КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика. Динамичной-принято считать односторонне и активно направленную формуДинамичной-принято считать односторонне и активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями элементов формы. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте - динамичность. Статичность и динамичность связаны с характером изделия и зависят от связи изделия с другими элементами ансамбля, в который оно входит. Активная и односторонне направленная форма - необходимое условие проявления динамичности. Например, куб создает ощущение статичности, а треугольник – динамичная форма.
4 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.оптические иллюзии Рассматривая проблему иллюзорного пространства в искусстве, следует отметить что, оптические иллюзии – это искажение, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. Попросту говоря, это оптический обман нашего мозга. Основной вопрос, интересующий многих исследователей и психологов – как на основе двухмерного изображения воссоздается трехмерный видимый мир. Здесь используются определенные приемы – это, иллюзия цвета, иллюзия искажения размеров, иллюзия движения, невозможные оптические иллюзии и т. д. Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности нет. Еще с давних времен люди учились преодолевать и даже использовать эти навыки. Оптический обман зачастую связан с выбором точки наблюдения, особенности окружающего фона. С этими приемами были знакомы архитекторы Древней Греции. Примером может служить главный храм афинского Акрополя. Колонны этого храма были разной толщины. При строительстве монументальных зданий чаще всего архитекторам приходилось бороться с кажущимся искажением их размеров с изменением расстояния. Если, например, взглянуть на высокое здание снизу вверх, создаётся впечатление, что в верхней части оно гораздо уже, чем у основания, и отклонено назад. Но благодаря правильно подобранному фону, это было не заметным. Древнегреческие архитекторы знали ещё множество приемов, как обмануть зрение. Один из приёмов оптической иллюзии, предложил известный итальянский живописец эпохи Возрождения, главный архитектор Флоренции Джотто ди Бондоне (1267 – 1337). Проектируя колокольню при кафедральном соборе Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он прибегнул к обратной перспективе, т.е. сделал её верхнюю часть колокольни значительно шире, чем у основания. Оптические иллюзии, художественный обман, игра разума – это стала излюбленными приемами работы художников двадцатого века. Оптические иллюзии им классифицированы и изучены: по размеру, движению, цвету, форме и т.д. Иррадиация Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.), архитектор и инженер Древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетании темного и светлого "свет пожирает мрак". На нашей сетчатке свет отчасти захватывает место, занятое тенью. Первоначальное объяснение явления иррадиации было дано Р. Декартом, который утверждал, что увеличение размеров светлых предметов происходит вследствие распространения физиологического возбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки. Однако это объяснение сегодня заменяется новым, более строгим, сформулированным Гельмгольцем, согласно которому ᴨȇрвопричиной иррадиации являются следующие обстоятельства. Каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика (аберрация, от латинского - отклонение), неточной аккомодации и пр. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тем- ном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона. Эффект иррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован. В силу наличия кругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известных условиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы на светлом фоне - это так называемая негативная иррадиация. Примеров, когда мы можем наблюдать явление иррадиации, существует очень много, здесь нет возможности привести их полностью. Великий итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в своих записках говорит о явлении иррадиации следующее: "Когда Солнце видимо за безлиственными деревьями, все их ветви, находящиеся против солнечного тела, на- столько уменьшаются, что становятся невидимыми, то же самое произойдет и с древком, помещенным между глазом и солнечным телом. Я видел женщину, одетую в черное, с белой повязкой на голове, причем последняя казалась вдвое большей, чем ширина плеч женщины, которые были одеты в черное. Если с большого расстояния рассматривать зубцы крепостей, отделенные друг от друга промежутками, равными ширине этих зубцов, то промежутки кажутся много большими, чем зубцы...". На целый ряд случаев наблюдений явления иррадиации в природе указывает в своем трактате "Учение о цветах" великий немецкий поэт Гёте. Он пишет об этом явлении так: "Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то заключительный нам кажется примерно на '/, меньше ᴨȇрвого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима". Оптико-геометрические иллюзии
Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В ᴨȇреводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, - как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип ᴨȇрсᴨȇктивы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не осознаем, насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления. Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Мюллера-Лайера (см. рис. 2). Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Вᴨȇчатление настолько сильное, что, согласно эксᴨȇриментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого. Цветовая индукция Немного подробнее про цветовую индукцию (возникновение послеобразов Итак, вероятно, вы замечали такой феномен — если смотреть некоторое время (например, минуту) на какой-либо яркий предмет, а потом перевести взгляд на нейтральный светлый фон (например, на потолок), то перед глазами (на потолке) будет цветовое пятно (тот самый послеобраз) похожей формы и контрастного, противоположного цвета. Так, если вы смотрели на красный круг, то перед глазами будет зеленоватое пятно. И, естественно, наоборот. Это и есть цветовая индукция. Более подробно будет в дальнейших статьях. Оптические иллюзии в интерьере Цветовые иллюзии Правильный выбор цвета и цветовых сочетаний – чрезвычайно мощный инструмент в руках дизайнеров. При помощи различных цветов и их насыщенности можно визуально изменять пространство во всех трех измерениях. Разрабатывая дизайн интерьера маленькой квартиры, следует выбирать те цвета, которые зрительно расширяют помещение. К ним относятся белый, бежевый, желтый, голубой, синий, холодный сине-зеленый, люминесцентные оттенки, жемчужный, бледно-зеленый, серый с синевой. Тем, кто предпочитает создать иллюзию более тесной и уютной комнаты следует остановить свой выбор на черном, темно-коричневом, цвете морской волны, фиолетовом, оранжевом, красном. Теплые матовые оттенки обычно также делают комнату менее просторной, в то время как прохладные глянцевые краски зрительно увеличивают ее. Есть также нейтральные цвета, которые практически не изменяют восприятие пространства: зеленый, пурпурно-красный и серый Геометрические иллюзии
Очень просто создавать необходимые оптические иллюзии в интерьере, правильно подбирая геометрию декоративных элементов. Например, горизонтальные линии визуально расширяют комнату, создавая эффект большего пространства, но одновременно зрительно понижают помещение. Вертикальные линии, напротив, сужают пространство, но визуально увеличивая высоту потолков. Не крупные элементы декора также расширяют дизайн интерьера, в то время как большие элементы уменьшают площадь комнаты. Белые объекты на темном фоне визуально делают пространство больше, расширяя и удлиняя его. Если стены комнаты визуально разделить на отдельные сегменты при помощи цвета, молдинга или декора, то комната также будет казаться больше, чем помещение того же размера с однотонными стенами без дополнительных украшений.
Созданию оптической иллюзии в интерьере с низкими потолками поможет использование вертикально расположенного декора (картин и постеров соответствующего формата, длинных торшеров, отдельных полос драпировки на стенах). Световые иллюзии
При использовании оптических иллюзий для визуального изменения пространства существенный эффект может быть достигнут корректным использованием освещения. Хорошо освещенный потолок делает комнату выше, особенно в сочетании с зеркальными панелями на потолке. Использование ламп холодного света, приближенного к дневному, еще больше «поднимет» потолок. Если, напротив, требуется зрительно снизить потолок, то лучше использовать настенные светильники, расположенные чуть выше человеческого роста, с регулировкой светового потока вниз.
Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали (картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т.д.). Одним из выдающихся художников-графиков вовлекающий зрителя в противопоставление иллюзии и реальности являлся Морис Эшер. В своих концептуальных литографиях и гравюрах он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов. Сегодня М. Эшера называют первым интуитивным математиком. Именно он впервые стал изображать фракталы – геометрические фигуры, составленные из нескольких частей. Некоторые миры М. Эшера сосуществуют рядом и никогда не пересекаются («Двойной астероид»). Его вода всё время течет по кругу, воплощая идею “вечного двигателя” («Водопад»). По замкнутым лестницам М. Эшера можно двигаться бесконечно («Восхождение и спуск»). Разнообразны по-своему его работы «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958). На основе оптических иллюзий и восприятия фигур на плоскости и в пространстве, возникает новое направление современного искусства – оп-арт. Это направление появилось в 50-е год прошлого века как геометрическая абстракция. Истоки оп-арта можно обнаружить в конце 20 века, когда были опубликованы статьи немецкого ученого Томпсона. Томпсон создавал иллюзию вращения и движения на плоскости посредством черно-белых концентрических кругов. Естественно, это было исследованием зрительного восприятия, а не оп-арт. Выставки в Париже (1955) и Нью-Йорке (1965) сделали оптические иллюзии всемирно знаменитыми. На выставке 1977 года в Болонье демонстрировались творения Виктора Вазарели, Еннио Финци и других. Купить картину модного художника в стиле оп-арт - считалось престижно и оригинально. Иллюзии зрения возникающие, при восприятии рисунка выполненного в определенной технике, позволяют превратить обычные плоские изображения в движущиеся, объемные композиции. Каждый художник воспользовался этим по-своему. Например, на картине Бриджит Рили «Поток» (1964). Вся её поверхность покрыта тонкими волнообразными линиями. К середине изгибы становятся более крутыми, и здесь возникает видимость отделяющегося от плоскости зыбкого течения. В оптической живописи простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры. Так, в картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964) квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. Иллюзия не могла бы восприниматься без определенно подобранных материалов, цвета, характерных приёмов, тематики и т.д. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя. Чтобы достичь внешних оптических эффектов, художники оп-арта использовали материалы, не относящиеся к живописи (металл, стекло, пластик), но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов — излюбленный приём рекламы и печати, шокирующий и достигающий немедленного результата. В том же духе в дальнейшем будут работать и более позднее поколение художников, они систематизируют предшествующие открытия и умножат области применения оп-арта в повседневной жизни. Начиная с оптических эффектов на картинной плоскости, они будут стремиться систематизировать свои композиционные решения (Дебур Гарсия-Росси, Собрино Ле Парк, Демарко Морелле) и достичь переливающихся эффектов (Морелле, Сото, Стейн); некоторые из них обратят свои поиски в сторону кинетизма (Агам Крус, Диас Сото, Ивараль Варданега, Марта Бото). Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.В наше время оптические иллюзии широко применяются в разных сферах дизайна: графический дизайн, дизайн интерьеров, промышленный дизайн, текстильный дизайн, дизайн одежды. 5. Фронтально-пространственная композиция, её композиционные особенности. Отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии, друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий. Первое - это конфигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фронтально-пространственной композиции выразительнее. Второе важное условие - ритмическое построение композиции. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смешения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп. Из них и складывается простая или сложная фронтально-пространственная композиция. Третье - графическо-пластическая моделировка элементов. Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур, рельефов и разной графики - надписей, знаков, цветных плоскостей и пр. Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет целостность фронтально-пространственной композиции. Однако оно же порой является причиной проявления в ней монотонности. В целях устранения последней требуется достижение в этой композиции пластического разнообразия форм. При чрезмерном же их разнообразии фронтально-пространственная композиция разрушается. Таким образом, главной задачей в ее построении становится установление различия между элементами при достижении их единства. 6Объемно-пространственная композиция Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы. В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном рас положении элементов. Так же выполняет пластическую моделировку и цветовую. Приемы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы. При пластической моделировки решаются следующие композиционные задачи: · выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.), · расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции, · остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные). При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции.
7Глубинно-пространственная композиция Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства - открытость. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над шириной и глубиной пространственная композиция носит вертикальный характер. При относительно небольшой высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей - кубического. Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов. Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах: · центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы, · центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы, · формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов. Планировочный характер глубинного пространства выявляется также за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное членение - в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-пространственной композиции. Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов - «пилястр» или «кулис». Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или, наоборот, к проявлению его монотонности. Поэтому как правило выделяют: передний, средний и задний план композиции. Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство, подобно внешнему объему, может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств - членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков.
|