальной гармонии, защиты от внешних врагов; правовой характер - отличительная черта государства по сравнению с иными формами человеческого общения). Государство - объединение семейств (семья - социально-организационная ячейка государства; граждане - только главы семейств; от прочности семей зависит устойчивость государства). Главный признак государства - суверенитет (постоянная и абсолютная власть) (суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен). Постоянство суверенитета (полномочия власти не ограничены никаким сроком). Абсолютная власть (суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников; не связан волей других субъектов политического сообщества (народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств)). Единство и неделимость суверенитета связывает с принадлежностью власти одному лицу или органу (отвергается смешанная форма государства) (кто издает общеобязательные правила поведения, имеющие верховную силу, тот и является сувереном). Суверенитет реализуется (в издании и изменении законов, решении вопросов войны и мира, назначении должностных лиц, в правосудии в последней инстанции и праве помилования, в чеканке монеты, определении мер и весов, во взимании налогов и податей). Формы государства (идеальное государство). Три формы государства (в зависимости от того, в чьих руках сосредоточен суверенитет): 1) демократия (все или большая часть граждан обладают властью над всеми); 2) аристократия (меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности); 3) монархия (верховная власть принадлежит одному лицу. Три формы правительства (те же самые, но не всегда совпадают с формами государства; теоретически в каждой форме государства возможны все три формы правительства). Стабильность различных форм государства связана с поощрением слоя людей среднего достатка с помощью законов (против ростовщичества, о наследовании и других), чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Целесообразность и прочность формы правления зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов (севре (храбрые народы; опора правительств - сила; демократии или выборные монархии); юг (развит ум; опора правительств - религия; монархии)). Лучшая форма - наследственная монархия (способна в условиях распрей и раздоров навести порядок, сплотить страну, обеспечить мир, правопорядок и социальную гармонию; отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости). Опасность скатывания монархии к произволу (ограничение суверена божественным, естественным и человеческим законами, общими всем народам). Для Франции лучшая форма государства - королевская монархия (суверенитет целиком принадлежит монарху; управление страной сочетает принципы аристократические и демократические; Генеральные штаты (представляют интересы духовенства, дворянства и третьего сословия; сдерживают стремление верховной власти к произволу; предают гласности злоупотребления должностных лиц; дают согласие на налоги). Понятие права (отличие от закона; виды права). Задача права - не допустить вырождения королевской монархии в тиранию (право - прежде всего выражение разума, включает нормы и принципы, определяющие, что хорошо и справедливо в государстве). Разумное начало воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, основных законах страны, отражающих ее историческое развитие (позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, законодательство не должны противоречить этому праву). Право частной собственности и право на индивидуальную семью и частную семейную жизнь - требования разума (оберегают от произвола и служат ограничением суверенитета). Особенности теории. Концепция суверенитета - важнейший вклад в политическую теорию (необходимость единого централизованного государства и сильной королевской власти; для предотвращения опасности трансформации этой формы в тиранию используются идеи соблюдения монархом принципов божественного и естественного права, охраны частной собственности, признание важной роли Генеральных штатов, призывы к религиозной терпимости). Зачатки представлений о просвещенной конституционной монархии.
|