Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет № 16. 1). Собор «на обновлениях» (341 г.) в Антиохии




1). Собор «на обновлениях» (341 г.) в Антиохии. Собор в Антиохии заседал ежегодно с 339 г. по 342 г. и сливался как бы в один собор с продолжающимися сессиями.

Почему назывался на «обновление»?

Обновление – это освящение храма.

22 мая (или 6 января) и по 1 сентября 341 года – храм – золотая Базилика, построенная императором Константином.

Собор состоял из 97 отцов и составил эпоху в истории арианства.

В.В. Болотов против того, что рассматривать этот собор как арианский. Хотя партия ариан вступает на путь догматической борьбы с решением 1-го Вселенского собора (Символ веры). Они пытаются вместо Никейского Символа веры создать особые, новые, догматические формулы.

Этот собор составил три Антиохийских формулы. Повод к этому был своеобразный.

На Западе Восточных отцов ввиду их враждебного отношения к св. Афанасию подозревали в арианстве. Поэтому Восточные Отцы показывали свое православие.

Всего же известно 5 Антиохийских формул. В них Восток противопоставляет себя Западу.

По свидетельству историков Сократа и Созомена в 341 году было издано 4-ре Символа и 1 (одно) – Каноническое правило.

Это 12 Антиохийское правило:

«Если осужденный епископ обращается за апелляцией к императору, такой епископ лишается сана».

На этом соборе вместо св. Афанасия Вел. был избран Григорий Каппадокиец. Поэтому этот собор был заподозрен как неправославный.

При Константине большую часть времени император находился в Антиохии, а не в Константинополе – Антиохийский собор.

В V веке в Константинополе будет тоже - синодос эндзимуса – домашний собор.

Во главе собора или председатель Антиохийского собора был Евсевий Константинопольский (бывший Никомидийск.). Евсевий Константинопольский (Никомидийский) умер в 341 г. Евсевий Кесарийский (+339/340 г.) – Акакий Кесарийский – Василий Кесарийский Великий.

1-3-я антиохийские формулы. 1-ая Антиохийская формула. Эта формула была ответом папе Юлию. Главное для антиохийских отцов – это традиция доникейской словесной оболочки, когда замалчивали Никейскую веру. Положительное содержание передано следующим выражением: «и сосуществующему родившему Его Отцу»:

сосущего – со-сущий – имеющий общую усию или единосущного, то есть ousia ® omoousioz.

Эта формула по В.В. Болотову бедная по содержанию.

2-ая Антиохийская формула. По Созомену эта формула «Многострочное изложение».

Имеет еще 2 названия: «Вера 97 Отцов» или «Символ Лукиана».

В этой формуле много библейских выражений: но нет выражений из Никейского Символа веры.

Этот собор строго православным назвать нельзя, так как был смещен св. Афанасий (Собор строго настроенных Богословов – собор Антиохийский) и Отцы пытались заменить Никейский Символ.

Этот собор нельзя назвать и арианским. Даже Иларий Поэ назвал собором святых, так как на нем были участники 1-го Вселенского собора св. Иаков Низибийский и св. Павел Неокесарийский. Отцы помнили собор в «Символ Лукиана» очень близко в словах о Сыне Божием подходит к Никейскому Символу «неотличимый образ Бога Отца» много имен обозначающие Ипостась.

«Иимена (Лиц Святой Троицы) означают собственную Ипостась ровно как и славу и чин каждого из именуемых Так, что Они три по Ипостаси и одно по согласию» (последние строки звучат по Оригену) – последнее выражение.

У В.В. Болотова дан подробный анализ откуда антиохийские отцы берут некоторые выражения.

В течении IV века держалась эта формула «Вера 97 Отцов» или «Символ Лукиана».

Более того, эта формула наиболее полное выражение консервативного Востока. Этот символ, по В.В. Болотову, есть самый цвет деятельности 97 Отцов.

Выражение неотличный образ Отца есть самый блестящий светочь во всем «Символе» - aparallaktoz eikon tou patroz. Это выражение возвышает до св. Афанасия, говорит только об единстве, пунктом сравнения избирает самое божество Отца: «Сын не только образ силы, воли, славы, но и самого существа». У Лукиана Богословский язык более точнее, чем у Оригена.

Историческая сторона «Символа» представляет 2 важных фактора:

1 фактор – канонический авторитет как санкция святых отцов (латинское слово «рецепция»);

2 фактор – принадлежность символа Лукиану, что служило укором для тех лукианистов, которые переходили в лагерь ариан.

Недостатки 2-ой формулы «Символа 97 Отцов».

1. Упоминается старый субординационизм.

2. Попытка вернуть невозвратное прошлое, то есть вернуться к «Символу Лукиана».

Это был не логичный и не догматический возврат к «Символу Лукиана», после принятия Никейского исповедания собор хотел заменить Никейский Символ веры – это был возврат назад.

В.В. Болотов: «лазейка для арианских амфибий» - есть отсутствие опровержения орианского «из не-сущих» (2 пункта)

3-я Антиохийская формула. Была составлена Феофронием епископом Тианским и была полностью отвергнута святыми отцами собора. Догматическим содержанием эта формула была небогата (В.В. Болотов).

В.В. Болотов о св. Лукиане пресвитере Антиохийском: Лукиан в вопросе о Сыне Божиим был оригенистом, т.е. левым оригенистом. Принял мученическую кончину 311 г. (пресвитер Лукиан своей кончиной смыл все догматические недостатки). Св. Лукиан не сделал выводов о Сыне Божием, чтобы его можно было назвать «Арием до Ария» (Адольф Гарнак так его называл).

(Арий не умолчал бы о таком высоком авторитете в подтверждение своего учения).

2). Подготовка к III Вселенскому Собору. Причиной созыва Собора было учение Нестория (с 428 занимавшего кафедру К-поля), тесно связанное с антиохийской христологией. Отказ Нестория называть Приснодеву Марию Богородицей (Θεοτόκος) стал причиной споров поначалу в К-поле, а затем и на всем востоке империи. Особенную остроту ситуация приобрела после вмешательства свт. Кирилла Александрийского, неоднократно отмечавшего как в своих письмах к Несторию, так и в др. работах еретический образ его высказываний и обратившего внимание папы св. Келестина на новую ересь. Догматический спор осложнялся церковно-политическим соперничеством между К-польской и Александрийской кафедрами. Римская Церковь, следуя традиц. линии на поддержку Александрии в борьбе против ереси, на своем Соборе (авг. 430) осудила учение Нестория и поручила свт. Кириллу довести до его сведения решение: в 10-дневный срок после получения соборного определения Несторий должен был отречься от ереси, в противном случае он будет низложен. В дополнение к этому Собор в Александрии (нояб. 430) утвердил особое послание к Несторию, составленное свт. Кириллом, в к-ром в форме 12 анафематизмов высказывалось правосл. учение о воплощении Бога Слова. Этот документ у мн. представителей антиохийской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви) по причине нек-рой терминологической неопределенности богословского языка возбудил подозрения в принадлежности его автора к ересиаполлинарианства.

Упреждая своих догматических противников, Несторий потребовал от императора созыва Вселенского Собора для разрешения возникшего спора. Имп. Феодосий II указом назначил Собор в г. Эфесе на Пятидесятницу (7 июня 431). Император предписывал, чтобы из каждой провинции империи на Собор прибыл митрополит «с немногими епископами». Особые приглашения были направлены выдающимся церковным деятелям на Востоке и Западе: Акакию, еп. Веррийскому, прп. Симеону Столпнику и блж. Августину (уже скончавшемуся в авг. 430). За порядком на Соборе император поручил следить комиту Кандидиану с условием, чтобы он «не вмешивался в исследование о догматах»; в его обязанности входило не допускать беспорядков в городе и не отпускать участников до окончания Собора.

За неск. дней до намеченного срока в Эфес стали съезжаться участники Собора. Одним из первых прибыл морем свт. Кирилл Александрийский в сопровождении ок. 50 епископов, множества клириков,параваланов и монахов. Столь большое число епископов, сопровождавших Александрийского архиепископа, хотя и находится на первый взгляд в противоречии с указом императора, но объясняется тем фактом, что в Египте, в состав к-рого в V в. входило 9 провинций, митрополитов не было; церковное управление здесь традиционно было сосредоточено в руках Александрийского архиепископа. К этому времени на месте уже был и Несторий с подчиненными епископами, многочисленными преданными сторонниками и охраной. В число его деятельных друзей входил комит Ириней, лицо влиятельное при дворе имп. Феодосия II; император, узнав о его желании сопровождать Нестория, запретил своему придворному «принимать участие в делах Собора».

Свт. Кирилл и Несторий, оказавшись во главе 2 противостоящих партий, образованных их сторонниками, не только не вступали в церковное (литургическое) общение, но и отказывались даже просто встречаться и вести переговоры, чтобы внести ясность в спор и достигнуть хоть какого-то компромисса, и фактически смотрели друг на друга как на еретиков. На улицах Эфеса происходили стычки между моряками и параваланами, прибывшими из Александрии защищать своего папу, и к-польскими сторонниками Нестория. Мемнон, еп. Эфесский и митрополит Асии, вместе с многочисленными епископами этой провинции встал на сторону свт. Кирилла, запретив Несторию и его сторонникам вход в церкви города. Одной из причин такого действия было сильное недовольство постоянным вмешательством К-поля в дела асийских церквей, с чем после возвышения столичной кафедры на II Вселенском Соборе (381) приходилось все более считаться. Поскольку епископы мн. важных провинций (диоцеза Восток, Палестины, Италии и др.) не прибыли в срок, открытие Собора откладывалось.

12 июня с опозданием на 5 дней прибыли и присоединились к свт. Кириллу палестинские епископы (ок. 15) во главе со свт. Ювеналием, архиеп. Иерусалимским; он имел намерение добиться независимости от Антиохии, претендовавшей на церковную власть над всем диоцезом Восток, включая Палестину. Вскоре прибыли Флавиан, еп. Филиппийский, представлявший Руфа, еп. Фессалоникийского, вместе с 3 иллирийскими епископами, а также диакон Карфагенской Церкви Весула, единственный на Соборе посланец от Африканской Церкви, подпавшей незадолго до этого под иго вандалов-ариан. Наконец, прибыли епископы Александр Апамейский и Александр Иерапольский с известиями от епископов диоцеза Восток («восточных»): их поездка из Антиохии в Эфес оказалась очень трудной и сильно затянулась. Глава «восточных» Иоанн, еп. Антиохийский, в своем послании к свт. Кириллу извинялся за задержку и просил его и др. отцов Собора, если возможно, подождать нек-рое время, на словах же извещал: «Если замедлю, делайте свое дело». В лагере противников Нестория больше не хотели ждать и приняли эти слова как руководство к действию. Игнорируя запреты со стороны Кандидиана и несмотря на просьбу 68 епископов к Кириллу и Ювеналию дождаться прибытия вост. епископов и посланцев из Италии и Сицилии, в воскресенье 21 июня было решено открыть Собор на следующий день.

Переход от триадологических споров к христологическим. Положение церкви в Малой Азии. При императоре Феодосии I здесь самым крупным епископом был Амфилохий Иконийский. Он был учеником знаменитого ритора Ливания и сам был адвокатом в Константинополе. Β 373 г. он был указан жителями Иконии св. Василию Великому как кандидат на епископскую должность. Это была новая митрополия — Ликаония, отрезанная от областей Писидии и Исаврии. Отсюда трудности для молодого 33-летнего Амфилохия. Β решении их помогал Амфилохию св. Василий («Письма к Амфилохию»). Соседний Писидийский митрополит Оптим вместе с Амфилохием дружили с Василием Великим и обоими Григориями, a в Константинополе — со знаменитой диаконисой Олимпиадой. Здесь же доживал после св. Василия свой век его брат Григорий Нисский и писал против Евномия и Аполлинария. Естественно, после Константинопольского в 381 г. кризиса своего епископского служения сюда в эти родные пределы прибыл и Григорий Богослов к своему отцу в Назианз, где тот еще епископствовал. Вскоре по смерти отца митрополит Тианский Феодор, боясь аполлинаристского направления среди назианзского духовенства, опасался выбирать преемника покойному епископу и попросил Григория временно руководить назианзской церковью. Григорий согласился и счел канонически более корректным жить не в самом городе Назианзе, a в соседнем, кстати, родном своем имении — Арианзе. За время своего досуга, после бурь Константинопольского периода, св. Григорий написал здесь два письма к назианзскому пресвитеру Каледонию «О воплощении» против аполлинаристов. Эти письма — столь же ценные памятники богословия, как и его «Слова ο богословии» и «О Св. Троице.» Аполлинаристы, воспользовавшись болезнью Григория, пробовали навязать Назианзу своего епископа. Григорий протестовал перед гражданской властью, и аполлинарист был полицейски устранен. И тени смущения в сознании Григория тут не было. Григорий упрекал в пассивности Нектария Константинопольского, что тот позволял действовать еретикам. Вероятно, закон 388 г. ο запрещении аноллинаристов обязан своим появлением Григорию, который вскоре и скончался (389-390).

Остров Кипр состоял в непрерывном общении с югом Малой Азии. Особенно район самой митрополии Кипра с городом Саламином во главе. На Кипре в 367 г. избран был в епископы выдающийся вождь расцветавшего монашества св. Епифаний, стоявишй во главе палестинского монастыря в Елевферополисе. Епифаний, учившийся монашескому подвигу в Египте, там же заинтересовался духовной болезнью еретичества и сектантства. Он стал собирать сведения ο еретиках и их учении. Поначалу он написал ο еретических заблуждениях касательно догмата Св. Троицы под заглавием «Анкорат» (т.е. якорь спасения). После этого сирийские отшельники попросили Епифания написать ο всех вообще ересях. И Епифаний за 374-377 гг. написал действительно большое сочинение «Панарион» (т.е. всеоружие), где собрал сведения ο ересях в количестве около 80. Тут извлечены сведения ο ересях из сочинений св. Иренея, Ипполита, из оригинальных еретических писаний и из собственного опыта Епифания. Епифаний в молодости был очень доверчив. Его завлекали в свои кружки и карпократиане, и египетские мелетиане. Он своими ушами наслушался и собрал в памяти много самохвальных россказней этих бредовых людишек ο самих себе. Β Египте ему много было наговорено против Оригена. У Епифания сложилось убеждение, что Ориген породил множество ересей. Но сам доверчивый Епифаний был великим поклонником Аполлинария Лаодикийского, не подозревая, что это — философствующая голова ересиарха. Но ретроспективно Епифаний, конечно, поместил Аполлинария в списки ересей. Епифаний был другом по Палестине проживавшего там блаж. Иеронима.

Сирия. Антиохия. Борцами за православие при Валенте, теперь при Феодосии Великом, стоявшем во главе восточных церквей, были Диодор в Тарсе, Флавиан в Антиохии. Диодор до поставления в епископы (378) жил и учил в Антиохии. Говоря языком нашего времени, был профессором богословия той высшей школы, которая сложилась в языческую пору в столице Востока. Диодор был последователем методов Аристотеля. Он преподавал Священное писание Ветхого и Нового заветов. Полемизировал и против Ария, и против Аполлинария. По настроению аскет. Учениками Диодора были Иоанн Златоуст и Феодор Мопсуестийский в их студенческие годы. Они в последующем богословском творчестве оставались твердыми учениками научно-философского метода Диодора. Дефекты этой ІІІколы сказались в историческом опыте. Несторианская ересь опиралась на выучку в школе Диодора самого Феодора Мопсуестийского. Β чем сказались «перегибы» Диодорова богословия? Диодора, как и многих, возмутило ухищренное лукавство христологии прославленного антиохийца Аполлинария. Последний ухищренно усек полноту человеческой природы в Богочеловеке, заменив в Нем разум — логос человеческий Логосом только божественным. Против этой возмущающей фальши со всей силой ревности восстала вся антиохийская школа. Она не вынесла столь прославленного авторитетного фальсификатора в ее среде. Аполлинарий на всех антиохийских богословов наводил тень сомнения как на своего рода обманщиков. И это их возмущало и толкало к четким до грубости формам утверждения во Христе полноты, неусеченности двух Его природ: как Божеской, так и человеческой. Аполлинарий в конечном счете пустил в ход несчастное крылатое словечко μία φύσις του θεού Λόγου σεσαρκωμένη — одна природа Бога Слова воплощенная. Диодор и все настоящие антиохийцы ему напоперек: две природы. Диодор не говорил «два Сына,» «два Лица,» как его окарикатуривали, но выражался иногда так: «Христос человек, как и пророки, через все моменты жизни был соединен с Божеством.» Наблюдатели со стороны могли подозревать, не воскресает ли тут ядовитое антиохийское наследие от Павла Самосатского, утверждавшего во Христе натурального человека, только обоженного свыше. Так сгущались и повисали в воздухе ядовитые подозрения и обвинения, которые не могли не волновать эллинский христианский мир. Тут такие тревоги мозга легко преображались в боевые страсти сердца. Флавиан Антиохийский был уже стар. Он помнил еще столпа Никеи Евстафия Антиохийского. У Флавиана под рукой был первоклассный учительный талант — Иоанн Златоуст, который как раз не имел вкуса, ни для себя, ни для народа, сосредоточивать внимание на такой богословской метафизике.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты