Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Динамика социальной системы




Парсонс полагает, что общество как система раскрывается только в своем функционировании (в социальных действиях). Подсистемы социального действия интегрированы на основе взаимообмена энергии и контроля. Причем, информация и контроль усиливаются с повышением уровня социального действия, тогда как энергетика, наоборот, уменьшается. Отсюда понятно, что нижележащие подсистемы испытывают на себе информационно-контролирующие влияния, а вышележащие нуждаются в первых, как в источнике энергии.

L - культура
I – социальная система
G - личность
А – поведенческий организм
Информация и контроль
Энергия (приток мотивации)

 

 


Далее Парсонс отмечает, что общество состоит не из социальных действий как таковых, а из их нормативных ориентаций. Эти нормативные ориентации задаются базовыми потребностями системы социального действия (функциональными требованиями):

Адаптация – потребность системы гибко реагировать на изменения окружающих условий.

Целедостижение – потребность в достижении общезначимых целей.

Интеграция – потребность институциализировать социальные нормы для их социального наследования.

Латентность – потребность сохранять внутреннюю прочность системы, сдерживать напряжение между действующими субъектами.

Реализация этих базовых потребностей распределена между соответствующими типами социальной практики:

- экономикой (адаптация как обеспечение ресурсов для удовлетворения общественных потребностей, их рациональное распределение);

- политикой (целедостижение как выдвижение общезначимых целей);

- фидуциарной системой (интеграция как результат направленной социализации);

- семьей и референтным кругом (латентность как символизация норм и ценностей).

Указанные типы социальной практики реализуются набором соответствующих им ролей – организованными секторами ориентации социальных акторов. И если задана ролевая структура социального действия – становится возможным анализ процессов распределения символических средств обмена между ними. Так универсальными символическими средствами обмена в экономике выступают деньги, в политике – власть, в фидуциарной системе – влияние, в семье и референтной группе – ценностные обязательства (обобщенная способность внедрять ценности в жизнь). Эти символические средства имеют как свою натуральную сторону (например, номинал денежного средства), так и собственно символическое выражение (деньги – удовольствие, власть – обязанности, влияние – привязанность и идентичность, ценностные обязательства – эмоции).

Символические средства обмена становятся своеобразными «маркерами» нормативной ориентации роли и характера социального взаимодействия в группе, организации, общественно-политическом движении.

В тоже время, символические средства обмена являются условиями вхождения (факторами контроля «на входе») в вышестоящую подсистему действия.

Главный вопрос для Парсонса – насколько возможны изменения в системе социального действия при условии сохранения ее целостности (интегрированности).

По его мнению, источником для критических изменений является дефицит соответствующих символических средств (кризис контроля и информации) и/или «энергетический» кризис (недостаток мотивации). При наличии этих условий, социальная система начинает дезинтегрироваться. Причем, дезинтеграция идет «сверху вниз» при кризисе контроля и информации, и «снизу вверх» в случае мотивационного кризиса.

Но возможен и эволюционный путь изменений в обществе. Парсонс выделяет следующие механизмы социальной эволюции:

1. возникающая дифференциация подсистем социального действия (появление в них новых типов акторов);

2. возникновение новых способов интеграции (новые типы мотивации, информации и контроля);

3. повышение адаптивности системы в целом (увеличение эффективности ее функционирования за счет появления новых символических средств и механизмов включения новых единиц);

4. ценностная генерализация (появление новых нормативных стандартов и их институциализация).

Таким образом, система социального действия Т. Парсонса представляет собой аналитический инструмент, который может быть использован для исследования социально-психологических феноменов поведения в пространстве нормативных возможностей:

· На уровне личности – психологические условия выбора субъектом ситуаций, соответствующих его потребностям;

· На уровне объектов социальной системы – психологические условия выбора и проигрывания социальных ролей, соответствующих ролевым ожиданиям группы или организации;

· На уровне культуры – психологические условия ценностных ориентаций субъектов, соответствующие доминирующим нормативным образцам.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты