Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Контраст – нюанс




Приемы формообразования, также как и композиционные приемы «контраст» и «нюанс» подразумевают сравнение двух или нескольких элементов целого по какому-либо параметру.

Контраст – сопоставление противоположных предметных качеств, способствующее их усилению.

Контраст тона: темное пятно рядом с белым кажется еще темнее, а светлое – еще светлее.

Контраст как прием используется в произведениях, требующих моментального, активного воздействия на зрителя (например, рекламный плакат). Именно контраст дает возможность быстрого прочтения темы, информации, сюжета.

Нюанс – минимальная мера сближения противоположных качеств; незначительное различие между качествами формальных средств.

Нюансы тона: темный постепенно приближается к светлому, образуя тоновые градации.

Нюансы обогащают художественную ткань произведения, предполагающего более длительное визуальное восприятие зрителем.

Контраст и нюанс – взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга в гармоничной композиции. Однако, в произведении один из этих приемов всегда доминирует над другим в зависимости от задуманного художественного образа. Так, через контраст художник выражает сильные чувства: бурную радость, оптимистичное, торжественное настроение или, наоборот, какой-то протест, призыв к активным действиям. Нюансы же чаще применяют для передачи ровного, спокойного эмоционального состояния, лирического настроения, плавного, неторопливого развития темы.

Нередко в одном произведении используют сразу несколько видов контраста (нюанса): тона, цвета, формы, направлений, фактуры, размеров и др. Визуальные контрасты могут вызвать ассоциации с противоположными качествами, ощущениями, состояниями человека (жесткий, грубый – мягкий, покладистый; боль, дискомфорт – приятные ощущения и т.д.). Это явление называют психологическим контрастом.

14Средства формообразования «фактура», «текстура».

Форма, как объемно-пространственная структурная организация объекта, возникает в результате содержательного преобразования материала. Поэтому материал – важнейшее средство формообразования.

Природный материал, так же как и искусственный, - это физическая субстанция, обладающая рядом характерных свойств. Они и определяют выбор материала человеком для изготовления изделий. Так, твердость, долговечность камня и пластичность, водонепроницаемость глины с незапамятных времен были замечены людьми, что послужило причиной активного использования этих материалов для различных построек. Дерево – незаменимый материал не только для построения жилища, но и изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода. Широкое применение дерева обусловлено как его доступностью, так и рядом замечательных свойств. Дерево «теплое», приятное на ощупь; оно твердое и достаточно выносливое. Но, наверное, самое большое достоинство дерева – это возможность разнообразной обработки.

Обработкой называют ручное, механическое, температурное, химическое или другое воздействие на материал. Так, например, свойства дерева позволяют его рубить, пилить, тесать, строгать, долбить, прессовать, гнуть, точить, резать и др. Обработка поверхности изделия называется отделкой. Так, поверхность изделий из дерева подвергается шлифованию, полированию, морению, вощению, окрашиванию и т.д. Специфические свойства металла обусловили такие способы технологии его обработки, как плавка, литье, закалка, прокат, резка, ковка и др. Поверхность металлических изделий можно полировать, чеканить, подвергать различному химическому воздействию (оксидирование, чернение, гравирование) и т.д. По металлу, также как и по дереву, выполняют художественные росписи, инкрустации и другие виды декоративной отделки (например, художественная эмаль).

Текстура – рисунок на поверхности материала, который определяет его внутреннее строение (структуру).

Фактура это свойство предметного мира, которое наряду с формой и цветом помогает ориентироваться в окружающей действительности. Это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.

Фактура усиливает выразительность художественного образа благодаря ассоциациям, связанным со зрительными и тактильными ощущениями. Так, агрессивные, жестокие образы чаще всего связаны у нас с блестящими, колючими фактурами. А мягкие, пушистые, шероховатые фактуры ассоциируются с покоем и тишиной. Не случайно для украшения своего жилища человек выбирает «теплые» фактуры: дерево (строганное, полированное, вощеное, расписанное и т.д.), различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, льняное, рогожное и др.), фактуры кожи, меха, войлока, разных тканей, керамики и многое другое.

Фактура в сочетании с формой, цветом, освещением вызывает у зрителя различные эмоциональные ощущения, воспоминания, ассоциации. Поэтому гармоничное согласование фактуры с перечисленными качествами – важная задача художника-дизайнера.Если художник, создающий рельефные и объемные формы, напрямую имеет дело с технологией обработки того или иного материала, то в плоских изображениях фактуру можно только имитировать.

В художественно-творческой и проектной деятельности в качестве средства выразительности используют следующие виды фактурных изображений:1) имитация природных поверхностей (рыбья чешуя, пчелиные соты, кора дерева, птичье оперение и др.);2) имитация фактур, созданных руками человека (кирпичная кладка, вязка, вышивка и др.);3) абстрактные фактуры, созданные путем разнообразного сочетания точек, штрихов, линий, пятен;4) декоративные фактуры – метрически организованные абстрактные фактуры, образующие орнаментальный мотив.

По способу графической интерпретации изобразительные фактуры могут быть решены: а) линейно; б) плоско на контрасте черного и белого; в) плоско на нюансах тонов; г) объемно и т.д.

Цвет и характер художественного материала дают дополнительные выразительные возможности для фактурного решения художественного образа.

15один из аспектов деятельности колориста, базирующийся на способности полихромии радикаль но преобразовывать ощущение объем но-пространственной формы.
В основе Формообразлвания с помощью цвета лежат моно литные формы, которые скорее пред полагают монохромию или полихро мию низкой активности, формы сред ней расчлененности — наиболее ак тивную полихромию, а формы значи тельно расчлененные, как бы раство ряющиеся в пространстве, снова предполагают низкую активность по лихромии, приближающуюся к монохромии. Под активностью полихромии понимается величина контраста меж ду отдельными цветами по цветному тону, светлоте и насыщенности и од новременно контраста очертаний цветовых графов и структурных чле нений формы. Полихромия может обладать различной степенью актив ности (способностью к преобразую щему действию) и возрастает с усиле нием контраста между цветовыми элементами.
Взаимодействие полихромии и структурно-морфологической основы формы может происходить в широком диапазоне от нюанса до контраста.
При этом цвет понимается как свойство формы. Целостная монолит ная форма обладает цветовым един ством. Расчлененная форма мыслится как совокупность отдельных монолит ных форм, каждая из которых имеет индивидуальную цветовую характери стику. Форма с высокой степенью расчленения, составленная из огром ного множества мелких монолитных форм, имеющих собственный цвет, выг лядит обобщенной по цветовой доми нанте, как бы стремится к монохро-мии. В формах средней расчлененно сти, которые занимают промежуточное положение между монолитными и рас члененными и представляют наиболее распространенный вид форм, получа ет развитие полихромии средней и вы сокой степеней активности.
Названная закономерность действу ет в материально-пространственном окружении до вмешательства человека, которому свойственно соблюдать некий баланс пластических и цветовых средств: богатая пластика как бы снимает необ ходимость явного цветового вмешатель ства, которое актуализируется при ску пой пластике формы.

ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ Материал: свойства, обработка, отделка

Форма, как объемно-пространственная структурная организация объекта, возникает в результате содержательного преобразования материала. Поэтому материал – важнейшее средство формообразования.

Природный материал, так же как и искусственный, - это физическая субстанция, обладающая рядом характерных свойств. Они и определяют выбор материала человеком для изготовления изделий. Так, твердость, долговечность камня и пластичность, водонепроницаемость глины с незапамятных времен были замечены людьми, что послужило причиной активного использования этих материалов для различных построек. Дерево – незаменимый материал не только для построения жилища, но и изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода. Широкое применение дерева обусловлено как его доступностью, так и рядом замечательных свойств. Дерево «теплое», приятное на ощупь; оно твердое и достаточно выносливое. Но, наверное, самое большое достоинство дерева – это возможность разнообразной обработки.

Обработкой называют ручное, механическое, температурное, химическое или другое воздействие на материал. Так, например, свойства дерева позволяют его рубить, пилить, тесать, строгать, долбить, прессовать, гнуть, точить, резать и др. Обработка поверхности изделия называется отделкой. Так, поверхность изделий из дерева подвергается шлифованию, полированию, морению, вощению, окрашиванию и т.д.

Специфические свойства металла обусловили такие способы технологии его обработки, как плавка, литье, закалка, прокат, резка, ковка и др. Поверхность металлических изделий можно полировать, чеканить, подвергать различному химическому воздействию (оксидирование, чернение, гравирование) и т.д. По металлу, также как и по дереву, выполняют художественные росписи, инкрустации и другие виды декоративной отделки (например, художественная эмаль).

Текстура – рисунок на поверхности материала, который определяет его внутреннее строение (структуру).

Фактура – это свойство предметного мира, которое наряду с формой и цветом помогает ориентироваться в окружающей действительности. Это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.

Фактура усиливает выразительность художественного образа благодаря ассоциациям, связанным со зрительными и тактильными ощущениями. Так, агрессивные, жестокие образы чаще всего связаны у нас с блестящими, колючими фактурами. А мягкие, пушистые, шероховатые фактуры ассоциируются с покоем и тишиной. Не случайно для украшения своего жилища человек выбирает «теплые» фактуры: дерево (строганное, полированное, вощеное, расписанное и т.д.), различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, льняное, рогожное и др.), фактуры кожи, меха, войлока, разных тканей, керамики и многое другое.

Фактура в сочетании с формой, цветом, освещением вызывает у зрителя различные эмоциональные ощущения, воспоминания, ассоциации. Поэтому гармоничное согласование фактуры с перечисленными качествами – важная задача художника-дизайнера.Если художник, создающий рельефные и объемные формы, напрямую имеет дело с технологией обработки того или иного материала, то в плоских изображениях фактуру можно только имитировать.

В художественно-творческой и проектной деятельности в качестве средства выразительности используют следующие виды фактурных изображений:

1) имитация природных поверхностей (рыбья чешуя, пчелиные соты, кора дерева, птичье оперение и др.);2) имитация фактур, созданных руками человека (кирпичная кладка, вязка, вышивка и др.);3) абстрактные фактуры, созданные путем разнообразного сочетания точек, штрихов, линий, пятен;4) декоративные фактуры – метрически организованные абстрактные фактуры, образующие орнаментальный мотив.

По способу графической интерпретации изобразительные фактуры могут быть решены:

а) линейно; б) плоско на контрасте черного и белого; в) плоско на нюансах тонов; г) объемно и т.д.

Цвет и характер художественного материала дают дополнительные выразительные возможности для фактурного решения художественного образа.

Современные материалы, используемые в дизайне:

Алюминий –является самым распространенным металлическим элементом в земной коре и наиболее широко используемым цветным металлом в мире. В 1930 –х годах алюминий стал излюбленным материалом для многих промышленных дизайнеров. Легкий, гибкий, пластичный, нетоксичный. Устойчивый к коррозии, обладающий прекрасными теплопроводными качествами, алюминий нашел широкое применение в промышленности, от кухонных принадлежностей до самолетов. Алюминевые сплавы можно можно отливать, прессовать, штамповать, подвергать механической обработке и т.д. С постоянно совершенствующейся технологией производства литья и прессования он находит новые и в высшей степени инновационные области применения, от изготовления мебели до производства деталей машин и оборудования.

Углеродный пластик – современный композитный материал, состоящий из графитового волокна, заложенного в эпоксидную матрицу. Этот эластичный материал обладает прочностью и легкостью, что делает его пригодным для производства изделий, требующих минимального количества веса и высокой устойчивости к разрывам. Применяется для производства спортивного снаряжения, защитных шлемов для горнолыжников, в комплектующих гоночных автомобилей, в качестве эксперимента - для изготовления мебели.

 

17 Стилизация

Один из распространенных методов образования формы в дизайне – стилизация. Здесь она понимается не только как имитация того или иного стиля (исторического, этнического и др.), но и как уподобление проектируемого объекта предметам реальной действительности, их предметным качествам: форме, пропорциям, конструкции, пространственному положению, цвету, тону, фактуре и др. с целью достижения наибольшей образной выразительности.

Со стилизацией форм мы встречаемся, как правило, в плоскостных изображениях (узорах, орнаментах, композициях монументального декоративного искусства), в рельефных и объемных изображениях, предназначенных для оформления и декорирования элементов интерьерного пространства, фасада здания, ландшафта и других средовых объектов. В любом случае стилизация обусловлена как образной задачей, так и материалом, технологией изготовления изделий и их функциональностью. Основным приемом стилизации является обобщение формы - подчеркивание существенных сторон стереометрического очертания поверхности и конструкции формы за счет малозначащих деталей. Обобщенная форма выглядит более простой, лаконичной и выразительной.

Декоративная стилизация предполагает не только обобщение формы, но и ее изменение. Например, удлинение пропорций, подобно прорастающему стеблю растения, придает образу утонченность, поэтичность. Плавные, округлые линии, наличие завитков и мелких декоративных деталей, что напоминает бутоны, лепестки цветов, бабочек, экзотических рыбок и птичек, делают образ более легким, радостным, беззаботным, оптимистичным. Упрощение и огрубление форм, тяготение к геометричности, то есть простым геометрическим формам, ведет к ощущению тяжести, значительности, монументальности. Декоративно стилизованная форма обязательно содержит метрически или ритмически повторяющиеся детали, что придает ей упорядоченность и нарядность. Поэтому декоративное изображение часто симметрично или имеет несложный композиционный строй – это позволяет быстро воспринимать сюжетную и образную сторону изображения в их эмоционально эстетической взаимосвязи.

Стилизация форм в дизайне, как творческое переосмысление натуры, в большинстве случаев предполагает использование приема аналогии. Она способствует тому, чтобы результат дизайнерской деятельности был подлинно художественным, отличался оригинальностью, образной выразительностью и вызывал адекватные эстетические переживания у потребителя.

  1. 18 Пропорции, системы пропорционирования.

 

 

Одним из важнейших методов построения выразительной и целостной архитектурной формы является пропорционирование.

Пропорция (лат. proportio) — со­размерность, определенно^ соотно­шение частей между собой. В совре­менной литературе понятие пропор­ции употребляется в трех основ­ных, частично перекрывающих друг друга значениях.

Первое — наиболее близкое к понятию соразмерности — означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Именно это значение имеют в виду, когда говорят о пропорциях какой- либо отдельно. взятой вещи (зда­ния, картины, книги и др.). Про­порция здесь характеризует объект как целое, составляет основу его об­раза. Так, одно только соотношение параметров формы по трем коорди­натам уже способно создать об­раз спокойствия и статичности (куб), динамики (вытянутая призма) и др.

Во втором значении под пропор­цией в архитектуре (так же как и в математике) понимают равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или их частях а в математической форме записывают как а/в = c/d. Это значение понятия "пропорция" используется в подавляющем боль­шинстве работ, посвященных про- порционированию в архитектуре. Из математической записи такого понимания пропорции следует, что здесь в основе образования целост­ной формы лежит принцип геомет­рического подобия.

Пропорционирование как метод количественного согласования час­тей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую за­кономерность, которая способствует достижению эстетической целостно­сти, гармоничности объемно-про- странственной формы за счет объе­динения ее размеров в какую-либо систему.

76 Часть II. Средства архитектурной композиции

Особенности пропорциональных систем тесно связаны со способами строительства и измерения, кото­рые применялись архитекторами той или иной эпохи. В древности пропорциональные системы получа­ли с помощью мерного шнура и кольев путем относительно простых геометрических построений на ос­нове треугольника, квадрата, пря­моугольника или круга.

В Древнем Египте широко ис­пользовалась система пропорциони- рования на основе "священного еги­петского треугольника" с соотноше­нием сторон 3:4:5, позволявшего получать прямой угол и ряд прямо­угольников со сторонами, выражен­ными в простых целых числах (рис. 94).

Система пропорционирования на основе вписанных квадратов да­вала геометрический ряд с отноше­нием 1 : V 2, в котором чередовались иррациональные и целые простые числа (рис.95). Эта система исполь­зовалась как в Египте, так и в бо-

лее поздние времена, например, в средневековье для построения готи­ческих башен; отношение стороны и диагонали квадрата связывают древнерусскую сажень и косую

Система вписанных равносто­ронних треугольников дает ряд на основе двух чередующихся отноше­ний: стороны треугольника к высо­

Рис. 93. Деление от­резка АВ в крайнем и среднем отноше-

Рис. 94. "Священ-

треугольник и про- порционирование на

Рис. 95. Система пропорционирования

квадратов

Рис. 96. Система пропорционирования

равносторонних треугольников

Рис. 97. Система триангулирования Миланского собора

Рис. 98. Система триангулирования в греческой архитек­туре

Рис. 99. Построение ряда Золотого сече-

те (2/ V 3) и высоты к половине сто­роны (v'a) (рис.96). Пропорциониро- вание на основе равностороннего треугольника особенно широко при­менялось в средневековье» где сис­тема триангулирования пронизыва­ла всю структуру готических собо­ров (рис.97), однако отношения, свойственные этой системе, могут быть обнаружены и в архитектуре других эпох, например, в архитек­туре Древней Греции (рис.98).

Золотой прямоугольник может быть получен построением квадрата АВСД, как показано на рис.96,а,б. Если рассматривать квадрат как часть полученного прямоугольника, то стороны оставшегося прямо­угольника будут соотноситься в зо­лотом сечении. Этот процесс можно повторить, чтобы получить ряд зо­лотых прямоугольников (рис. 99). В золотом отношении находят­ся стороны равнобедренных тре­угольников,, с углами 36°72° и 72° или 108? 36" и 36°. Поскольку диаго­нали правильного пятиугольника

рассекают его на треугольники именно с такими углами (рис. 100), ряд золотого сечения может быть получен также на основе пентаг­раммы — пятиугольной звезды, об­разованной продлением сторон пра­вильного пятиугольника (рис. 101) или звездчатого десятиугольника (рис. 102). Ряд золотых отношений неоднократно обнаруживались мно­гочисленными исследователями в памятниках архитектуры Египта, Греции, Рима, Русского и Западно- Европейского средневековья, Ренес­санса.

Перечисленные системы пропор- ционирования являются геометри­ческими, в числовом выражении они менее удобны в использовании, так как включают иррациональные числа. Однако существуют пропор­циональные системы, основанные на числовых (арифметических) приемах согласования частей и це­лого; это так называемые модуль­ные системы. Простейшим приме­ром модульной системы является

Глава 6. Пропорции 71

72 Часть II. Средства архитектурной композиции

масштабная сетка, в которую впи­сываются как общий абрис, так и детали сооружения. Модульная сис­тема пропорционирования предпо­лагает существование модуля — ус­ловной единицы измерения. Мо­дульные пропорции широко приме­нялись на протяжении всего разви­тия архитектуры. Наиболее ярким примером модульной системы про­порционирования является построе­ние античных ордеров, в которых в качестве модуля используется либо диаметр, либо радиус колонны (рис. 103). Применяемая в нашей стране модульная система (ЕМС) так же использует единый модуль (М = 100 см), на основе которого путем его членения или умножения получают все принятые в строи­тельстве размеры.

Пропорционирование может быть использовано в двух основных направлениях: как метод создания целостной формы и как метод вы­явления закономерностей построе­

ния уже созданных архитектурных форм. При этом следует понимать, что закономерности, выявленные в уже созданных архитектурных формах, далеко не всегда осознанно применялись их создателями. Сле­дует также помнить, что пропорци­онирование — достаточно сильное, но далеко не единственное средство гармонизации архитектурной фор­мы и поэтому одно только совер­шенство пропорции еще не являет­ся гарантом получения совершенно­го архитектурного произведения.

кнутыми, то подключая простран­ство (в пределах данной формы), можно наблюдать переход компози­ции из пространственной в массив­ную, и наоборот.

Массивность передает зритель­ное ощущение тяжести, веса. Ощу­щение тяжести и легкости компо­зиции зависит не только от степени ее массивности, но и от характера ее пропорций, а также членений, их формы, выноса, расположения (рис. 356, 357).

В зависимости от распределения массы может возникнуть ощущение устойчивости или неустойчивости. Устойчивость может быть передана нарастанием нагрузки книзу ,(рис. 358), утолщением опорных 'элементов (рис. 359), их наклоном.

Пространственность и массив­ность являются основой для таких понятий, как структурность, конст­руктивность, тектоничность формы.

 

Макет дает представление о пространственных связях и отно­шениях объемных элементов. По­нятия о тектонике, этой сложной эстетической категории, в объемно- пространственной композиции ха­рактеризуются в основном такими

категориями, как устойчивость, легкость, тяжесть и монолитность формы (см. рис. 353, 357). Макеты хорошо передают легкость формы, ее прочность и устойчивость (рис. 360). В задачи композицион­ных упражнений не входит переда­ча особенностей определенных стро­ительных материалов, которые влияют на тектонику в реальной архитектуре. В макетах в какой-то мере только имитируются их осо­бенности. Так, макеты, передаю­щие массивный характер компози­ции, имитируют тектонические свойства монолитного бетона, кир­пича, камня; макеты-структуры — тектонику металлических, железо­бетонных или деревянных конст­рукций.

15один из аспектов деятельности колориста, базирующийся на способности полихромии радикаль но преобразовывать ощущение объем но-пространственной формы.
В основе Формообразования с помощью цвета лежат монолитные формы, которые скорее пред полагают монохромию или полихромию низкой активности, формы сред ней расчлененности — наиболее ак тивную полихромию, а формы значительно расчлененные, как бы растворяющиеся в пространстве, снова предполагают низкую активность полихромии, приближающуюся к монохромии. Под активностью полихромии понимается величина контраста между отдельными цветами по цветному тону, светлоте и насыщенности и одновременно контраста очертаний цветовых графов и структурных членений формы. Полихромия может обладать различной степенью активности (способностью к преобразу щему действию) и возрастает с усилением контраста между цветовыми элементами.
Взаимодействие полихромии и структурно-морфологической основы формы может происходить в широком диапазоне от нюанса до контраста.
При этом цвет понимается как свойство формы. Целостная монолит ная форма обладает цветовым един ством. Расчлененная форма мыслится как совокупность отдельных моноли ных форм, каждая из которых имеет индивидуальную цветовую характери стику. Форма с высокой степенью расчленения, составленная из огром ного множества мелких монолитных форм, имеющих собственный цвет, выг лядит обобщенной по цветовой доми нанте, как бы стремится к монохро-мии. В формах средней расчлененно сти, которые занимают промежуточное положение между монолитными и рас члененными и представляют наиболее распространенный вид форм, получа ет развитие полихромии средней и вы сокой степеней активности.
Названная закономерность действу ет в материально-пространственном окружении до вмешательства человека, которому свойственно соблюдать некий баланс пластических и цветовых средств: богатая пластика как бы снимает необ ходимость явного цветового вмешатель ства, которое актуализируется при ску пой пластике формы.

 

 

19Макет (модель)1

 

в архитектуре — одно из средств выражения архитектурной мысли, способ передачи информации об архитектурной форме; в отличие от чертежа — объемное изображение формы и ее элементов. Понятие "модель" и "макет" в архитектурной термино-логии часто употребляется в одинаковом значении, однако необходимо пояснить их определившееся в последнее время смысловое различие. Модель архитектурного сооружения и архитектурный макет не одно и то же, их назначение и форма выполнения различны.
Модель — натуралистическое законченное изображение в уменьшенном размере архитектурного сооружения со всеми деталями, с имитацией цвета, материала (иногда выполненное в материале проектируемого сооружения). Модель яв-
1Слово "Модель" (франц. modele) произошло от латинского слова "modulus". Его первоначальное значение было связано со строительным искусством. В дальнейшем его стали использовать в практике изобразительного искусства. Во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца, прообраза или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Это самое общее значение слова "модель", видимо, послужило основанием с развитием наук и их все большей дифференциацией использовать его в качестве научного термина в наука» математических, естественных, технических, социальных. В любом современном виде деятельности этот термин имеет большое распространение. Слово "макет" (франц. maguett) используется помимо архитектуры в полиграфическом деле, искусстве театра, кино.
ляется приложением к готовому проекту. Сюда же относится и модель — макет. Выполняется со всеми деталями, но в однородном материале, внимание фиксируется только на композиции сооружения.
Макет — временное обобщенное представление в крупных массах и относительно отвлеченных формах, несущие в себе (предполагающее) обобщенное функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу. Макет выполняется в однородном материале (как правило, в бумаге) и бывает двух видов: рабочий и выставочный.
Макетирование2 — творческий процесс поиска архитектурной композиции. В работе над проектом (реальным или учебным) макет, преобразуясь в определенной последовательности, является звеном процесса проектирования.

 

20.Роль макетирования в изучении объемно-пространственных форм.

 


Макетирование в курсе ОПК преследует цели изучения в практических упражнениях вопросов формообразования, развития объемно-пространственного мышления, обучения технике макетирования.
2В работах, исследующих деятельность архитектора в широком аспекте, макетирование как метод в процессе проектирования часто определяется как объемное, макетное моделирование в отличие от плоскостного, графического.
Уже говорилось, что в работе над композицией изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие, и что упражнения по ОПК это отвлечение от ряда конкретных сторон содержания архитектуры, все средства гармонизации раскрываются в них на уровне понятий, т.е. обобщений, отвлеченных от частных форм проявлений. Абстрагирование от конкретного содержания дает лишь сравнительный анализ формы и все принципы рассматриваются в относительном значении [18]. Система понятий композиции построена по принципу сопоставления: массивность — пространствен- ность, симметрия — асимметрия, динамика — статика, контраст — нюанс и т.д. и характеризуется изменением свойств формы и положением ее в пространстве. .
В упражнениях понятия и принципы формообразования раскрываются не изолированно, а син-тезируются в процессе создания композиции в чувственно-образную форму. Они не могут быть разделены, так как . обусловливают друг друга. Так, линия, поверхность, масса являются понятиями о первичных свойствах формы и одновременно материальной основой ее создания; первичные свойства формы являются исходными для понятий более высокого порядка, таких, как соподчиненность, пропорции и т.п., которые в свою очередь служат основой для таких эстетических качеств архитектуры как структурность, тектоничность, масштабность.
Архитектурная форма, ее свойства и средства достижения выразительности создают основу восприятия^ в архитектуре форма является объектом . смысла для зрителя. Информационный код — сама форма [27]. Макет, как предметный носитель образа, организует восприятие формы. Восприятие силуэта и восприятие массы различно: если
силуэт воспринимается в дух измерениях, то масса воспринимается в пространстве. Преимущество макетного метода перед графическим — в наглядности поиска композиции объемной формы, во взаимосвязи с пространственным ее положением.
Как уже говорилось, на соотношениях "дальше — ближе" построены такие категории ОПК как фронтальность, объемность, про- странственность, которые наглядно раскрываются в упражнениях на виды композиции, основная задача которых — показать зависимость пространственного решения от взаимоположения составляющих композицию элементов, что достигается взаимодействием масс элементов на основе их соподчинения и уравновешенности (рис. 352).
В композиционном упражнении ставятся две задачи: построить определенный вид композиции и добиться ее максимальной выразительности, используя минимальное число средств.
Обобщенная трактовка формы в виде простых геометрических тел обеспечивает ясность восприятия пропорций элементов, соотношения их массы с пространством. Говоря о выразительности композиции, построенной из геометрически определенных форм, Ле Корбюзье так определял свое отношение к этому: "Посреди хаотической картины окружающей нас природы геометрия создала чудесные по ясности, выразительные по духовному богатству знаки, смысл которых доступен нашему восприятию" [28, с. 227].
Ограничение средств в упражнениях прямоугольными элементами учит искать выразительность в формах казалось бы многократно виденных. Мис ван дер Роэ писал: "Если бы человек калсдый день изобретал что-нибудь новое, мы никуда бы не ушли. Ничего не стоит придумать интересные формы, но требуется очень многое, чтобы их разработать"
Четкое взаимодействие массы и пространства благодаря использованию параллелепипеда позволяет легко проследить изменение характера композиции, а также ее вида при изменении положения элементов.
На макете видна взаимосвязь между монолитным и пространственным состоянием формы. Например, композиция, где плоскости образуют замкнутый со всех сторон объем (рис. 353), имеет массивный характер.. Если же плоскости ограничивают форму не со всех сторон и в композицию включено про
странство, то в этом случае передает пространственный характер композиции (рис. 354, 355). Де-лая эскизные макеты то более замкнутыми, то подключая пространство (в пределах данной формы), можно наблюдать переход композиции из пространственной в массивную, и наоборот.
Массивность передает зрительное ощущение тяжести, веса. Ощущение тяжести и легкости композиции зависит не только от степени ее массивности, но и от характера ее пропорций, а также членений, их формы, выноса, расположения (рис. 356, 357).
В зависимости от распределения массы может возникнуть ощущение устойчивости или неустойчивости. Устойчивость может быть передана нарастанием нагрузки книзу ,(рис. 358), утолщением опорных 'элементов (рис. 359), их наклоном.
Пространственность и массивность являются основой для таких понятий, как структурность, конструктивность, тектоничность формы.
Макет дает представление о пространственных связях и отношениях объемных элементов. По-нятия о тектонике, этой сложной эстетической категории, в объемно- пространственной композиции характеризуются в основном такими
категориями, как устойчивость, легкость, тяжесть и монолитность формы (см. рис. 353, 357). Макеты хорошо передают легкость формы, ее прочность и устойчивость (рис. 360). В задачи композиционных упражнений не входит передача особенностей определенных строительных материалов, которые влияют на тектонику в реальной архитектуре. В макетах в какой-то мере только имитируются их особенности. Так, макеты, передающие массивный характер компози-ции, имитируют тектонические свойства монолитного бетона, кирпича, камня; макеты-структуры — тектонику металлических, железобетонных или деревянных конструкций.

 

Тектоничность — соответствие формы конструкции, при таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования, означает художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме. Такой принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера, то есть тектоника это соотношение несущих и несомых частей сооружения, выражена в пластических формах.

Тектоника сооружений возникает из конструкции и работы материала .

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 850; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты