КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Энтони Гидденс о структурацииГлавным направлением в творчестве Гидденса на протяжении многих лет была и остается разработка теорий социального действия, социальной организации, социальной структуры и социальных институтов. Работы: «Капитализм и современная социальная теория» (1971), «Политика и социология в учении Макса Вебера» (1972), «Э. Дюркгсйм» (1978), «Новые правила социологического метода» (1976), «Конституированис общества: очерк теории структурации» (1984) и др. Особое место в творчестве ученого занимает написание учебников по социологии, которые по справедливости считаются одними из лучших в мире. Главным концептуальным достижением Гидденса стала теория структурации. Ее основные положения изложены в работе 1984 г. «Конституировапие общества: очерк теории структурации» и развиты в последующих трудах конца 1980-х— 1990-х гг. В этой теории ученый ставит задачу преодолеть ограниченность предшествующей ортодоксальной социологии. Последняя объясняла человеческое действие внешними социальными причинами (например, по Дюркгейму, та или иная структура общества является внешней по отношению к индивиду и принуждает его к определенному поведению). Природу человеческого действия необходимо понимать на основании знания подлинных внутренних побуждений самого действия, т.к. действие не определяется только вешними причинами (как считал Дюркгейм и представители ортодоксальной социологии). Действие – непрерывный процесс мышления и поведения. По мнению социолога, структура и действие не могут существовать отдельно друг от друга. Но в социологической науке их изучение оказалось рахобщенным. Анализ взаимосвязи структуры и действия стал центральной задачей теории структурации. Теория призвана преодолеть разногласия, существующие между, с одной стороны, функционализмом и структурализмом (склонны к объективизму) с другой — различными формами интерпретативной социологии (подчеркивают доминанту субъективного). Предметом социальных наук, по Гиддснсу, является анализ социальных практик, упорядоченных в пространстве и во времени. Поскольку социальная деятельность оказывается повторяющейся и постоянно воспроизводится социальными агентами (действующими субъектами), постольку сами практики становятся преемственными, что предполагает их рефлексивность. На этом положении базируется теория структурации. Одним из центральных понятий этой теории является понятие агента (социального агента), которое ученый раскрывает через описание его стратификационной модели. Она включает в себя три уровня: мотивацию действия, его рационализацию и рефлексивный мониторинг действия. Уровень мотивации - те желания (осознанные и неосознанные), которые побуждают агента к действию. Рационализация действия — это способность индивида рутинно и без особой суеты поддерживать понимание оснований своей деятельности. Рефлексивный мониторинг - непрерывное отслеживание индивидом своих действий, действий других людей, а также существующих и складывающихся условий действия. Термин «структурация» направлен на выявление потенциала понятия «структура» как категории динамической. Структура характеризуется Гидденсом как порядок воспроизводства социальных практик во времени и пространстве. Действия социальных агентов производят структуры — не как какие-то закостеневшие институциональные образования, а как живые, постоянно изменяющиеся социальные практики. Структура в этом случае выступает как образец социальных отношений, существующий в данном времени и в данном пространстве. Гидденс считает, что структура в социальном анализе «относится к структурирующим качествам, позволяющим "связывать" время и пространство в социальных системах, качествам, которые обусловливают существование более или менее одинаковых социальных практик во времени и пространстве и которые придают им "систематическую" форму». «Наиболее глубокие структурные качества, присутствующие в воспроизводстве социетальных тотальностей, я называю структурными принципами. Практики, имеющие наибольшую пространственно-временную протяженность в рамках таких тотальностей, можно назвать институтами». В теории структурации ключевым является положение о дуальности структуры как взаимосвязи структуры и действия. Действие структурно (структурировано), структура «действенна». Вместо дуализма «общество — индивид» появляется дуальность «структура — агентность». Структура реализует себя через социальные действия агентов, сами же действия имеют социально-структурированный характер. Структурные качества социальных систем являются как средством, так и результатом практик, которые они регулярно организуют. Рассматривая предпосылки теории етруктурации и ее «дуалистический» характер, английский социолог утверждает: одна из главных среди них заключается в том, что «правила и ресурсы, вовлеченные в производство и воспроизводство социального действия, в то же самое время являются средствами системного воспроизводства (дуальность структуры)». Отсюда — проблема правил и ресурсов как двух видов структур в социальной жизни. Правила - процедуры, которым люди должны следовать в жизни, благодаря чему они участвуют в повседневных социальных практиках. Ресурсы возникают также в ходе деятельности людей, это средства, с помощью которых исполняется власть, рутинная составляющая осуществления поведения в социальном воспроизводстве. Английский социолог различает две категории ресурсов — аллокативиые и авторитарные. Первые — это средства, обеспечивающие господство индивидов над материальными объектами, сюда можно отнести средства производства, сырье, произведенные товары. Авторитарные ресурсы означают средства, обеспечивающие индивидам управление деятельностью других. К ним можно отнести нематериальные ресурсы: организацию отношений между людьми, жизненные шансы людей, способность одних доминировать над другими и т.д. И аллокативиые, и авторитарные ресурсы становятся реальными структурами только тогда, когда воспроизводятся в процессе взаимодействия между людьми. Сами по себе эти ресурсы структурами не являются. Любое социальное явление, процесс, конкретную ситуацию Гидденс анализирует сквозь призму взаимосвязи социального и личностного. В теории структурации идет речь о пространственно-временном аспекте их взаимодействия. Время и пространство социолог считает фундаментальными условиями социальных действий агентов и социальных практик. Пространство как социальная среда взаимодействия всегда включает в себя время, последнее же «осуществляется» в пространстве. Гидденс постоянно использует термин «пространство-время». Пространство оказывается важнейшим фактором координации социальных действий агентов во времени, время же детерминирует определенную пространственную организацию. Теория структурации имеет интегративный характер: в ней соединяются объективистские и субъективистские подходы, макро- и микроуровни, пространственные и временные параметры социальных действий, социальных практик и социальных институтов. Социология, по мнению Гидденса, призвана объяснить производство и воспроизводство общества как результат социальных действий. Данная концепция заключается в стремлении доказать активное начало как структуры, так и действия. Структура может влиять на человеческое поведение благодаря знанию правил о том, как нужно себя вести, и умению использовать ресурсы. Но основание социального порядка находится в повторяющемся характере социальной деятельности, ее связи с регулярными социальными практиками на базе взаимозависимости структуры и действия.
|