Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Концепция идеальных типов М. Вебера




Идеальный тип – это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема, близок к идеальной модели, которой пользуется естествознание. Это способ систематизации и упорядочения конкретного материала. Идеальный тип позволяет понять эмпирическую реальность путем сравнения ее с идеальным типом. Идеально-типические конструкции — это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы: «экономический обмен», «экономический человек», «ремесло», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», «средневековое городское хозяйство.

Вебер выделяет исторический и социологический идеальные типы.

Исторический (генетический) идеальный тип служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений отражает живую историю‚ уникальные исторические конфигурации. Пример: «средневековый город», «кальвинизм», «методизм», «культура капитализма» и пр. все они образованы подчёркиванием одной из сторон эмпирически данных фактов.

Социологическиеидеальные типы как инструменты социологического исследования должны быть более общими и могут быть названы «чистыми идеальными типами». Так социолог конструирует модели господства, встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. Чистые типы пригодны в исследовании тем больше, чем они дальше от действительных, эмпирически существующих явлений.

Понятие социального действия и проблема «понимания» в социологической теории М. Вебера

«Социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании».

Социальное действие подразумевает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других) без которого действие не может рассматриваться как социальное, т.е. действие д.б. значимо для индивида и др людей.

Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное «социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено: 1) целерационально, то есть через ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как условия или как средства для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рационально, то есть через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха; 3) аффективно, особенно эмоционально – через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционно, то есть через привычку».

Следует обратить внимание на то, что два последних вида действия - аффективное и традиционное – не являются социальными действиями в собственном смысле слова, поскольку здесь мы не имеем дела с осознанным смыслом. Только ценностно-рациональные и целерациональные действия есть социальные действия в веберовском значении этого слова.

Реально протекающее поведение индивида, отмечает Вебер, ориентировано, как правило, в соответствии с двумя и более видами действия. В разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в традиционных обществах преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальном – целе- и ценностно-рациональный с тенденцией вытеснения второго первым.

Вебер является одним из самых ярких критиков экономического детерминизма. Кроме того, он внес огромный вклад в изучение классовой структуры общества, которая, на его взгляд, формируется не только на основе экономических отношений, Кроме экономических классов существуют статусные группы. Статус, престиж в обществе оказывает не меньшее воздействие на положение индивида в рамках социальной структуры, чем количество денег в его кармане.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты