Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Модулор




В модулоре Ле Корбюзье каждое последующее членение связано с предыдущим "золотым сечением". Понятие "золотого сечения" восходит из глубокой древности. В геометрии Эвклида оно определено как деление отрезка в крайнем и среднем отношениях, то есть деление отрезка, при котором величина большей его части является средней пропорциональной всего отрезка и его меньшей части. Введем обозначения: целое - С, большая часть - а, меньшая - b. Правило "золотого сечения" выступит как соотношение С/а=а/b. Это соотношение является иррациональным. Распространенным и достаточно точным выражением его являются такие величины: a = 0,618; b = 0,382.

Приближенные целочисленные значения "золотого сечения" можно получить при помощи чисел ряда Фибоначчи, в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21… . Из этих числе составляется ряд целочисленных отношений: 1: 2; 2 : 3; 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13; 13 : 21;… В ряду, начиная с отношения 5 : 8, все последующие выражает "золотое сечение". Любое тело, предмет, вещь, геометрическая фигура, соотношение которых соответствует "золотому сечению", отличаются строгой пропорциональностью и производят наиболее приятное зрительное впечатление. В садово-парковом искусстве применение правил пропорциональных соотношений затруднено в связи с тем, что растительность, развиваясь, увеличивается. Но, тем не менее, соотношения высоты растительной группировки и площади экспозиции, а также растений внутри группировки, растительности и архитектурных сооружений, ширин дорожек и цветников, мельчайших деталей композиции должны строиться в соответствии с правилами применяемых систем пропорций.

"Золотое сечение"

Соотношения форм по геометрическому строению. Этот тип соотношений возникает при сопоставлении прямолинейных (геометрических) и криволинейных (живописных) форм, то есть природных и искусственных форм. Соотношения по геометрическому строению характеризуются понятием пластичности, или, другими словами, гармоничным соотношением форм и линий. Примером пластического решения в садово-парковом искусстве является умелая вертикальная планировка, или геопластика, с помощью которой достигается гармоническое сочетание особенностей рельефа, дорог, малых архитектурных форм и растительности. Соотношения форм по их положению в пространстве парка. Они имеют решающее значение в создании глубинно-пространственной композиции, ибо садово-парковое строительство - это искусство больших пространств. Соотношения этого типа регулируются чередованием открытых и закрытых пространств, глубинным построением пейзажей, линейной и воздушной перспективами. Открытие и закрытие пространства следует чередовать. При этом необходимо учитывать, что открытые пространства действуют возбуждающе, а закрытые - успокаивающе. Полноценное восприятие пространства в движении обеспечивается при условии, что его протяженность равна 150-200 м. Глубинная многоплановая композиция, воспринимаемая с видовой точки, называется пейзажем парка. Наиболее эффектен пейзаж, который укладывается в поле нормального видения, то есть в пределы конуса, образованного треугольником, угол которого равен 15-18,5 .

В пейзаже различают передний, средний и дальний планы. Передний план - начало перспективы. Он очерчивается алей, террасой, беседкой, видовой площадкой, одиночными деревьями или древесными группами. Средний план оформляется главным образом опушкой массива, древесными группами или одиночными деревьями. На дальнем плане обычно доминирует характерный объект, декоративная растительная группа или опушка массива с вертикально выделяющимся силуэтом. Силуэт в садово-парковой композиции - это контурное очертание декоративных растительных группировок на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое пространственно извне или изнутри, но всегда на дальнем плане. Парк без выразительного силуэта безлик и уныл. Вертикальные акценты и доминанты необходимы для создания запоминающегося образа парка, отличающего его от всех других. Большое значение имеет оформление видовой точки пейзажа. Обычно обрамление перспективы, называемое рамкой, образуют зеленые кулисы. Для сосредоточения внимания зрителя на определенном пейзаже необходимо создание фокуса пейзажа. Это может быть активное в эстетическом отношении дерево, садово-парковое сооружение или декоративный элемент. В зависимости от взаимного расположения различных планов перспективы пейзажи могут быть малой (50-100 м), средней (100-400 м) и большей (свыше 500 м) глубины.

Пейзажи различной глубины создают на основе законов линейной и воздушной перспектив. Законами линейной перспективы обусловлены изменения величины и формы парковых элементов и растительных группировок в зависимости от расстояния между зрителем и объектом. С удалением предметы уменьшаются в размере, превращаясь в точку на горизонте. Учитывая это, можно уменьшать или увеличивать глубину паркового пейзажа, изменять размеры его отдельных элементов. ..

10«Масштаб», «масштабные шкалы». Модульная сетка

Масштаб – система членения целого на части и расположения этих элементов с целью создания определенного впечатления: «героического», «камерного» и т.д.

Чем меньше членений, чем реже их ритм, тем значительнее, мощнее кажется средовая система, чем их больше, тем она делается миниатюрнее.

Возникает зрительная иллюзия: рост числа членений, размельчая масштаб, одновременно иллюзорно увеличивает размеры объекта, а отсутствие членений делает его зрительно меньше истинной величины. Такое свойство масштаба иногда специально используется дизайнерами. В других случаях, когда подобные ошибки восприятия нежелательны, дизайнеры осознанно применяют в средовом объекте несколько масштабных шкал одновременно (например, в гостиной «Стеклянного дома» П.Шаро).

Принцип наложения масштабных шкал:

а) общий вид;

б) пространственное строение («архитектурный масштаб»);

в) крупная пластика («масштаб деталей и оборудования»);

г) трактовка поверхностей («масштаб фактур и декора»).

Модульная сетка-Это невидимый скелет вашего дизайна – система горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.

Модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, будь то бланк, визитка, постер, книга, сайт, интерьер, сохраняя во всех его элементах единство стиля.

Масштабность — это эмоциональная оценка масштаба архитектурной формы. "Диапазон ее масштабной шкалы велик, элементы многообразны: архитектурные объемы и пространства, малые формы, формы пластических искусств, дизайна, природы". Масштабность - это подвижное понятие. Оно исторически обусловлено и связано с реальными потребностями человека. Основой возникновения масштабных представлений человека в архитектуре явились величина и форма разумно организованного внутреннего пространства и внешней формы. Большое влияние на оценки масштабности оказывают и привычные представления человека, отложившиеся в его памяти, основанные на уровне его знаний. Понятие о масштабе формы складывается, исходя из первичных масштабных представлений об объекте данного типа, на основе перцепции его абсолютной физической величины и соотношения целого и элементов формы, на основе восприятия взаимосвязи сооружения с окружающей средой, при участии автоматически действующих указателей масштаба и" неизбежно возникающих ассоциаций.
11Приём формообразования: «Симметрия – асимметрия»

Симметрияабсолютное или приблизительное сходство двух, трех и более частей изображения относительно условных точек (центров), линий (осей) или плоскостей, определяющих конструктивную основу композиции.

Симметрия относительно:

а) центра;

б) оси;

в) плоскости.

Симметрия достигается:

а) зеркальным отражением;

б) поворотом («ложная» симметрия);

в) параллельным переносом

Абсолютное сходство – геометрическая симметрия (архитектура, декоративно-прикладное искусство, промышленный и графический дизайн); приблизительное сходство – образная симметрия (станковые произведения живописи, графики, ДПИ, различные виды дизайна).

Понятие, противоположное симметрии – асимметрия.

Асимметрия– несовпадение частей композиции относительно любых центров и осей симметрии.

Симметрия и асимметрия, использованные для построения композиции любого дизайн-объекта, служат разным образно-выразительным задачам. Гармонично организованная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Симметрия усиливает ощущение устойчивости, стабильности и покоя, в специальных случаях – торжественности, весомости, основательности, значительности. Симметрия всегда задает композиции лаконизм и ясность.

Асимметричная композиция требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Прием асимметрии, как правило, делает композицию более живой, динамичной, неспокойной. Асимметрия уже содержит в себе внутренний конфликт, поэтому она хорошо подходит для передачи сильных чувств, стремления к переменам, дальнейшему прогрессу. Не случайно в современных дизайнерских решениях симметрия все больше уступает место асимметрии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты