Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет № 7. 1). Возникновение арианства




1). Возникновение арианства. С 284 г. по 305г. Египет находился под властью Диоклетиана, резиденция его находилась в Никомидии, фактическим правителем был Галерий.

Правитель царь Галерий с 293г. в 303 г. началось самое жестокое гонение на христиан до 311 г.

300-311 г.г. – св. Петр епископ Александрийский. Во время гонения он укрылся и тайно управлял паствой через пресвитеров-адептов.

306г. издал «Послание» (включенное в «Апостольские Постановления»). рекомендовал снисходительные меры к отпавшим.

Начинается Мелитианский раскол от Мелития епископ Ликопольский.

В Фиваиде в верхнем Египте управлял этот епис. Мелитий. В отсутствии св. Петра стал управлять Церковью и рукополагать пресвитеров и епископов.

Был не согласен с «Посланием» св. Петра, требовал решительных мер против падших (отступивших от веры). Св. Петр отлучает епископа Мелития. [совокупность всех факторов]. 311 г. своей мученической кончиной доказал свою веру и свою правоту св. Петр (правомыслие).

Мелитий был сначала сослан в ссылку, а по возвращении основал схизматическое – раскольническо-схизматическое общество под названием «Церковь мучеников».

К тому мелитианскому расколу и примкнет известный ливиец Арий. Еще св. Петром Арий был поставлен в сан диакона, но восстанет против св. Петра и будет в расколе 5 лет.

Приемник Петра – епископ Ахил.

311-313 г.г. управлял кафедрой епис. Ахил.

Он рукоположил Ария в просвитеры.

После смерти еп. Ахила пресвит. Арий был одним из кандидатов на Александрийскую кафедру. Но стал епископом св. Александр Александрийский.

313-328 г.г. управлял Александрийской кафедрой. Св. Александр с уважением относился к Арию и поручил ему толкование Св. Писания.

Около 319 г. – начался спор между св. Александром и Арием. О перипетиях спора пишет св. Епифаний Кипрский.

Впервые на неправомыслие Ария обратил внимание архипресвитер Каллуф. На это замечание отреагировал св. Александр и запретил Арию публично проповедовать. Но Арий не стал обвинять (подозревать) св. Александра в савеллианстве. На замечания св. Александра Александрийского Арий не обращал внимания. Однако архипресвитер Каллуф был упрямым пресвитером. И снова пишет епис. Алекс. И он запрещает Арию в служении. Но у Ария нашлись сторонники, его поддержали земляки – Епис. Из Ливии Феона Мармарикский Секунд Птолемаидский (ливийские епископы). К Арию примкнула 1/3 пресвитеров Александрии. И тогда св. Александр Алек. Вынужден был собрать местный собор.

323г. – Поместный собор в Александрии.

Г. Александрия – это центр великой Богословской школы. Традиция требовала от кандидата: на кафедру:

1) исповедничество

2) ученого Богословского авторитета.

Как и в Риме коллегия пресвитеров играла важную роль, они становились заместителями. Причем были самостоятельные приходы, греч. Лавра – бульвар.

Пресвитеры были очень влиятельны в Александрии Лавра Арий хоть и был из Ливии, но заслужил высокий с греч. Авторитет в Александрии (из школы Лукиана Антиох) бульвар.

Главное высказывание Ария заключается в следующем: «Троица есть у сущности Единица».

К Арию постепенно присоединяется 100 епископов из Египта и Ливии, 7 пресвитеров, 12 диаконов, 700 девственниц.

Рассчитывая на поддержку солукианистов, он обращается за поддержкой к Евсевию Никомидийскому. В Никомидии находился тогда Август Ликиний.

306 г. – умер Август Констанций Хлор Константин Великий, сын Констант.

Хлора становится западным правителем. Началась борьба между Галерием и Константином Великим и Ликинием.

313 г. Миланский эдикт. Договор между [Ликинием] Галерием и Константином Великим.

323 г. Хрисопольская битва – победа 18 сентября имп. Константина Великого над Ликинием (название по месту битвы).

Констанция – жена Ликиния и сестра Константина Великого.

Констанция будет покровительствовать Арию под воздействием епископа Евсевия Никомидийского. Епис. Евсевия Никомидийского заподозрили в карьеризме, так как он поменял кафедру еп. Вергийского на еп. Никомидийского. Как придворный епископ Евсевий Никомидийский вмешивался в дела других епархий, чем был недоволен епископ Александрийский.

Арий «Фалия» - известное сочинение.

323 г. на Александрийском соборе были низложены, кроме Ария, 5 пресвитеров, 6 диаконов и несколько епископов. В том же году – 323 г. св. Александр Александрийский пишет епископам Востока свое знаменитое Послание:

1) «enoz swmatoz» - единое тело

2) Второе Послание: «h jilarxoz» - власть, сребролюбие

Во 2-ом Послании Арий и его сторонники характеризуются как властолюбцы. В 1-ом Послании излагается учение Ария.

Основные положения учения Ария о Сыне Божием. Изложены в письме к Евсевию Никомидийскому и в особой резкой форме выразил свою доктрину в сочинении «Фалия» «Пир».

Основные пункты доктрины Ария

1. «Было некогда когда не было (Сына)»

2. «Сын произошел от несущих»

3. «Логос был как одно из творений, как одно из рождений»

4. Сын прежде чем родился не существовал

5. Сын во всех отношениях чужд и неподобен Отцу

6. Сын подлежит перемене, неизменяемость лежит не в его существе, а в настроении его воли.

Некоторые фрагменты сочинений Ария сохранились в творениях у Афанасия Великого и Епифания Кипрского.

323 г. епископ Александр Александрийский написал Послание или Томас к епископам всей Церкви, а так же и папе Сильвестру Римскому.

Арий оказался упрямым еретиком, из-за его раскола началась травля св. Александра Александрийского, так как Ария поддерживал придворный (приближен.) епископ Евсевий Никомидийский.

2). Оригенизм VI века. Личность и Христология Леонтия Византийского.Оригенизм представлял собой направление христи­анской мысли, ведущее свое начало от Оригена, хри­стианская апологетика которого успешно использова­ла эллинистические философские категории, что по­зволило ему привлечь к христианству многих языче­ских философов. Ориген умер в 255 году едва ли не мученической смертью, в общении с Церковью, а его писаниями пользовались все представители христиан­ского богословия IV века. Но вскоре отношение к его писаниям постепенно стало меняться. Неправослав-ность многих взглядов Оригена делалась все более очевидной; стоит лишь внимательно прочесть его ос­новной труд «О началах». Однако сочинения его слож­ны и многословны, их прочтение требует серьезного усилия, а последователи Оригена, вполне осознавав­шие уязвимость своего учителя, не стесняясь, сглажи­вали все шероховатые места в его сочинениях. Несмот­ря на их усилия, репутация оригенизма все ухудша­лась. В 400 году Феофил Александрийский добился осуждения Оригена на соборе и счел возможным ис­пользовать обвинение в оригенизме как оружие про­тив нелюбимого им Златоуста, приютившего монахов-оригенистов.

В начале VI века по соседству со знаменитой Вели­кой Лаврой святого Саввы, неподалеку от Мертвого моря в Палестине, возник монастырь под названием Новая Лавра. Он был основан восставшими и отко­ловшимися монахами старой Лавры, которые называ­ли себя «исохристы». Вслед за Оригеном исохристы ве­рили, что при всеобщем воскресении (άποκατάστασις, апокатастасис) все восстанут в одинаковом состоянии, «равном Христу». Святой Савва был тогда еще жив и, несмотря на свой чрезвычайно преклонный возраст (ему было тогда около 100 лет), самолично отправился в Константинополь жаловаться императору Юстиниа­ну на исохристов (а также на соперничавших с ними оригенистов-«апротоктистов»). В результате после не­скольких заседаний синода в 543 году был издан стро­гий императорский эдикт против Оригена.

В последующие десять лет, истекшие до Пятого Все­ленского Собора, Юстиниан всеми силами старался примирить Халкидонских и монофизитских епископов. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Византийского. Ко­гда святой Савва поехал в столицу жаловаться на исох­ристов, эти последние тоже послали к императору де­легацию, в составе которой находился и вышеупомя­нутый Леонтий. Здесь следует заметить, что Леонтий Византийский на самом деле был родом из Иерусали­ма, и его необходимо отличать от другого богослова того же периода, Леонтия, прозывавшегося Иерусалим­ским, хотя на самом деле он происходил из Византии. Леонтий Византийский появился на сцене в следую­щей исторической ситуации. Император Юстиниан за­нимался поисками богослова, который сумел бы так интерпретировать решения Халкидонского собора, что­бы они оказались приемлемыми для монофизитской оппозиции. Оригенисты же, которые как раз в это вре­мя были осуждены, но не желали уходить со сцены, охотно предложили императору свои услуги в качестве лучших специалистов по Христологии.

До нас дошли три книги Леонтия: «Против нестори­ан и евтихиан»; «30 глав против Севира Антиохийско­го» и «Эпилисис», или «Против монофизитов» - сочи­нение, излагающее христологические взгляды автора.

Писания Леонтия были впоследствии использованы рядом богословов, в частности его цитировал святой Иоанн Дамаскин. Нужно сказать, что богословский метод Леонтия весьма схоластичен, абстрактен и впол­не чужд сотериологической направленности, столь характерной для Христологии святых отцов. Однако до­стоинство мысли Леонтия состоит в том, что он ввел несколько полезных концепций и нашел правильные слова для их выражения. Ему удалось подобрать тер­минологию, выражающую связь между понятиями при­рода, φύσις (фйсис) (= ουσία (усия), сущность, то есть нечто общее) и ипостась (нечто, выражающее идею са­мобытности). Леонтий предложил новый термин воипостасность (ένυπόστατον, энипостатон), применимый в тех случаях, когда усия сущность, становится конкретной ипостасью. Такая терминология допускает на­личие нескольких сущностей в одной ипостаси, что, в свою очередь, позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси, ипостасис сйнтетос. Говоря фор­мально, Леонтий употребляет тот же самый термин, что и Севир Антиохийский, который считал, что кон­кретная реальность Христа представляет собой состав­ную ипостась (или природу). Но у Леонтия эта терми­нология появляется в совсем ином философском кон­тексте, нежели у Севира. По всей видимости, логика рассуждений Леонтия сводится к тому, что он, как и подобает уважающему себя оригенисту, верил в предсуществование душ. Душа и составляет человеческую «природу» (ибо материя-тело есть следствие грехопа­дения). На христологическом уровне это означает, что предсуществовавший Логос и предсуществовавшая душа-природа вместе составляют ипостасное единство.

Поскольку в оригенизме предвечное единство Бога и тварных духов, расторгнутое грехопадением, но со­хранившееся в единственном случае Христа, есть един­ство «существенное» (по существу), то и ипостасноеединство упраздняло различие между Творцом и тва­рью (основная ошибка оригенизма) и вообще лишало Боговоплощение его православного святоотеческого смысла.

В сущности, христологические проблемы, вероятно, не представляли особого интереса для оригениста Ле­онтия, хотя он и пытался услужить Юстиниану, защи­щая дифизитство. Единственной причиной, почему егописания не были преданы забвению, был введенный им термин ένυπόστατον, «во-ипостасность». Он стал приме­няться повсеместно, хотя и не в том значении, которое в него вкладывал Леонтий.

Вкратце этот новый смысл сводится к нижеследую­щему. Ипостась Слова именно как ипостась, то есть как личность, восприняла человечество. Бог не стал че­ловеком по существу, ибо Отец и Дух не воплотились.

Именно поэтому - и только поэтому - воплощенный Сын Божий представляет собой новое, воспринятое из­мерение божественной Личности, Логоса, и в нем че­ловечество становится собственным человечеством ЕгоЛичности. В таком контексте термин ένυπόστατον, «во-ипостасность» можно применить к Личности Христа: человечество в Нем «воипостасировано».

Очень скоро Леонтий исчез со сцены, спасаясь от гонений на оригенистов, которые разразились после осуждения Оригена Пятым Вселенским Собором. Ана­фемы этого собора касались наиболее уязвимых момен­тов учения Оригена, а именно - его космологии и ан­тропологии, очевидных порождений его платонизма: Если кто говорит, что все разумные существа были сотворены лишь в виде бестелесных и совершенно нема­териальных духов... что, утратив желание божественного созерцания, они обратились к дурному... облеклись тела­ми разной степени совершенства и получили имена; ...и потому одни стали называться херувимами, другие сера­фимами... - тот да будет анафема. (Анафема 2)

Здесь очевидно намерение Церкви отвергнуть пони­мание разнообразия и уникальности как чего-то дур­ного. Напротив, в оригенизме различие «имен» (то есть разнообразие творения) понимается как результат гре­хопадения, и такое понимание представляет собой есте­ственное следствие эллинистической концепции Бога как безличной силы, поглощающей и растворяющей в себе все.

Восьмая анафема касается непосредственно христо­логических проблем:

Если кто говорит, что Бог Слово... Один из Пресвя­той Троицы, не есть Сам Христос, но является Им путем «использования», осуществленного - утверждают они -посредством уничижения разума, связанного с самимБогом Словом, который (разум) собственно и называют Христом; и если кто говорит, что Слово зовут Христом из-за этого разума и что разум называют Богом из-за Слова, - да будет анафема. (Анафема 8)

Эта анафема направлена против учения о том, что Слово может получить имя Христа, но не стать им на самом деле, - идеи, по сути дела отрицающей Вопло­щение.

Произнеся анафемы Оригену, Церковь вместе с ним покончила и со смутьянами в Новой Лавре - уже упо­минавшимися выше исохристами («равные Христу») и соперничавшими с ними протоктистами («сотворенные от начала»). Леонтий Византийский лично не был осуж­ден собором 553 года и, прежде чем окончательно ис­чез из виду, некоторое время принимал участие в по­лемике с появившейся тогда новой ересью, афтарто-докетизмом. Возникновение этой ереси связано с име­нем Юлиана Галикарнасского - монофизита и главно­го оппонента Севира Антиохийского. Его монофизит­ство не было связано с афтартодокетизмом, так как обе ереси имеют дело с разными аспектами личности Хри­ста. Известно, что император Юстиниан в конце жиз­ни сделался сторонником афтартодокетизма, будучи в то же время православным и приверженцем Халкидон­ского богословия.

Ересь эта представляла собой разновидность докетизма и утверждала, что тело Христа было нетленным. Логика этого утверждения основывалась на том, что, поскольку смерть есть последствие греха, а Христос был безгрешен, постольку тело Его не было подверже­но тлению. Из этого непосредственно вытекает, что действия Спасителя, по видимости отражавшие падшую (тленную) человеческую природу - голод, страх, самое смерть - были либо притворством, либо лишь виде­лись окружающим. На самом деле, по православному учению, Христос соединился с падшей, тленной чело­веческой природой именно для того, чтобы через Свою смерть и Воскресение вернуть ей первозданную благо­дать и избавить ее от тления. Хотя на Нем Самом не было греха, Он вольно восприял последствия грехопа­дения, чтобы спасти падшего человека, поэтому Он и называется Новый Адам. Более поздние отцы Церкви, особенно преподобный Иоанн Дамаскин, также осуж­дали афтартодокетизм.

Существует мнение, что «зеон» - обряд добавления горячей воды, «теплоты», к евхаристической чаше, ха­рактерный лишь для византийской Литургии, - был введен при Юстиниане, а возможно, и его стараниями, в связи со спорами о «нетленности» тела Христова. Самое слово ζέον (зеон) происходит от греческого ζωή (зои), «жизнь». «Теплота» означает жизнь и жизнеподательность евхаристии как воскресшего тела Христо­ва - нетленного в Воскресении (а не до Воскресения, как думали афтартодокеты).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты