КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория власти М. ВебераПервый тип господства – легальный –в его основе лежит целерациональное действие. К такому типу относятся Вебером современные буржуазные государства: Англия, Франция, Соединённые Штаты и др. в таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к ним предъявляется требования действовать «невзирая на лица», то есть по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало – принцип, лежащий в основе «легального господства». Бюрократия - является самым чистым типом легального господства. В любом государстве повседневная, непрерывная работа ведётся силами специалистов-чиновников, то есть машиной управления, деятельность которой не может быть приостановлена без того, чтобы не вызвать серьёзного нарушения в функционирования социального механизма. Традиционное господство основано не только на вере в законность, но даже в священность существующих издревле порядков и властей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальный тип господство. Патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи. Харизматическое господство. Харизма есть некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столько приобретённая им, сколько дарованная ему – природой, Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий – Будда, Иисус, Магомет, основатели государств – Солон и Ликург, великие завоеватели – Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе общества и способную внести изменения лишённую динамизма структур этого общества. Однако при всём различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчинёнными. В этом отношении оба эти типа противостоят формально-рациональному типу господства как безличному.
|