Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ (Т. ПАРСОНС, Р.МЕРТОН).




Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современной социологии. Его называют первой социологической теорией, возникающей самостоятельно, без опоры на существовавшие философские доктрины. Возник в начале 30-х годов, не потеряв актуальности и сейчас. Создатели – Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (род.1910). Идеи структурного функционализма в большей мере присущи англо- американской социологии.

Основные идеи структурно – функционального подхода:

1.Общество – это целый единый организм, состоящий из множества частей, систем: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. они не связанны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями индивидов в системе. Таким образом, системы не состоят из людей, в системах люди только участвуют.

2.Каждая часть общества может существовать только в рамкам целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

3.Функции частей – это удовлетворение каких – либо общественных потребностей. Вмести они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4.Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части другим частям труднее восполнить нарушенные функции.

5.Для обеспечение стабильности общества необходим развитый механизм социального контроля. Социальный контроль осуществляют органы политического управления, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

6.Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

Предметом изучения функционалистов является, таким образом, функционирование основных социальных институтов, а не поведение индивидов. Общество у функционалистов - это совокупность социальных статусов, а не людей.

По мнению Парсонса, любая общественная система имеет две основные ориентации, которыми он назвал «осями ориентации». Первая ось: внешнее – внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное – консуматорное. Это означает, что ориентация систем связанна либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, перспективным потребностями и целями.

Из положение этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптаций, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации, включая институт образования. Указанные категории, по Парсонсу, пригодны для описания любых систем на любых уровнях, причем более общие системы дифференцируются, выделяя подсистемы, сосредоточивающиеся на выполнении одного из четырех указанных функциональных императивов.

Функционалистская теория стратификации показывает, что система стратификации способствует поддержанию стабильности и порядка в обществе. Парсонс утверждал, что:

- различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы социальная жизнь была упорядочена;

- существуют «естественная» стратификация людей в обществе, так как люди от рождения имеют разные способности и таланты. В развитых странах стратификация осуществляется обычно на основании индивидуального успеха и напряженной работы, поэтому самые трудолюбивые и способное люди занимают более высокое положение, имеют более высокий заработок и заслуживают больший авторитет;

- система стратификации, когда люди с более высокими заработками пользуются большим уважением, чем другие рассматривается как неизбежная и справедливая;

- власть высших социальных слоев рассматривается как законная, так как она осуществляется с целью принести пользу обществу.

Эти положения подвергаются критики, потому что:

- в результате стратификации возникает группы имущих и неимущих, а разногласия между ними могут стать причиной нестабильности в обществе;

- функционализм предполагает, что люди руководствуются только материальными соображениями, однако многие талантливые люди выбирают низкооплачиваемую работу потому, что она им интересна, потому что это их призвание;

- не всегда, те кто имеет высокую квалификацию, могут «пробиться» на высокооплачиваемую работу. Существует явление «самопополнения», или «самовоспроизводства», привилегированных слоев общества. То есть те, кто занимает эти посты, является выходцами из одного слоя или одних семей. Талантливым спецалистам из других слоев трудно «пробиться» в круг элиты;

- люди, обладающие властью, в общем, действуют не всегда в интересах общества, а преследуют свою выгоду, часто в ущерб другим.

Р. Мертон сосредоточил свое внимание на теориях среднего уровня. Его вклад в социологию состоит в том, что он отошел от общесоциологической теории в сторону теорий среднего уровня, которые более доступны для исследования, проверки и управления социальными процессами.

Хотя Мертон и Парсонс оба связанны со структ-м функцион-ом между ними существуют значительные различия. Во 1-х: если Парсонс отстаивал создание крупных всеобъемлющих теорий, то Мертон в большей степени, чем Парсонс, поддерживал марксискую теорию. Фактически м считать, что Мертон и некоторое его студенты в политич-м смысле придали структур-му функцион-му более другой оттенок.

Мертон критиковал положения, которое считал 3-я основными постулатами функционал-го анализа. 1-й постулат утверждает универсал-й функцион-зм общества. Согласно этому постулату, все стандартизиров-ые соци-е и культур-е утверждения и обычая имеют функцион-ое значение для общества. Согласно этому постулату, все стандартизиров-е соц-е и культур-е убеждения и обычаи имеют функцион-е значение для общества в целом и для индивидов в частности. Это значит что различные элементы в соц-й сис-мы д обладать высоким уровнем интеграции. Однако Мертон утверждал, что хотя это м б верно по отнош-ю к небольшим, примитивным общес-ам, нельзя делать обобщения применительно к более крупным и сложным общностям.

2- йпостулат гласит об универсал-й функцион-ме. Утвержд-ся что все стандартизо-ые соц-е и культу-е формы и стру-ры выполняют позитив-е функ-и. Мертон доказал, что это противоречит тому, что мы видим в реальном мире. Ясно, что не каждая струк-ра, обычай, идея, убеждение и т.д. выполняют позити-е функ-и. Напр-ер неистовый национализм м б крайне дисфункционален в мире быстро распростран-го ядерного оружия.

3- йпостулат – постулат необходимости. Здесь утвержд-ся, что все стандартизированные аспекты общества не только выполняют позитив-е функ-и, но так же представляют собой необходимые элементы функционир-я целого. Этот постулат подводит к идее, что все струкультуры и функ-и функцион-но необходимы для общества.

Еще Мертон считал, что не все структуры необходимы для функционир-я социальной системы. Некоторое элементы соц-й системы можно исключить. Это помогает функцион-й теории преодолеть еще один из ее консерватив-х для значимых соц-х измен-й. Наше общество, напр-р, м продолжать существовать с устранением дискриминации различ-х меньшинств.

Структурный функционализм оценивается как специфический метод научной мысли. В этом качестве он оказывается эффективным при изучении любых функциональных систем. Широко используется в эмпирических научных исследованиях. Теоретические и методологические положения Парсонса продолжают разрабатываться и подвергаться критическому осмыслению и уточнению в работах нового поколения зарубежных социологов.

Критика функционализма сводиться к следующему: внеисторический подход к изучению общества, которое рассматривается статично, вне динамики развития; неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическая ориентация на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов; неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

13. ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Конфликты в обществе существовали на протяжении всего существования этого общества. Конфликты изучали Н. Макиавелли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А. Смит, Г. Гегель, а также многие другие мыслители.

Однако вплоть до конца XIX века конфликт рассматривался либо в самом общем плане – как одно из проявлений более общего феномена – противоречия, и даже как категория, охватывающая не только человеческие дела, но и природные процессы.

К. Маркс, утверждал, что главной причиной развития постпервобытного общества является борьба классов. Маркс указал на то, что причины появления и развития классов — экономические: развитие производства, появление общественного разделения труда и прибавочного продукта, развитие товарного обмена, появление частной собственности и имущественного неравенства людей, разделившего всех людей на два класса — имущие, эксплуататоры, управляющие, богатые и неимущие, эксплуатируемые, управляемые, бедные.

Маркс выделил в истории человечества три общественно-экономические формации, в которых движущими силами является борьба классов: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.

В основе классовой борьбы лежит антагонистическое (непримиримое) противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми, возникающее из коренной противоположности их экономического и политического положения в обществе. В этой борьбе классы стремятся реализовать свои интересы (стремления), поэтому борьба является не случайной, а необходимой. Классовая борьба как главная форма социальных конфликтов считается Марксом необходимым и положительным моментом человеческой истории, высшим проявлением которой является социальная революция.

В каждой антагонистической формации классовая борьба имеет свою специфику. В условиях рабовладельческого общества она носит стихийный и эпизодический характер, выражаясь в восстаниях рабов, например восстании Спартака. При феодализме масштаб борьбы возрастает, но по-прежнему носит стихийный (неорганизованный) характер, приводя к развитию общественной формации тоже стихийно и эволюционно. Только при капитализме классовая борьба приобретает организованный и целенаправленный характер, благодаря появлению политических партий.

Типы борьбы:

Экономическая.Это борьба за повседневные потребности угнетенных: повышение зарплаты, улучшение условий труда и т.п. Эта борьба понятна и доступна народной массе. В ходе такой борьбы растут самосознание угнетенных, их классовая солидарность, возникают первые рабочие организации (профсоюзы, кассы взаимопомощи и т.п.).

Идеологическая.Она выражается в критике существующей антагонистической общественно-экономической формации (государственного устройства, формы религии, моральных норм, эстетических представлений и т.п.), не устраивающей угнетенных, в создании образованными представителями угнетенных представлений (образа) новой общественной формации, пропаганде этого образа среди народной массы.

Политическаяборьба за захват государственной власти, установление диктатуры пролетариата, в результате пролетарско-социалистической революции. В отличие от О. Конта и Г. Спенсера, которые считали социальные революции болезненным и неестественным состоянием общества, Маркс считал социальные революции «локомотивами истории». Он рассматривал их как необходимый этап при переходе общества от одной формации к другой. Самой глубинной причиной социальных революций он считал конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Этот конфликт выражается в богатстве, господстве, образованности класса эксплуататоров и бедности, угнетенности (отсутствии прав), бескультурье угнетенных.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты