КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 18. Западные епископы в обращении к императору Константу выразили просьбу о созыве Вселенского собора, то он так и мыслился1). Сердикский собор 342-343 гг. Перед тем как съехаться на Сердикский собор, на Западе были слухи, что Восточные отцы меняют веру. На Соборе было 170 – епископов: 94 – Западных и 76– восточных. Западные епископы в обращении к императору Константу выразили просьбу о созыве Вселенского собора, то он так и мыслился. Для западных епископов это было выгодно политически. Кроме Западных отцов против Восточных выступали так называемые никейцы. Западные отцы считали, что необходимо разобраться с делом св. Афанасия Великого. Председатель собора – Осий Кордубский и местный епископ Сердикский Протоген. Первоначально отцы собора считали необходимым отменить постановление Тирского собора 335 года. На это предложение Западные отцы ответили полным отрицанием, и в противовес антиохийским формулам хотели даже составить особый Символ веры. Однако этот проект хотя и был подготовлен, но не был принят благодаря противодействию св. Афанасия Великого. На этом Сердикском соборе был оправдан и св. Афанасий Вел., и Маркелл, который находился тогда под покровительством Запада. Маркелл вместе с св. Афанасием был одним из лидеров никейства (Маркелл Анкирский). Были низложены Григорий Каппадокиец, Василий Анкирский и Акакий. Вскоре Григорий Каппадокиец умрет. И в 346 г. в Александрию вернется св. Афанасий. Восточные отцы не успокоились таким решением Сердикского собора и для того, чтобы доказать свою правоту и правоту Антиохийских формул. Они становятся недалеко от Сердикии в городе Фелипополе, где будут снова осуждены никейские отцы. Где были осуждены св. Афанасий Великий, папа Юлий, Осий Кордубский и Маркелл Анкирский. Чтобы доказать свою православность, они вынуждены опубликовать новую формулу - 4 Антиохийскую формулу. Так как Восточные уедут в Фелипополь, то Сердикский собор без Восточных продолжит свое заседание. На несчастье этих западных отцов, без участия восточных отцов (св. Афанасия Великого и других выдающихся св. Отцов) на этом соборе будут участвовать епископы: епископы Урсакий и Валент – явные поклонники Ария, но скрывающие это. На этом Западном соборе будут оправданы Никейцы, а 9 Восточных отцов будут низложены: в том числе Стефан Антиохийский, Урсакий Сингидунский, Акакий Кесар., Георгий Лаодикийский, еп. Валент Нурсийский и др. Для доклада Императору Сердикский собор отправит еп. Викентия Капульского (был пресвитером на Никейском соборе) и престарелый Ефрат еп. Кельнского. Они прибудут в Антиохию, где была резиденция Констанция из-за войны с персами. Еп. Антиохийский Стефан (который был ими низложен) – местный епископ – устроил им скандал. Он подкупит женщину и подошлет к епископу, которая будет говорить, что ее хотели изнасиловать. Император поставил епископом Леонтия – арианина (вместо Стефана). Император Констанций, который был заинтересован в дружбе с западным императором, скажет, чтобы Восточные епископы сами разбирались со своими проблемами. 344г. в Антиохии Восточные отцы соберутся на собор. Антиохский собор ответит Сердикскому собору. 1-я сермийская формула (351 г.).Продолжая традицию символьного творчества эпохи Антиохийских соборов, новые восточные деятели и здесь, в императорской ставке в Сирмиуме (Среме), начали издавать серию вероизложений. Но эти вероизложения являются не честью, а бесчестием "восточных". В них начинают брать верх уже злокачественные арианские взгляды Урсакия, Акакия и Евдоксия. Так уже в 351 г. была издана 1-я Сирмийская формула, явно проводившая субординатизм. План церковного завладения Западом застал западных епископов неподготовленными. Живя отдельно, они упирались на никейской вере и на личности Афанасия. Вблизи и под давлением императора (неожиданно враждебного им) "западные" в массе пришли в замешательство. Констанций в 353 г. окончательно доканал Магненция уже в Галлии, под Арлем и Лионом. За Констанцием следовали и придворные церковные политики. Они составили около победителя тотчас же небольшой, но диктаторский собор. 2). Св. Григорий Богослов, еп. Сасимский (архиеп. Константинопольский). Богословие и церковные труды.ГБ родился в святой семье. Он был сыном христианского епископа Григория-старшего и уже прославленного Церковью. Его мать Нона так же прославлена. Они были людьми глубоко благочестивыми. Но особенное влияние Григорий испытал от своей матери. Еще до его рождения мат посвятила его Богу и горячо молилась, чтобы Господь даровал ей сына, который будет угоден Богу. Она его очень любила, воспитывала в строгой вере и прилагала все усилия, чтобы сделать его достойным того обета, который она дала Богу. С молодых лет она давала ему домашнее воспитание, которое состояло из чтения Писания, Житий святых мужей и образцах высокой жизни. Все это настроило душу Григория к тому, чтобы избрать подвижническую жизнь. Кстати способствовали и особые случаи Божественного Промысла. Сам Григорий на склоне лет в своих автобиографических стихотворениях упоминает о бывших ему видениях ночью во сне и наяву. Как он мысленно возносился в Престолу Божию. Очевидно, что это были мистические видения. Однажды к нему явились две девы, которые назвались чистотой и целомудрием и призывали его следовать за ними. Он последовал за Божественным призывом и призрел блага мира. Родители способствовали, чтобы св. Григорий смог получить необходимые знания. Он совершает целый цикл поездок по разным местам (обр. центрам). Вначале он поехал в Кесарию Каппадокийскую, (митрополия наук) здесь он знакомится и с Василием Великим, будущим Кесарийским архиепископом. Он проходит здесь образование, но, чувствую неудовлетворение, испрашивает благословение учиться дальше, в более древних школах. Он уезжает в Кесарию Палестинскую, в город, где вторую половину своей жизни подвизался Ориген и создал свою школу. Здесь он учится и слушает знаменитого в то время риторы Ф(Х-?)еспесия? Но и это не удовлетворяет его. Он приезжает в Александрию, где было множество школ и училищ, в том числе и христианских. Здесь он основательно знакомится с философией Платона, с богословскими учениями александрийский богословов (Климента, Оригена, Дидима). Здесь он приобретает и некоторые симпатии к оригеновскому богословию которое было и у него и у Василия Великого и у Григория Нисского (в большей степени). В данном случае , говоря об оригеновском богословии мы не говорил о тех пунктах, которые были осуждены на пятом Вселенском Соборе. Мы говорили, что Ориген впервые создал очень мощную, продуманную систему христианского богословия. Это был первый опыт и он иногда приводил Оригена к неправильным выводам. Но учение Оригена о Троице по большей части было удачным. Очень многие из отцов питали симпатию к Оригену. Другое дело, что, когда Церковь свое богословие развила дальше, и слава Оригена померкла, на первый план стали выступать уже е достоинства Оригена (они отошли на второй план) а его недостатки и неправомыслия. Григорий Богослов некоторое время учится в Александрии, но долго там не задерживается и едет в столицу тогдашней науки, а именно, в Афины. Туда съезжались в поисках наук со всей империи. Сюда же прибыл и Василий Великий, где их прежнее знакомство, единство в убеждениях и воспитании вылилось в горячую дружбу. Сам Григорий говорит, что хотя у них было и два тела, душа в этих телах была одна. Они были единодухны. Организация жизни в Афинах: они знали только три дороги. Дорогу к учителям (светским, языческим), в храм (и к христ. учителям) и домой (туда, где они жили). А Афины в то время были богаты всевозможными увеселениями и более интеллектуальными методами времяпрепровождение. Христ. Воспитание Василия и Григория предохранила их от тлетворного влияния. В храм они ходили, но до 30 лет не были крещены и в таинствах не участвовали. Практика крещения младенцев была, но Крещение взрослых было более распространено. С Григорием Богословом происходили события, во время которых он чувствовал необходимость крещения. Одно из них – плавание на корабле. Корабль попал в многодневный шторм, все молили Бога о спасении, а особенно сам Григорий, ибо он боялся умереть некрещеным. Корабль спасся, возможно за его молитвы. Около 5 лет проучились друзья в Афинах и по одиночке уехали в Кесарию. Василий еще трудился в Кесари в качестве адвоката. Вскоре Василий отправился в путешествие по тогдашним обителям Египта и Палестина. Григорий вернулся не родину к престарелому отцу. Ему – престарелому епископу нужна была поддержка. Внутрицерковная обстановка была очень непростой. Остро стоял вопрос кадров. Григорий старший стал уговаривать Григория младшего принять пресвитерский сан, Василий Великий в это время вернулся на Ирис, в Понт и организовал там небольшую монашескую общину. Григорий уехал к нему. Они какое-то время вместе жили в уединении предаваясь аксет. подвигам, труду, молитве и изучению Писания. Здесь они пишут монашеские правила, кот. находится в составе сочинений Василия Великого. И составляют сборник произведений Оригена. Благодаря им тексты Оригена дошли до нас. Так или иначе, Григорий старший вызывает ГБ обратно в Назианз и здесь в 361 году происходит то, чтого ГБ так долго избегал. На Рождество отец-епископ представляет его народу как нового пресвитера. Он рукополагает Григория против его воли. Мы опять видим присущее подвижникам первых веков нежелание принимать сан. Они осознавали все высоту этого. Когда над Григорием делается это насилие он опять убегает к Василию. Но вскоре возвращается и произносит знаменитое «Слово, сказанное по возвращении», где излагает основные принципы священнического служения. С этого момента началось его открытое служение. В это время Василия Великого возводят на архиепископскую кафедру (после смерти Евсевия Кесарийского). В этой борьбе, которая разгорается между православными и арианами, Василию верные арх. кадры. Тем более, что император Валент, видя в Василии непримиримую фигуру во главе такой большой епархии. Валент прибегает к хитрости. Он своим указом делит кесарийскую митрополию на две половины. Ка каппадокию 1 и каппадакию 2 со столицей в Тиане. Василию приходится применять решительность и осущ. некоторую тактику. Он предпринимает шаги, чтобы занять те или иные города и поставить своих епископов. Для этого он вызывает Григория к себе, Григорий, понимая, что его хотят рукоположить во епископы, отказывается, но ВВ и Григорий старший его принуждают согласится. Как говорит ГБ он приклоняет голову, но не приклоняет дух. Принимает, покоряясь послушанию. Его отправляют в Сасимы, городок, находящийся на границе между двумя провинциями. ГБ со свойственным ему поэтическим даром сетовал: городок бедный, лишенный всяких удобств жизни, скучный и тесный. Не было у меня хлеба, чтобы разломить его с пришельцем. Здесь я нищ и принял в управление народ нищенствующий, не видя возможности оказать ему какую-то услугу. Город стоял на дороге, через него гнали каторжников. Григориюн е удалось совершить там ни одного богослужения. Митрополит Анфим Тианский поставил на дороге стажу, которая Григория не допустила. Поэтому Григорий только чисто формально мог называться Сасимским епископом. Впоследствии Григорию удалось с Анфимом договориться, но земли, которые император отдал в церковное управление Анфиму Тианскому, пришлось ему отдать. ВВ впоследствии своей дипломатией добился от Анфима лояльности. Григорий вернулся в Назианз и стал помогать отцу. Григорий старший скончался в 374. Вскоре скончалась и мать Григория Нонна и Григорий предался созерцательной жизни. В 379 годе скончался ВВ, незадолго до этого умерли брат и сестра святителя Кесарий и Горгония и Григорий остался один. Он избрал местом своего пребывания монастырь в Селевкии, где и решил закончить жизнь в монашеском подвиге. Но в 379 году в битве с готами погибает последний арианский император Валент и православное меньшинство КПльской паствы, почувствовав момент, в который возможно было переломить догматическую борьбу в пользу православных, вызывает Григория из монастыря, как единственно подходящего возглавителя православных сил КПля. Григорий соглашается, приезжает в КПль, находит здесь разброд и шатание, принимается задело. В доме одного из своих родственников (Никопула - ?) он открывает и освящает церковь Анастасии (Воскресения). Вначале КПльцы над ним смеялись и отнеслись к нему с презрением. Но когда он стал проповедовать, огромное кол-во народа столо стекаться к нему. В очень короткое время святителю удалось переломить ситуацию. Хотя ему пришлось пережить ряд трудностей и коллизий со стороны врагов Церкви. Именно здесть он произнес 5 слов о богословии. На него были покушения. Враги в Пасху ворвались в храм, пытались нарушить порядок богослужения. Стали кидать камни и свт. защищался молитвой. Григорий никогда не прибегал к поддержке имп. власти, чтобы отомстить. Он боролся словом. Мы помним пример Нестория, крый. сказал императору дай мне землю, очищенную от еретиков, а я дам тебе царство небесное. Его ревность для него печально закончилась. ГБ был не таков. Событие, относящееся к личной жизни Григория. Среди его приближенных выделился человек, который выдавал себя за кинического философа по имени Максим. Льстивыми речами он сумел втереться в доверие. Но он оказался проходимцем (Хотя Григорий даже в честь него написал одну из своих речей: «В похвалу философу Герону»). Он за спиной Григория, желая захватить КПльскую кафедру связался с Александрийским Патриархом. Ему удалось подкупить египетских епископов и пока Григорий был болен, Максим проник в храм, где его стали рукополагать во епископа. Об этом узнал клир, рукоположение было прервано и продолжено, как сообщается, в доме свирельшика. На Григория это оказало очень тяжелое впечатление. Он-то считал Максима другом. Отцы КПльского Собора извергли и изгнали Максима из КПля. Григорию удается переломить в КПле ситуацию. Его поддерживает ипм. Феодосий. Он же своим указом назначает Григория КПльским архиепископом. Григорий принимает это назначение. Храмы передаются в руки православных и Григорий совершает в Святой Софии богослужение. В 381 собирается « Вселенский Собор. Епископы приезжают отовсюду, кроме, разве что Македонии. Поначалу Григорий уступает место председателя Мелетию Антиохийскому, а когда Мелетий умирает, становится председателем сам. Некоторое время он возгл. Собор. Но на Соборе было много интриг и у Григория есть резкие высказывания о епископах. Очевидно,что он говорит свои слова не на пустом место. Во главе Собора по его словам оказывается группа молодых людей, преследующих свои интересы. В этот момент приезжают епп. Македонские, крые ставят вопрос о законности занятия Григорием КПльской кафедры. Епископ (по 1 правилу 1 ВС) не может занимать две кафедры одновременно. А Григорий так и остался Сасимским. Но самому Григорию эти епп. Объясняли, что делают демарш, чтобы повредить соперникам. Григорию эти интриго были неприятны, и он добровольно оставляет кафедру (хотя Собор не удовлетворяет его просьбы). Император неоднократно призывал его обратно, он Григорий уже не возвращается. Перед отбытием он произносит знаменитое: слово. Он возвращается в Назианз и горовит себе замену. Остаток жизни Григорий посвятил созерцанию и духовному писательству. Умер он ок. 389-390 г. Творения. Был плодовитым автором. Написал много произведений. Двух томное издание имеет практически все произведения приведены в этих книгах. Жанр богословских произведений: в отличии от Вас. Вел и Григ. Нис., он не писал никаких библейских комментариев, также не писали и развернутых догматических трактатов. Но на отдельные библейские фрагменты есть. В христианской традиции Григория Богосл. называли вторым Демосфеном. Так его называли за его дар риторического слова. Этот дар слова он принес в жертву Богу. Он был прекрасным оратором. В Константинополе он произносил проповеди и его тайно и явно записывали. Григорий является автором прежде всего этих проповедей или слов. В пяти слов о богословии он направляет в правильное русло то, как нужно богословствовать. Он сформулировал вообще все принципы богословия. И уже все отцы на него стали ориентироваться. Его слова и речи являются и памятником красноречия, а также с др. стороны они наполнены довольно сложным догматическим содержанием. И конечно перевод дореволюционный также мешает пониманию. Кроме слов, которых 45. у Григория много и др. произведений: стихотворений, поэм, эпиграмм и большое собрание писем, в основном к частным лицам. В них можно найти догматическое содержание. Современники Григория очень высоко оценили и стиль и содержание других произведений его. О словах. Большая их часть принадлежит Константинопольскому периоду жизни деятельности Григория 379-381. На этой кафедре он был Епископом и тут он проявил свое гомелетическое и риторическое мастерство. Вскоре эти слова стали переписываться и заучиваться. В последствии его произведения стали использоваться как образцы для христианского образования: церковных проповедников, риторов. Многие фрагменты из его произведений использовались в церковной гимнографии. Можно обнаружить целый ряд текстуальных заимствований у церковных гимнографоф. У Дорофея, Косьмы Маюмского и др. Вскоре после смерти, где-то спустя 10 лет, целый ряд слов наиболее значимых в догматическом отношении были переведены Руфинм на лат. яз. а после и на другие языки. 5 слов о богословии принесли ему титул Богослова. В этот титул (Богослов) вкладывалось следующей смысл. Богослов не просто человек не только разговаривал о Боге, а как бы о Боге молясь и молча песнословит. О Боге выражается поэтически изрекая божественные тайны. 5 слов (с 27 по 31) они были произнесены в храме Анастасии летом или осенью 380года. Григорию они доставили великую славу. Содержание этих слов. В этих словах защищается церковное учение против еретиков (евномеан, македониан) и параллельно с этим само церковное учение излагается. Первое слово говорит о предпосылках и о принцыпах богословского рассуждения. 2 слово о богословии в целом о сущности Божественной природы, о свойствах, о степени и возможности постижения Бога. 3 слово доказывает основной догматический принцип: единосущие трех лиц Св. Троицы, Божество Сына и равенство Его с Отцом. 4 слово: содержится опровержение арианской экзегезы, то есть толкование тех мест св. Писания которое ариане приводили для опровержения православного учения о Божестве Сына и едиеосущии Его с Отцом. 5 слово практически целиком посвящено отстаиванию догмата о божестве Святого Духа. Почему 5 слов о богословии? Во 2 слове Григорий сам называет их словами о богословии. Апологетические сочинения, два слова против имп. Юлиана 4 и 5 слово. С этим имп. Григорию приходилось быть знакомым лично. Имп. Юлиан учился вместе с Вас. Вел. и Григорием Богосл. в Афинах. Григорий очень негативно оценивает Юлиана как личность. Григорию принадлежат еще некоторые крупные произведения. Слова посвященные различным церковным праздникам. Слово на Крещение Господня (Праздник Света) и др. Также слова на память тех или иных святых. И целый ряд слов написаны по разному случаю. Всего насчитывается 400 стихотворений, от четверостиший до целых поэм. Из них написано 38 догматических стихотворений. Темы стихотворений рассматриваются разные: о Троице, о сотворении мира, о Божественном промысле, о Боговоплощении, о грехопадении, о чудесах, о притчах Спасителя, о книгах свящ. Писания, о ересях. К стихотворной форме Григорий пришел от того, что некоторые еретики пользовались этим жанром, т.к. он был популярным. Например гностики, Ария написал также произведение «Пир» в стихотворной форме для легкого распространения. Аполинарий также писал стихотворные произведения. Все эти примеры были перед глазами Григория Богослова, что его привело к стихотворной форме. Своего рода стихосложение было информационной массовой информацией. Писали на пергаменте, на папирусе м. быть и на дощечках. На камнях писались философские произведения. У свт. Григория много писем к частным лицам в том числе и Василию великому. Среди стихотворений есть еще и группа стихотворений на нравственные темы (кармино марелле). 40 стихотворений на моральные темы и 206 стихотворений исторических, автобиограф. Среди автобиограф. стихотворений есть «Плачь о страданиях свой души». Описывает несчастья своей жизни, скорби с которыми он встретился в жизни. Письма Григория стали образцами для христианской эпистолографии. Григорий Богослов излагает правильные принципы написания: ясность, краткость, вдохновение и простота. 244 письма сохранилось от свт. Григория. Особого догматического содержания есть два письма 101 и 102 к пресвитеру Клидонию. Они обращены к правосл. пресвитеру, которому пришлось столкнутаца с ересью Аполинария. Здесь Григорий опровергает аполинарианское учение и излагает православную христологию. Принципы богословия, сам же Григорий и излагает. В то время все богословствовали. «Улицы, рынки и перекрестки наполнены богословствующими людьми, это и торговцы одеждой, менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь о манетах, а он скажет о философствует перед тобой о рожренном и нерожденном. Спросишь цену хлеба, а он отвечает, что Отец больше Сына. Спросишь готова ли баня, а он говорит что Сын произошел из ничего. Григорий сетует что богословие вульгализировало, богословие стало предметом праздного время препровождения. И главной задачей Григория явилось определить принципы богословия. Он пишет, не всякому позволяется богословствовать. Это дело не дешевое и не для пресмыкающихся по земле. Не всегда, не перед всеми и не обо всем можно богословствовать. Почему? Этот разговор не всем доступен, а только нет кто очистил себя от страстей или по крайне мере очищает, стремится и пытается вести дух. жизнь. Ибо для не чистого и не безопасно прикоснуться к чистому. Для Григория христианское богословие это истинная философия. Григорий говорит и о внутренних принципах богословия. Когда можно богословствовать? Когда наше владычественное, т.е. ум не смешивается с негодными и блуждающими образами. Т. е. когда находимся в спокойном не возмущенном состоянии. И чтобы богословствовать нужно иметь досуг, чтобы познать Бога – так пишет Григорий. Досуг – не безделие, а свобода ума от житейских забот. Богословие не должно ставится на одном уровне с переменами развлечений. Т. к. они затемняют ум и помрачают его. Григорий сопоставляет слово о Боге и память о Боге. Он говорит, когда можно богословствовать? не всегда, а лучше иногда молчать, но вспоминать о Боге всегда, даже чаще чем ты дышишь. Богословское учение Григория Богослова. 1-е слово, самое краткое, рассуждает о принципах богословия оно не должно быть суетным ,не для споров тем устанавливает новое правило где с кем и о чем вести,постоянно помнить о Боге чаще чем дышать. Главный акцент на правильном учении о Троице это было время споров с Арианами, потому главныйакцент отцов каппадокийцев о Троице, каппадокийци интересовались и др вопросами, но в основном об этом написано у Нисского. в срапвнении с Вас вел учение Григория слегка отличается 40-е слово: Храни исповедание в Отца и Сына и Св Духа.. и говорит о единосущии и единоначалии,единонач отличает Григория от уч В.В.разговор о тройственности подразумевает свою единичность, «не успею помыслить о едином как озаряюсь тремя, не успеваю помыслить о трех как возношусь к единому»- У Троици мы разделяем единость сущности и троичность ипостаси , но троица столь уникаль на что в единичноси видима тройственность, а в торойственности мы должны увидеть единичность «удиное из трех представляет собою целое.. когда взираю на одно светило из трех то вижу единый свет» употребляет символику света к единому Григ выступает против и Саввелиан смешивавших троичность ипостасей, которые виделись как лица в истории человечества.» Когда произношу слово бог то озаряюсь единым и торойственным светом» ВВ гов , что лица должны быть ипостасными.» Бог разделяется едино и един раздельно Григорий утверждает учение о монархии, единоначалии, что не говорит Василий Великий, так как он боялся упреков в монорхианстве потому он говорил в основном о различии ипостоси и божественности Сына. Богослов подчеркивает и обосновывает единство божестивенной природы в силу подчиннености Отцу, есть опред порядок, единоначалие. Монархия и полиархия-язычество приводит к анархии. В 3-ем слове опровергает арианскую экзегезу в «боговоплощение есть самоумаение» кеносис ради спасения человека, посему ариане считали Сына тварным Слово34-е «, когда ты читаешь Я и Отец одно – единство сущности, когда ты читаешь приден обитель сотворим – раздельность ипостасей когда находишь имя Отца Сына и Св Духа -представляй три личные свойства». Вопрос о равенстве ипостасей:31-е слово, чего недостает Духу быть сыном и наоборот, в Боге нет недостатков он разность и проявления определяется их отношения друг другу, разность не есть причина разности сущности., ариане разделяя так ипостаси разделяют и природы. Вас Вел в поизвед против евномия сказал, что не способен узреть тайну Св. Духа. Ариане считали, что Дух- енергия, и без ипостасен, Благоче. Протв Евномя писал и Гр. Богослов 12 книг Adversus Evnomium. В. великий считал что Оцу – отцовство , Сыну сыновство -св Духу присуща освящающая сила, но в равной степени присуща освящающая сила. Гр. Богслов признавал. что Отцу присуще нерожденность-агеннесия , сыну рожденность геннесис, Духу-екемпсис или икпоресис исхождение, то есть отношение между собою и определяет их имена. Свойства же те не изменяются. О Св Духе в 12 слове говорит о разнасти степеней проявления Духа, ВЗ говоил об Оце, НЗ –Сына , ныне же время Духа. На учеников Дух нисходит постепенно , Он говорит о постепенном проявлении Святого духа да и вообще Всей троице, если бы была открыта троичность ипостасиясно , а не прикровенна , то они бы запутались в Меногобожии Христология Григория Богослова. Она повлияла на дольнейцшей учение церкви и использовалось для опровержения в основ Несториан. 101 и 102 к пресвитеру Каледонию из Назианзина столкнувшегося с Апполинарием, он полагал что при соединение человечества и божества во Христе, Бог воспринял человеческую природу не полно, но усеченно и являлся Божественным умом, полня человеч природа сост из тела, души имеющей ум, как высшую часть души и в одном лице две человеческих природы соединится не могли, так была бы борьба двух умов, воль, потому место ума занял Бог Слово, иначе была бы двойственность субьектов. Но Григорий говорит что это невозможно Если бы кто –либо сказал, что у Христа не было человеческой души то возвел бы перегородку между Богом и человеком, так как то что не воспринято , то и не уврачевано. Учение о Христе Григория Богослова. С точки зрения Г.Б. опасность аполинарианства состояла в том, что Христос в понимании Аполинария воспринял не полную человеческую природу, воспринял только плоть и душу, лишенную разума. Г. выдвигает свой христологический и в тоже время сотериологический принцип – что не воспринято, то и не уврачевано. Г. Настаивает, что во Христе человеческая природа обязательно должна быть полной, должна включать в себя и человеческий ум. А человеческий ум во всей целостности человеческого существа является самой важной частью человеческого существа. Г. Подчеркивает, что именно с человеческого ума началось грехопадение, именно ум праотцев Адама и Евы первый дал согласие на совершение преслушания Богу и ум первый пал и уму первому предстоит получить исцеление, поскольку он наиболее нуждается в этом исцелении. Аполинарий со своей стороны отказывает в этом исцелении, соответственно с точки зрения Аполинария ум не воспринимается и не исцеляется Христом и ум в нас не спасается, как говорит Г.Б. Если мы будем рассуждать по аполинариански, то в царство небесное люди входят безумными, что является конечно же нелепостью. И напротив ум с точки зрения Г.Б. является во Христе исключительным звеном, именно через ум Бог соединяется с человеком, потому что ум в человеческом существе является образом Божиим в наибольшем смысле этого слова, ни тело, ни душа (ведь и животные обладают телом и душой, но не имеют ума), именно ум отличает человека от всех живых существ. И ум в силу своей духовной природы, в силу своей духовности и нематериальности как раз оказывается наиболее сродным Богу. И соединение с Богом, обожение, начинается именно через ум. На Боге человек останавливает внимание своего ума. Дальше мы видим, что вся аскетичекая практика об этом и говорит. Таково в основных чертах учение Г.Б о Христе. Еще один важный момент который именно послужил весьма великую службу на 3 В.С. Неправомыслие Нестория заключалось в том, что он во Христе видел наличие двух ипостасей, сынов и это ему инкриминировалось, хотя он мог от этого отказываться и в принципе в этом состоит суть несторианства. Взгляд антиохийских богословов заключался в том, что они видели во Христе два самостоятельных существа или лица - Бога слова, которое извечно является божественной личностью и человека Иисуса Христа. Эти два существа объединены во Христе достаточно эфемерным лицом соединения и человек Христос проходит с течением жизни, сточки зрения Несториан, проходит путь нравственного совершенствования, после вознесения происходит уже полное обожение и очевидно, что во время жизни Г.Б. общаясь с теми или иными представителями антиохийского богословия, он уже мог слышать подобные высказывания, которые резко разделяют божество и человечество во Христе, Г.Б. выступает и против этого. Его знаменитые слова из 101 послания к Ледонию, которые звучат так: «В Спасителе есть иное и иное, потому что не тождественны невидимое с видимым и довременное с тем, что над временным, но не имеет в нем места иной и иной, сего да не будет». Обратите внимание на словоупотребление «иное и иное» в греческом стоит в среднем роде – это есть во Спасителе (т.е. две разные природы), а вот под «иной и иной» подразумевается наличие двух субъектов, которые разделяют единое лицо Богочеловека Христа, к какому выводу и приходили несториане. Таким образом Г.Б., предвосхитив несторианское учение, его опроверг. Г.Б. также увязал христологию и Троичное богословие. Конечно лицо Богочеловека И.Хр. он не обозначил как ипостась, это сделают век спустя отцы 4 В.С. Но он положил начало этой универсальной формуле, что во св. Троице три ипостаси, но одна природа, а во Христе одна ипостась, но две природы. Г.Б. сделал первый шаг в выработке универсального языка богословия. Он говорит: «когда говорю иное и иное, то понимаю это иначе, нежели как нужно понимать Троицу, там иной и иной, чтобы не слить ипостаси, а не иное и иное, потому что это ипостаси, а не природы. Ибо три ипостаси по божеству едины и тождественны». Весь пафос дискуссии вращался вокруг единения во Христе двух природ – божественной и человеческой. Если александрийские богословы во главе с Кириллом Александрийским говорили о существенном единении двух природ, то антиохийские богословы во главе с Несторием предпочитали говорить о таком как бы поверхностном единении, божественная природа как бы касается человеческой. Г.Б. предвосхищает эту проблему и сразу дает четкое православное определение и говорит, что нельзя говорить, что во Христе божество действовало как в пророках. Напротив божество и человечество соединились существенно в одном лице. В своем 37 слове Г.Б. пишет: «в начале был, у Бога был и Бог был, тот который был истощил себя, а то чем не был воспринял, не составив через это двоих, но благоволив из двух сделаться единым, потому что Бог есть и то и другое и принявшее и принятое. Два естества во едино стекшиеся, но не два сына». Больше акцент Г.Б. делает на преодоление двойства Христа. Но надо сказать, что этот акцент Г.Б. на единство личности Христа монофизиты использовали в своих целях. А монофизиты как мы с вами знаем получили свое начало от того же самого Аполинария, ибо Аполинарий учил о единой природе Бога Слова, о божественной. Ибо по выражению Аполинария полная природа не может сосуществовать с другой полной природой. И поэтому человеческая природа встроилась в божественную. Учение о Богородице. Опровержение учения о двух естеств во Христе связано у Г.Б. и с учением о Богородице. Через Г.Б. термин Богородица становится краеугольным камнем. В том же послании к Лидонию: «Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучен от Божества. Если кто говорит, что Христос как через утробу прошел через деву, а не образовался в ней божески одновременно и по человечески, божественно как родившийся без мужа, и человечески как родившийся по закону чревоношения, то он так же безбожен и если кто вводит двух сынов – одного от Бога Отца, а другого от матери, а не одного и того же, то да лишится он усыновления обещанного правоверным». Т.е. Г.Б. дает понять, что Христос есть единая личность. Бл. Феодорит говорил о сложной ипостаси, т.е. Христос с единой ипостасью, но содержащий в себе две природы. Но не заключает в себе двух ипостасей. Личность во Христе едина. В первую очередь связь человечества с божеством осуществляется через ум. Но здесь мы также должны учитывать, что боговоплощение и соединение во Христе божества и человечества не исчерпывается нашими попытками рационального объяснения, это тоже тайна как и все, что касается Церкви. Это не наше некое разумное построение, но более менее правильное. Мы должны иметь некую апофатическую поправку, что это верно, но до некоторого момента. Всей полноты мы не постигнем. Главный идеал спасения Г.Б. видит в обожении человека. Это обожение было совершено Христом. И через учреждение Церкви, таинств, членам церкви даются способы стяжания этого обожения. Что касается мистического богопознания еще в этой жизни Г. Б. говорит о бессилии в полном смысле познать Бога лицом к лицу. Подобный акцент делал и В.В. Г. Б. говорит, что познанию и видению Бога лицом к лицу мешает как некое облако наша дебелая плоть, но эти слова нужно понимать не однозначно. С одной стороны это наша материальная телесность, а с другой стороны эта плоть налагает на наше сознание некие рамки. Мы мыслим в категориях чувственности, наши понятия во многом сформированы реальностью нашей жизни. В то время как Бог пребывает превыше всех этих ограничений нашего материального мира. И полное богопознание может произойти в состоянии выхода из самого себя. Третий же кападокиец - Гр. Нисский оставляет возможность богопознания еще при жизни, которое не является рассудочным. Таково в целом учение Г.Б. II Вселенский Собор (Константинопольский I-ый 381 г.).Уверение, что второй вселенский собор созван против македониан, не достаточно имеет оснований. По шаблонному убеждению, принято думать, что вселенские соборы созывались непременно по поводу ересей, и за неимением в данном случае какой-либо определенной ереси, связывают этот собор с ересью Македония. Собрание второго вселенского собора было обусловлено отчасти некоторыми догматическими вопросами (по поводу ариан), а главным образом практическими вопросами, именно: а) вопросом ο замещении константинопольской кафедры и б) выяснением дела об антиохийской кафедре. Собор Константинопольский состоялся в мае—июне 381 г. По составу своему это был собор восточный. Мелетий антиохийский председательствовал. Тимофей александрийский прибыл позже. Ахолий фессалоникский, чтобы доказать свою принадлежность к западной системе церквей, отправился на собор в Рим (бывший несколько ранее Константинопольского) и в Константинополь явился лишь пред концом заседаний. Из дел, которые подлежали рассмотрению собора, выдаются: а) вопрос ο замещѳнии константинопольской кафедры. б) антиохийские дела и в) отношение к арианству. Первые два вопроса фактически сплетаются в один. а) При опытном руководстве Мелетия. дела собора сначала шли весьма мирно. Вопрос ο признании Григория епископом константинопольским, как и следовало ожидать, прошел без всяких возражений. Ο Максиме кинике собор постановил, что как Максим не есть епископ (следов. его ordinatio признана invalida), так и все им рукоположенные не имеют иерархических степеней. Эти оба решения в будущем вели к междуцерковным пререканиям. аа) Когда эдикт ο созвании собора Константинопольского был издан, Дамас настоятельно рекомендует Ахолию—позаботиться, чтобы на этом соборе кафедра константинопольская была замещена лицом безукоризненным и не допускать перемещения на нее кого-либо с другой кафедры. бб) Вскоре затем в новом послании к Ахолию Дамас ο Максиме отзывается в самых черных красках, как ο лице, которое никак не может считаться законным константинопольским епископом. Но на римском соборе взгляд на Максима совсем изменился: в его хиротонии усмотрели лишь тот недостаток, что она совершена была не в церкви; но эту неправильность извинили тяжелыми временами (гонение от ариан), признали Максима законным константинопольским епископом и отправили ходатайство к Феодосию об утверждении Максима в этом сане. Однако вихрь в константинопольском деле поднялся не с запада, а с востока: возникло дело антиохийское. б) Во время собора скончался св. Мелетий и на соборе тотчас был поставлен вопрос об его преемнике. Для разъяснения этой истории важно знать, в каком положении стояли друг к другу Мелетий и Павлин в 381 г. аа) Сократ (Socr. h. е. У, 5, и за ним Soz. h. е. VII, 3) утверждает, что между мелетианами и павлинианами в Антиохии состоялось соглашение, что по смерти одного из епископов оставшийся в живых будет признан епископом всех православных в Антиохии; что с 6-ти пресвитеров с той и другой стороны, имевших шансы быть избранными во епископа, взята была клятва не принимать епископского сана, но предоставить кафедру оставшемуся в живых; что в числе давших эту клятву был и (мелетианский) пресвитер Флавиан. бб) Но, несомненно, и Сократ, и Созомен—историки не без романизирующей (в папистическом смысле) тенденции. И мы знаем действительно, что итальянские епископы (собор аквилейский 380[381], Quamlibet; собор итальянский—Амвросиев 381, Sanctum) желали, чтобы или между Павлином и Мелетием состоялось соглашение, или, в крайнем случае, кафедра по смерти одного предоставлена была оставшемуся в живых,—и с ходатайством об этом обращались к Ѳеодосию. Но итальянские отцы совсем не говорят ясно, чтобы такое соглашение уже состоялось между самими сторонами. вв) Ѳеодорит кирский (Theodoret. h. е. У, 3)—историк несомненно мелетианствующий; но дела антиохийские он имел возможность знать наилучшим образом. Он рассказывает, что когда (после 27 февр. 380 г.) в Антиохию прибыл mаgister militum Сапор, чтобы по императорскому указу, отобрав церкви у ариан, передать православному епископу, он встретился с затруднением: в Антиохии три епископа, несомненно не ариане, считали себя православными: Мелетий, Павлин и аполлинарист Виталий. Но пресвитер Флавиан вопросами, предложенными Павлину и Виталию, сделал крайне сомнительным во мнении Сапора их право на честь—считаться православными. Α Мелетий предложил Павлину управлять паствою вместе, чтобы оставшийся в живых стал единственным потом епископом. Но Павлин не согласился на это, и Сапор передал церкви Мелетию. гг) Нужно признать, что прав Ѳеодорит, а не Сократ. Григорий Богослов в речи на соборе ничего не говорит ο подобном договоре и после не укоряет ни отцов за нарушение обязательства, пи Флавиана за клятвопреступление. Не слышно подобного укора и со стороны западных. Это молчание веско. Итак, никаких формальных препятствий к замещению кафедры по кончине св. Мелетия новым епископом не существовало. Но св. Григорий Богослов, как идеалист, видевший везде не действительных людей с их слабостями и недостатками, а христиан, стремившихся к совершенству, выступил с предложением довольно неудобным: он заговорил в духе любви и мира, утверждая, что миролюбие должно царствовать во всем, и предлагал признать Павлина истинным епископом антиохийским. Предложение было таково, что большинство отцов собора было недовольно и не хотело и слышать об этом: это значило бы уступить западу, тогда как свет и вера Христова с востока; это значило бы оскорбить память св. Мелетия, бросив тень подозрения на его церковное положение. Григорий Богослов исходил из начала высокого; но и восточные отцы имели основание стоять за свою точку зрения. аа) Поползновения Рима были действительно властолюбивы. бб) Отношение Дамаса к Василию В. всего менее могло приобрести западным сердечную привязанность восточных. вв) Павлин, видимо, был человек далеко не симпатичный, и в отношении к Мелетию держал себя с высокомерием, третируя его как арианина. гг) Вообще западные, попадавшиѳ на восток, имели слабость держать себя с проконсульскою важностью в отношении к востоку. Напр. Иероним, который своим значением весьма немало обязан тому, что был учеником восточных богословов, позволял себе, однако, говорить ο таком времени, когда на всем востоке было только два человека православных: Павлин да Епифаний (кипрский).—Итак, оба пункта, которые отстаивали восточные: достоинство восточной церкви пред лицом западной, и достоинство мелетиан, как епископов православных, имели право на защиту и нуждалась в ней. Но своим «не мелетианским» образом действия по антиохийскому вопросу св. Григорий оттолкнул от себя сочувствие восточных. Между тем прибыли египтяне и македоняне и—опротестовали перемещение Григория, епископа сасимского, на кафедру константинопольскую, ссылаясь на can. Niсаеn. 15, Antioch. 21. Они были настолько откровенны, что конфиденциально высказали Григорию, что против него лично не имеют ровно ничего и у них нет даже своего кандидата на константинопольскую кафедру; но поднимают они этот вопрос, чтобы сделать неприятность восточным. Из этих последних многие уже не поддерживали св. Григория. Видя, что дело приняло такой оборот, Григорий заявил отцам, что если из-за него возникают затруднения для церковного мира, то он готов быть вторым Ионою: пусть бросят его в море. Он рад удалиться на покой, которого требует и его разстроенноѳ здоровье (в самом деле, он 31 мая составил уже свое духовное завещание). Эта просьба об увольнении была, наконец, принята императором и собором, и св. Григорий, в трогательном слове простившись с отцами собора и паствою, оставил Константинополь с светлым сознанием, что для мира церкви он пожертвовал всем, но и с грустью, потому что многие из паствы его искренно любили и он сам привязался к ней всем сердцем. Григорий усматривал в следующем причины своих не устроившихся отношений к константинопольской кафедре: а) для некоторых он представлялся неудобным как епископ столицы потому, что у него не было вельможного тона и аристократических привычек; б) другие были недовольны им потому, что находили его слишком мягким: он не воспользовался переменою внешних обстоятельств и «ревностью самодержца» для того, чтобы отплатить арианам злом за то зло, которого натерпелись от них, в эпоху их владычества, православные на востоке; наконец в) некоторым епископам «двоеславным» (των άμφιδόξων), колебавшимся между тою и другою верою, он был неприятен как неумолкаемый проповедник той истины, что Св. Дух есть Бог. Это были, очевидно, остатки сторонников «золотой средины», которые и теперь хотели бы сладкий источник никейской веры мутить соленою примесью своих учений. Преемником св. Мелетия избран был пресвитер Флавиан. На константинопольскую кафедру рукоположен был Нектарий, сенатор киликийский. Он был еще только оглашенным. Созомен (VII, 8) рассказывает, что в список кандидатов Нектарий внесен по желанию Диодора тарсского, к которому он зашел пред отъездом в Тарс. Почтенная наружность Нектария произвела на Диодора, который в эту минуту был занят именно вопросом ο кандидатах, самое выгодное впечатление. Нектарий записан был последним в списке кандидатов, но император, может быть, знавший его как сенатора, остановился именно на нем. Епископы неохотно согласились на избрание оглашенного. И Нектарий еще в белой одежде новокрещенного провозглашен был нареченным епископом константинопольским. Впрочем, он был близок давно к Василию В., который знал его с самой лучшей стороны, как христианина. в) Все остальные деяния этого собора—тайна, ибо актов не сохранилось, за исключением разве сопроводительной грамоты к императору Феодосию об утверждении канонических постановлений. Догматическая деятельность собора исчерпывается постановлениями против существовавших ересей. Собор Константинопольский постановил (пр. 1): не отрекаться (μη αθετεΐσθαι) от веры 318 отцов, в Никее вифинской сошедшихся, — она должна оставаться в полной силе (μένειν έκείνην κορίαν),—и анафематствовать всякую ересь и в особенности (α) евномиан или аномиев, (β) ариан или евдоксиан, (γ) полуариан или духоборцев, (δ) савеллиан-маркеллиан и (ε) фотиниан с (ζ) аполлинаристами. Обыкновенно представляют, что вселенский второй собор имел своею специальною целью—осудить македониан-духоборцев: из собственного правила собора видно, что он македониан имеет в виду лишь на ряду с другими еретиками. Отношения собора к македонианам выразились в следующем. Духоборцев пригласили на собор, и их явилось 36 епископов с Элевсием кизикским во главе. Это был старый борец против ариан, одна из выдающихся сил василиан в Селевкии в 359 г. Отцы собора, напоминая полуарианам их депутацию к Либерию, предлагали им принять никейскую веру; но те заявили наотрез, что они скорее пойдут в чистое арианство, чем примут ομοούσιος и их отпустили из Константинополя. Это была застывшая: в своей переходной форме партия «золотой средины». Собор представил 9 июля 381 г. Феодосию доклад ο своих деяниях; император 19 июля утвердил соборные постановления.
|