КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ И В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».Человек— понятие самое общее, родовое. Когда употребл-ся термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Индивидпонимается как отдельный, конкр. человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ — неделимый, конечный). Индивид-стьможет определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психол-ом, соц-ом и др. Понятие личностьвводится для подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на соц-ом начале. Личность— это целостность соц-ых свойств человека, продукт общес-го развития и включения индивида в систему соц-ых отношений посредством активной предметной деятельности и общения. «Личность - целостность соц-ых свойств человека, продукт общес-го развития и включения индивида в систему соц-ых отношений посредством активной деятельности и общения» (В. Ядов). Неотъемлемыми чертами личности явл-ся: самосознание, цен-ые ориентации, соц-ые отношения, ответ-сть, определенная автономность от государства и общества. Социальные качества конкретной личности представляют собой сложный комплекс, поскольку в процессе развития от биологического организма до личности как социального субъекта участвуют различные факторы. Первая группа факторов — социокультурные предуказания. Вторая группа факторов — биологические, врожденные свойства индивида, которые прямо или косвенно обусловливают индивидуальные особенности личности, содействуют или препятствуют ее социальному успеху, достижениям.Третья группа факторов — овладение индивидом коллективного опыта и наработка индивидуального опыта в процессе социализации. Носителями коллективного опыта являются родители, учителя, писатели, работники системы образования, ученые, журналисты и др. В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Социализация личности - процесс формирования личности в определенных соц-ых условиях, процесс усвоения человеком соц-го опыта, в ходе которого человек преобразует соц-ый опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: — сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; — изменение себя, «стать как все»; — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Различают 2 основные формы социализации: · ненаправленная социализация – стихийное, «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении – кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе, рынке и т. п.; · направленная социализация – специально разработанная институтами общества система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе ценностями, идеалами, интересами и целями. Личность обладает опред-ой социально-психологической структурой. В концепции 3. Фрейда выд-ся 3 структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) – бессознат-ая инстанция, в которой сосредоточены все прир-ые, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это 4 основных влечения - питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логич-им законам мышления. Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с 2-я принципами: 1) рациональности (разумности); 2)реальности. Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида. Если эти 3 подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков. В своих взаимодействиях с др. людьми, для сохранения своей индивид-ти, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами: связанностью с другими; свободой от ограничений. Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития соц-ых качеств, составляющих главное соц-ое содержание личности.
|