КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 20. 1). 4-я сермийская формула («датированная дата»).Автором «Датированной веры» явился св1). 4-я сермийская формула («датированная дата»).Автором «Датированной веры» явился св. Марк, епископ Аритурский. Он в присутствии епископов и императора изложил эту формулу: «Веруем во Единого только и истинного Бога… и Единого Сына прежде всех веков и всякого начала, рожденного бесстрастно от Бога… рождение которого не знает никто, кроме Отца. Так как слово ousia производит соблазн (его нет в Св. Писании), то должно убрать его из употребления, так же и upostaseiz (ипостась). Сына называть подобным Отцу во всем (kata panta)». 22 мая 359 г. – была подписана епископами. Восточные отцы. 27 сентября 359 г. Восточные отцы собрались в Селевкии Исаврийской. Съехалось приблизительно от 150 до 160 епископов. На этом соборе были не только омии, но и омиусиане (105 епископов). Были так же левые ариане (или аномеи) во главе с Акакием Вирийским – около 40 епископов. 30-40 еп. Но были и никействующие во главе с епис. Имерием (Египет). На этом соборе еп. Акакий сразу предложил отвергнуть: омоусиос, омиусиос, усиос и отменить Никейский Символ веры, то есть все термины, которые возбуждают споры: «Ничто не может быть подобно Божественному существу, а Христос – творение и произошел из ничего». Некоторые стали переходить к никейцам. Появились возгласы: «Сын от Бога, из сущности Божией». 2 Антиохийская формула или «Вера 97 Отцов» - эту формулу предложила группа большинства во главе с Василием Анкирским. Последователи Акакия Кесарийского покинули заседание собора. Суть Никейской формулы: «Сын подобен Отцу». Соборы в Аримине и Селевкии.Состоялтсь в 359 г. по инициативе имп. Констанция II в городах Аримин (совр. Римини, Италия) и Селевкия Исаврийская (совр. Силифке, Турция) и явился важным этапом в истории арианства и борьбы с этой ересью. К тому времени антиникейское движение уже распалось на различные направления: собственно ариан, крайних ариан, учивших о неподобии Сына Отцу (аномеев); сторонников учения о подобии Сына Отцу, но без признания подобия по существу (омиев); последователей учения о совершенном подобии Сына Отцу и по сущности (омиусиан). Омиусиане по основам мировоззрения были столь близки к сторонникам никейского учения, что мн. ученые (А. Спасский, В. Болотов) считали их православными. После признания на созванном аномеями Антиохийском Соборе 358 г. т. н. 2-й сирмийской формулы (357), осудившей понятия «сущность» (греч. οὐσία), «единосущный» (ὁμοούσιος) и термин «подобосущный» (ὁμοιούσιος), омиусиане, официально заявившие о себе на Анкир. Соборе 358 г., приняли окружное послание, выражающее убеждение, что Сын подобен Отцу не только по силе или энергии, но и по сущности (это было повторением решений Антиох. Собора 341 г.). Окружное послание было доставлено от имени Собора имп. Констанцию в его ставку в г. Сирмий делегацией во главе с еп. Анкирским Василием. Под влиянием еп. Василия Констанций утвердил положения, принятые Анкир. Собором (т. н. 3-я сирмийская формула), и отстранил епископов-аномеев от управления епархиями. Однако через нек-рое время арианская партия во главе с влиятельными при имп. дворе Валентом, еп. Мурсийским, и Урсакием, еп. Сингидунским, вновь возобладала, поддержка Констанцием омиусиан не принесла столь желанного им мира, напротив, начались массовые ссылки противников Анкир. Собора и новые нестроения. В связи с этим император решил созвать новый Всел. Собор, к-рый выработал бы приемлемую для всех вероисповедную формулу. После многократной перемены места, сроков и порядка проведения Собора было решено созвать одновременно два Собора: зап. епископы получили приказ ехать в Аримин, а вост.- в Селевкию Исаврийскую. Было решено собрать представителей всех направлений (кроме сторонников Никейского Собора) и выработать предварительные положения, к-рые и вынести на утверждение Соборов. Арианам удалось убедить еп. Василия отказаться от понятия «подобосущный» и заменить его понятием «подобен во всем». Они мотивировали это тем, что слова «существо» и «единосущие» «были причиной разделения церквей… что из-за двух слов, и притом не находящихся в Писании, не следует раздирать тело Церкви и что Сына надо называть подобным Родившему по всему, а слово «существо», как чуждое Писанию, оставить». Эти положения, оформленные в виде Послания к императору, составили 4-ю сирмийскую формулу (из-за проставленной в Послании точной даты, 22 мая 359 г., оно получило название «датированной веры»). В Аримине собралось до 400 епископов из зап. областей империи, в основном твердо придерживавшихся Никейского Символа веры, к-рые подавляющим большинством не только отвергли вероисповедание, предложенное им посланниками императора Валентом и Урсакием, но и анафематствовали арианствующих епископов. Лишь 80 епископов поддержали Валента и Урсакия и подписали 4-ю сирмийскую формулу. От Ариминского Собора к императору отправилось 2 посольства: от православного большинства и от согласного с арианами меньшинства. Валент и Урсакий опередили правосл. посольство и настроили императора против защитников Никейской веры: Констанций не принял послов, отослав их в Адрианополь дожидаться его решения, и запретил епископам разъезжаться из Аримина. Вскоре послы встретились во фракийском г. Ника с Валентом и Урсакием и под их давлением подписали новую вероисповедную формулу, к-рая соответствовала 4-й сирмийской, за исключением того, что из тезиса подобия Сына Отцу было изъято κατὰ πάντα (во всем), и, т. о., отношения Сына к Отцу были сведены к простому подобию (эта формула вошла в историю как «никская вера»). После такой уступки послов быстро отпустили в Аримин, где они вместе с Валентом и Урсакием должны были получить подписи остальных членов Собора. Под давлением светских властей и поддавшись уговорам ариан, почти все епископы подписали новую «никскую» формулу. На вост. Собор в Селевкии Исаврийской приехали лишь 150 епископов, из них чуть более 100 омиусиан и неск. десятков аномеев и омиев. Собор начал свою работу 27 сент. 359 г., и сразу же разгорелись яростные споры как по процедуре ведения, так и по существу дела. Почувствовавшие поддержку аномеи потребовали осуждения Никейского Символа и отказа даже от признания к.-л. подобия Сына Отцу. Омиусиане, омии и немногие сторонники Никейской веры объединились против радикализма аномеев. На следующий день омиусиане, собравшись отдельно, подписали вероисповедную формулу Антиох. Собора 341 г. Селевкийский Собор распался, так и не приняв никакого решения. Имп. Констанций потребовал к себе представителей противоборствующих сторон, но и диспуты в его присутствии не привели к выработке к.-л. единой формулировки. Тем временем Урсакий и Валент привезли подписанную зап. епископами «никскую» формулу, и имп. Констанций настоял на ее признании всеми участниками собрания. После долгих споров омиусиане 1 янв. 360 г. были вынуждены подписать «никскую» формулу, согласно к-рой признавалось простое «подобие» Сына Отцу. 2). Антиохийский собор 363 г. и начало образования «младоникейцев». На основании эдикта Юлиана Отступника о возвращении всех епископов, св. Милетий вернулся в Антиохию и здесь около него из бывших омиусиан стала образовываться группа так называемых младоникейцев или новоникейцев. Осенью 363 г. после кончины Юлиана Отступника, с которым угасла династия Константина Великого, началась «кровавая баня» смены императоров. В это время, когда армия провозгласила императором молодого генерала Иовиана (правил 8 месяцев: июнь 363 г. – февраль 364 г.) Осенью 364 г. св. Мелетий созовет собор. Присутствовало 27 епископов. Св. Мелетий предложил присоединиться к Никейскому исповеданию. Этот собор будет иметь большое значение: 1. Епископы заявили, что они будут держаться Никейской веры. 2. Сын рожден из естества (Бога) Отца и во всем подобен Отцу. 3. В соборный акт внесен текст Никейского Символа веры. Епископы подпишут и отправят императору определение собора. В числе подписавшихся были: Пелагий Лаодикийский, Акакий Кесарийский (хотя говор. поставил подпись не искренне) и Мелетий (будущий председатель ІІ Вселенского Собора). Младоникейцы прошли путь от Веры 97 Отцов (Антиохийский Символ Лукиана или 2 Антиохийская формула) до полного признания omoousioz на 2 Вселенском соборе.
|