КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 38. Учение Р. Иеринга о государстве и правеВзгляды формируются в то время, когда все более широкое распространение получает государственное вмешательство в сферу частной жизни (необходимо юридически обосновать это вмешательство, придать ему легальную форму). Обстоятельства требовали создания единой национальной системы права и модернизации архаичных принципов и норм, на которых строилось право немецких государств до объединения. Рудольф фон Иеринг (в начале карьеры находился под влиянием исторической школы права и догматической юриспруденции (юридического позитивизма), сводящей правоведение к логическому толкованию понятий и норм; позднее взгляды меняются - стремится рассматривать право не изолированно, а в контексте социальной жизни). «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве». Характеристика государства (определение государства). Цели государства и права совпадают (основная идея государства - обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса). Важнейшее свойство государства - способность применять принуждение (сторонник сильной государственности, устанавливающей в обществе порядок и единство). Государство должно самоограничиваться правом (принудительные меры должны носить законный характер и не представлять угрозы для субъективных прав или юридически защищенных интересов). Прочность государственной власти основывается на том, что противостоящее ей численное большинство подавляется организацией средств власти и нравственным моментом государственной власти. Устранение противоречий между временным большинством и государством (достаточно постоянно совершенствовать механизм власти, чтобы она успешно противостояла угрожающим ей силам). Понятие права (отличие от закона; виды права). Интересы - жизненные потребности в широком смысле (основные мотивы целесообразной деятельности человека; поведение человека сообразуется с его интересами, оценка которых происходит с позиций основной цели человека - поддержания и сохранения жизни). Формирование права (с момента, когда природа перестает доставлять достаточное количество средств для поддержания существования человека, возникает первая причина для приобретения имущества с целью обеспечения собственной жизни; без права нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества). Гарантом права первоначально выступает сила отдельного индивида (ее посредством он в случае столкновения с себе подобным решает борьбу в свою пользу благодаря физическому превосходству). Только на высших ступенях человеческого развития право - правильно понятая политика власти (опыт, который учит адекватному применению силы и власти) (право охраняется посредством силы, превосходящей силу отдельного индивида (государственной властью). Неравное право - условие совместного существования сильнейшего и слабейшего (слабейший заинтересован в его сохранении; право, которое предписывает сильнейший, является для слабейшего благодеянием в сравнении с положением, которое он мог бы получить, если бы не было и такого права). Право осуществляет принуждение и обеспечивает выполнение обязательств в гражданском обороте (позволяет ввести порядок в осуществление эгоистических целей индивидов, дать расчетливому эгоизму гарантию практического успеха и защитить интересы общества). Право - совокупность действующих в государстве принудительных норм (появление нормы обусловлено тем, что она заменяя индивидуальные веления, приносит выгоды эгоизму (экономия силы, облегчение труда при осуществлении его целей); очевидность этих выгод побуждает государственную власть заменить форму индивидуального веления абстрактной нормой и заставить эгоизм вступить на путь права). Право - система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением (государственной властью) (право - юридически защищенный интерес). Понятие права образуют два элемента: 1) субстанциональный, в котором заключается практическая цель права (польза, благо, ценность, которые должны быть защищены правом); 2) формальный, который относится к цели как средство. Средство обеспечения права - государство (осуществляет организованное принуждение, без которого невозможно существование права). Особенности теории. Исходит из философии позитивизма (в природе действует закон причинности, закон механического свойства, в обществе же действует целевой закон, закон психологического свойства (нет деяния без цели)). Стремление, желание - внутренний процесс образования воли, не подчиненный закону причинности (основание этого процесса - не причина, а цель) (причина размышления, а также возможность первого побуждения к деянию обусловлены индивидуальностью субъекта и в ней заключено главное основание побуждения к действию). Закон причинности не имеет власти над волей (по отношению к природе воля свободна, не подчинена ее законам, воля определяется только своим целевым законом и обозначается как способность к собственной причинности, существующей независимо от явлений внешнего мира). Слабые места рассуждений: 1) причины целеполагания находятся не в самом субъекте, а в объективном мире (человеку только кажется, что его цели независимы от мира); 2) возводит стену между природой и обществом и отрицает, что в обществе, как в природе, независимо от воли и сознания людей действуют определенные закономерности. Сохранение и поддержание человеческого рода - необходимые условия для достижения целей природы (посредством наслаждения и страдания природа вынуждает людей идти по надлежащему пути, ими связывает она человеческие интересы с собственными целями). Стремится объяснить ряд социальных явлений с помощью теологии (нельзя представить существование человека, которое бы не было полезно, нужно для существования другого; никто не существует ради самого себя, всякий живет сознательно с помощью и вместе с тем для других). Цели человеческого существования (индивидуальные (эгоистические цели, направленные на поддержание собственной жизни) и общественные (деятельность для их достижения - социальная)). Социальная деятельность имеет место (в результате осознания субъектом этического назначения бытия (понимания того, что бытие существует не только для субъекта, но и для служения обществу), а также в результате сознательного самоотречения индивида на благо общества) (обеспечивается эгоизмом и самоотречением). Средства для приведения действий эгоистического индивида в соответствие с целями общества (вознаграждение и принуждение (наказание)).
|