КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология религии М. ВебераИсследования Вебера в области социологии религии, начатые с изучения протестантизма, завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвящёнными анализу индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма и т.д. В работе Вебера над проблемами религии условно можно выделить два этапа На первом этапе, в период работы над «Протестантской этикой», веберовский интерес к религии ограничивается главным образом вопросом о том, какую роль сыграло изменение религиозной этики, обусловленное возникновением и развитием протестантизма, в становлении современного капитализма, и шире – в проведении в жизнь принципа рациональности. Предметом исследования у Вебера становится поэтому связь между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Как влияют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности и, главное, на формы её мотивации, как, далее, те или иные типы ведения хозяйства «деформируют» религиозно-этические принципы –одна из главных тем при исследовании мировых религий. При этом основным средством анализа является сравнение: этого требует его метод идеального типизирования. Основанием сравнения служит прежде всего степень рационализации экономической деятельности, допускаемая той или иной религиозной этикой. Степень рационализации обратно пропорциональна силе магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии. Пара противоположностей «рациональное - магическое» является одним из инструментов анализа в «Хозяйственной этике мировых религий». Второйважнейший аспект– это сосредоточенность его на роли необычных, сверхъестественных способностей индивида, благодаря которым он в состоянии быть магом, шаманом, пророком, основателем новой религии. Эти способности (индивидуальная харизма) представляют собой огромную социальную силу, но силу иррациональную, которую он противопоставляет рациональным факторам. Предмет исследования: он изучает главным образом религии развитых обществ, то есть мировые религии, предполагающие сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделённой ясным самосознанием. Хотя ритуально-культовый момент имеет место и в мировых религиях, но в той мере, в какой здесь ослабляется групповое начало и выделяется индивидуальное, возрастает значение догматических и этических элементов по сравнению с обрядовыми и ритуальными. Магические элементы наиболее характерны для религии земледельческих народов и – в рамках высокоразвитых культур – для крестьянского сословия; вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия; рационалистический характер носит религия городских сословий, в частности ремесленников, которые меньше, чем земледельцы, зависят от внешних природных условий и в большей степени – от ритмически правильного, рационально организованного трудового процесса. Однако поскольку мировые религии, как правило, возникают и распространяются не среди одного только сословия, то в них присутствует в своеобразных сочетаниях целый ряд различных моментов. Вебер являет собой пример социолога, чей интерес направлен на (разные сферы социальной жизни. В частности, он внес вклад в раз-(витие социологии религии (в этом его значение уникально), а также (социологии права, городской социологии, социологии музыки, социологии бюрократии и др. Благодаря Веберу были заложены основы более комплексного понимания взаимоотношений между материальной и духовной сторонами жизни общества. Учение Вебера неоднозначно, и оно трактовалось по-разному разными социологическими школами.
|