КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура социального действияПервая задача, которую пытается решить Т. Парсонс – выделение системы координат социального действия, в качестве которых он определяет: 1. Действующего субъекта (актора); 2. Цели актора; 3. Ситуацию действия, в которой следует различать средства (предметные аспекты окружения, которыми актор может управлять с точки зрения достижения цели) и условия (на которые актор влиять не может и от которых действие зависимо); 4. Субъективная нормативная ориентация действия, которая определяет выбор средств действия (интериоризированные нормы и стандарты). Объективные обстоятельства, составляющие внешнюю предметность ситуации, представлена по Т. Парсонсу как социальными объектами (индивидами, группами), так и несоциальными (вещными и культурными - таковыми являются, в том числе, нормы и ценности, но лишь в той степени, в какой они воспринимаются актором как внешние, то есть неинтериоризированные). Позднее, Т. Парсонс дополняет систему координат социального действия еще одним элементом – ориентацией актора на ситуацию. По его мнению, эта ориентация может быть достаточно сложной и неоднородной, в ней, как минимум, можно выделить мотивационную и ценностную составляющие. Таким образом, действие ориентируется как по отношению к объективным обстоятельствам ситуации, так и по отношению к интересам действующего субъекта. Мотивационная ориентация действия выступает в качестве своеобразного энергетического ресурса, основу которого составляют потребности актора, а ценностная – предписывает направление развития действия в соответствии с определенными нормами и правилами по отношению к ситуации. Ценностная ориентация направлена на внешние, независящие от отдельного индивида символы – нормы и ценности. В результате ориентации социального действия представляется Т. Парсонсом в следующем виде:
Описание мотивационных компонентов социального действия ни коим образом не объясняет того, каким же образом складывается реальная мотивация актора. Для решения этого вопроса Т. Парсонс вводит понятие «типовые переменные действия» - это бинарные оппозиции, представляющие возможные альтернативы выбора в ориентации действия. Причем, среди них есть как переменные, отражающие ориентацию самого актора, так и переменные, относящиеся к ситуации:
Сочетание переменных также обычно не случайно, а подчиняется определенным закономерностям: Например, «аффективности» из одного ряда соответствует «исполнение» из другого, так как последнее в реальном социальном действии часто является следствием первого. Такое действие может быть охарактеризовано как «экспрессивное». Переменные «аффективная нейтральность» - «качество» в сочетании отражают факт непрямого удовлетворения потребности. Нейтральность здесь является свидетельством субъективной готовности к действию, которое пока не реализуется непосредственно, а качество свидетельствует о той же, но уже познавательной установке субъекта по отношению к объективным свойствам ситуации и самому себе. В результате такого комбинирования переменных, Т. Парсонс получает новые переменные, заданные в координатах от прямого удовлетворения потребностей и целей актора (комдинация «аффективность» - «исполнение») до непрямого их удовлетворения (комбинация «нейтральности» и «качества»), которые получили название «инструментально-консуматорная ось действия». Так как консуматорные и инструментальные интересы не могут быть достижимы в максимальной степени одновременно, Т. Парсонс полагает их аналитически независимыми. Если представить сочетания, получающиеся при пересечении осей ориентации действия, то получаются следующие комбинации в виде универсальных функциональных категорий (характеристик действия):
По Парсонсу, эти функциональные категории «обслуживаются» специализированными в отношении них, подсистемами действия: повденическим организмом (А), личностью (G), социальной системой (I) и культурой (L).
|