КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 21. 1). «Никейская» фомула Валента и Урсакия⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 1). «Никейская» фомула Валента и Урсакия. Омиусианам трудно было отказаться от понятия ousia (сущность). Василий Анкирский подписался особо: «Верую и согласен с написанным выше, что Сын подобен Отцу во всем, а слово во всем понимаю, что подобен не только по воле, но и по бытию: как Бог от Бога. Подобен как Сын Отцу, а не в каком либо отношении». Епископы Валент и Урсакий хотели отклониться от формулы kata panta епископ Валент в своей подписи пропустил это слово. С этой Датированной Верой они отправились к Западным отцам собравшимся в Аримине. Запад и Западные отцы (до 300 отцов), которые естественно были за Никейскую Веру, когда Валент и Урсакий прочли датированную веру, выступили против. Западные отцы говорили об анафем. ариан. Те не согласились. Западные отцы их низложили. Избрали послов к императору по 10 человек от делегаций – т.е. до 80 человек поехало в императорскую ставку. Однако императора Констанция там не оказалось, он был на войне. Более того, Урсакий и Валент прибыли раньше делегации и сказали, что Запад вмешивается в дела Восточных отцов. Произошел раскол собора (внутренний раздел). Император Констанций уехал из Сирмии в Константинополь (был занят персами). Он повелел делегации ждать его в Андрианополе. Фактически они оказались пленниками императора и епископов Урсакия и Валента. 10 октября 359 г. – Урсакием и Валентом запад делегации было предложена еще более худшая формула – Никская вера. Суть Никской формулы: Сын подобен Отцу. Никская формула – почему такое название? Они остановились недалеко от Андриополя, в Нике, и чтобы думали, что Ника = Никея, то им было предложено подписать Никскую веру. Делегация находилась 7 месяцев под надзором. В Никской формуле было опущено и ката панта и омиусиос (kata panta и omoiousioz) Представители омиев Василий Анкирский и Георгий Лаодик. подписали Лукиановскую формулу, остальные акиане были против этой формулы. В это же время происходит состязание между омиями и омиусиянами. Омии (акакиане) и их торжество на Константинопольском соборе 360-361 гг.Еще на соборе в Селевкии наладились прения между омиями и омиусианами. Восточные отцы прибыли из Селевкии в Константинополь на собор. В Константинополе была отстроена церковь св. Софии и предлагалось ее освящение. На соборе присутствовало 72 епископа. И сразу занялись догматическими вопросами, пересмотрели 4-ую сирмийскую формулу и было исключено выражение kata panta (подобный Отцу во всем). Епископ Евдоксий в результате спора должен был пожертвовать личностью Аэтия и произнести анафему на аномейскую доктрину. Было известно сочинение Аэтия, где говорилось, что Сын не подобен Отцу. По блж. Феодориту Василиане отказались произносить анафему на слово омиусиос. В следствии этого милость императора перешла от Василиан к акакианам. В ночь на 1 января 360 г. делегаты Селевкийского собора вместе с омиями подписали «датированную веру» скрепленную на Никской станции. В 360 г. Парижский собор осудил ариан. С Константинопольского собора начинается торжество омиев. Партию омиусиан сослали. Еп. Евдоксий перешел в Константинополь. Омии увидели, что омиусиане, пожертвовав словом усиа ousia, стали пользоваться словом ипостасис - upostaseiz, которое омии затем тоже запретили этот термин в отношении к Отцу и Сыну. Большинство омиусиан подписали Никскую формулу. Но им были поставлены различные канонические обвинения и многие были сосланы (Василий Анкирский и другие). Епископы которые находились на Константинопольском соборе и те которые не были на нем рассылали эту формулу без ousia и upostaseiz, а кто отказывался от этой формулы – тех сослали. Омии возбудили против себя всех сосланных. Торжество омиев на Констанопольском соборе 360-361 г.г. было временным. 2). Александрийский собор 362 г.21 февраля 362 г. св. Афанасий вернулся в Александрию и в августе он собрал Александрийский собор. На соборе присутствовало 22 епископа никейца. Историк Руфин, пресвитер Аквилейский писал: «Это были числом немногие, но верой не поврежденные». На этом соборе отцы дали уже забытое к тому времени постановление Сердикского собора, который подтверждал Никейский Символ веры. «Во всем довольств. Верой исповедан. Никейскими отцами…». Поднялся спор о точном понимании терминов: ousia и upostaseiz. Большинство староникейцев предлагало сердикское словоупотребление – одна ипостась (последоват. св. Афанасия). Меньшая группа, которые были воспитаны в омиусианстве, предложили заменить слово omoousioz на термин: omoiouz kata ousia - подобен по сущности. Собор признал, что и те и другие правильно мыслят о Святой Троице, но используют разную терминологию. Старые никейцы говорили, что своей формулой хотят утвердить торжество Божественной природы всех трех Лиц. Св. Афанасий сказал, что приемлет формулу 3 Ипостаси, но с правильным толкованием. Было решение о принятии в общение ариан, но тех, которые желали оставить ересь. Кроме этого собор коснулся Христологической проблемы в связи с нарождавшимся аполлинарством. На соборе сказано: «Сын Божий принял не только тело, но и разумную душу». Собор коснулся известного Антиохийского разделения (мелетиан и евстафиан), которое длилось 32 года, но уврачевать его собору было не под силу. Был поднят вопрос о форме учения относительно Божества 3-ей Ипостаси – Святого Духа. Святые Отцы констатировали, что древние отцы (Тертуллиан, Ориген) Богословствовали о Св. Духе тоже, что и о Сыне. Ариане учили – что творение и евномиане – что Св. Дух это творение творения. Необходимо было высказаться о Богоравенстве Св. Духа Отцу и Сыну. Свою доктрину Богоравенства высказал св. Афанасий Великий в послании к Серапиону Тмуитскому «О Богоравенстве Св. Духа». Антиохийское разделение (мелетиане и евстафиане).Св. отцы: св. Милентий и св. Евстафий. Около 330 г. был низложен и сослан еп. Евстафий Антиохийский евсевионами. До 360 г. Антиохийской кафедрой управляли ариане, последний еп. Евдоксий (перешел в Константинополь). После св. Милетия – еп. Евзой – арианин. Ноябрь 361 г. – смерть Констанция. В Антиохии существовало три общины, которые не общались между собой – община Павлина (последователи св. Евстафия), община Милетиан (последователи св. Милетия). После смерти имп. Констанция Юлиан провозгласил сам себя императором (его поддержали войска). Эдикт о веротерпимости. Вернул всех из ссылки епископов. В каждом городе было по два-три епископа на кафедру, но омии оставались на кафкдрах (появл. Разногласия). В Александрии оставался порядок, так как Афанасий имел большой авторитет. Краткая история. 22 мая 337 г. умер император Константин Великий. В 337 г. произошел т.н. династический переворот: были истреблены все возможные претенденты на императорский престол. Уцелели два племянника – дети старшего брата Константина Великого Юлия Констанция: 12-летний Галл и 6-ти летний Юлиан. Они были поселены вдали от столицы. Их гувернером был Мардоний – в душе язычник, а в паспорте христиан. Юлиан был поставлен в анагноста (чтеца), слушал христианских учителей. За образование отвечал Евсевий, епископ Никомидийский, который не только сам внушал арианство, но и навязал учителя – Аэтия. С ним Юлиан сошелся на почве языческой философии. Ходил по языческим храмам. В юношеские годы был послан в Афинский университет, где в то время учились известные каппадокийцы («баричи» - Вас. Вел. и Григ. Богосл). Из Афин Юлиан посетил Трою (показывал местный епископ Пегасий, «человек-монстр» - по Карташеву, т.к был в душе язычник). Видя все это Юлиан и задумал воскресить язычество. Констанций назначил его кесарем Галии. В ноябре 361 г. – смерть Констанция и Юлиан провозгласил сам себя императором (его поддержали войска). Он призвал к себе Пегасия и сделал его главным жрецом. Объявил эдикт о веротерпимости. Все епископы вернулись из ссылки, но омии остались на кафедрах, появляются разногласия (т.к. 2-3 епископа на город – кафедру). В Александрии порядок, т.к. св. Афанасий имел большой авторитет. 330-360 г.г. Антиохией управляют арианские епископы. Однако в Антиохии останется часть христиан, верная св. Евстафию, который будет управлять пресвитеры (возглавлял Павлин, назывались евстафиане). 360 г. – еп. Евдоксий (арианин) из Антиохии перешел в Константинополь. Нужен был приемник. Было состязание на проповедь по Прит. 8, 22 - лучшая проповедь была св. Мелетия. Народу понравилась проповедь, он благодарил и просил повторить более кратко: «Разумеем три, а беседуем о едином». Св. Мелетия не признают евстафиане, так как будут считать, что он запятнал себя общением с арианами и потому, что употребил термин 3 Ипостаси. Через месяц св. Мелетий был изгнан и поставлен арианами Евзой – его не признали Милетиане. Собор исповедников 362 г. послал двух епископов в Антиохию: Евсевия Виргельского и Астерия, епис. Патры Аравийской. Люцифер Калаврийский возвращаясь из ссылки, прибыв в Антиохию, усмотрел в 3 Ипостасях арианство и стал на сторону евстафиан и сам, единолично рукоположил Павлина во епископы, чем была разрушена всякая надежда на един. Милетиан и евстафиан. Позже он образует схизматическое общество люцифериан недовольный снисходительностью Антиохийского собора к арианам.
|