КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействие между персональными и внешними источниками подкрепления 1 страницаПосле того, как формируются системы самоподкрепления, каждое конкретное действие типично порождает две совокупности последствий: самооценочные реакции и внешние результаты. Персональные и внешние источники подкрепления могут воздействовать на поведение и как взаимодополняющие, и как противодействующие факторы. Люди, как правило, переживают конфликт, когда они получают социальное или материальное вознаграждение за то поведение, которое они сами оценивают низко. Ожидаемое самоосуждение за поведение, нарушающее собственные стандарты, становится источником мотивации для поддержания поведения на уровне собственных стандартов, даже перед лицом противодействующих побуждений. Нет более страшного наказания, чем презрение к себе. Когда самообесценивающиеся последствия превосходят в силе внешние вознаграждения за приспособительное поведение, то внешние влияния оказываются соответственно малоэффективными. С одной стороны, если определенный образ действий приносит большее вознаграждение, чем самоосуждение, то результатом может оказаться безрадостная угодливость. Однако люди обладают когнитивными навыками для восстановления нарушенного равновесия между стандартами и поведением. Позднее мы рассмотрим те процессы, при помощи которых уменьшается потеря самоуважения за обесценивающееся поведение. Другой конфликт между внешними и самопродуцируемыми последствиями возникает тогда, когда индивидуумы переживают наказание за поведение, которое они сами оценивают высоко. Принципиальные диссиденты и нонконформисты часто оказываются в таком положении. Здесь соотношение сил самоодобрения и внешнего осуждения определяет, будет ли поведение подавляться или выражаться открыто. Если угрожающие последствия оказываются слишком серьезными, то действия, заслуживающие самоодобрения, будут подавляться страхом наказания, но в то же время будут с готовностью осуществляться тогда, когда шансы избежать наказания достаточно велики. Однако есть и такие индивидуумы, у которых чувство собственного достоинства получает настолько мощную поддержку от следования своим убеждениям, что они готовы скорее подвергнуться длительным лишениям, но не совершать тех поступков, которые они сами считают несправедливыми или аморальными. Ярким историческим примером является Томас Мор, который был обезглавлен за отказ поступиться своими убеждениями. Можно вспомнить множество исторических и современных примеров, когда люди переносили суровые наказания за то, что неуклонно следовали своим идеологическим и моральным принципам. Другая распространенная ситуация заключается в том, что внешнее подкрепление за конкретную деятельность является минимальным или отсутствует и индивидуумы поддерживают свои усилия в основном за счет самоодобрения. Пример такого отношения являют новаторы, которые, несмотря на многочисленные неудачи, продолжают пытаться выполнить то, что в течение длительного времени не приносит ни славы, ни наград, а может, и вообще никогда не дать результатов. Для того, чтобы выдержать это, люди должны быть убеждены в том, что их деятельность имеет огромное значение, и не обращать особого внимания на мнение окружающих. Внешние последствия оказывают сильнейшее влияние на поведение, когда они совместимы с самопродуцируемыми последствиями. Такие условия возникают тогда, когда вознаграждаемые извне действия дают чувство самоудовлетворения, а наказуемые извне действия являются также и лично предосудительными. Для того, чтобы усилить совместимость персональных и социальных влияний, люди выбирают такое окружение, которое разделяет аналогичные стандарты поведения, тем самым обеспечивая социальную поддержку своей собственной системы самоподкрепления.
50. Модель редукции влечений в психоанализе
По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются влечениями. В влечениях проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение — их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Влечения как таковые являются «конечной причиной любой активности». Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психические процессы, т. е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил. Теория мотивации поведения в ее окончательном виде была сформулирована Фрейдом только в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы», хотя основные положения уже можно найти в вышедшем в 1895 г. «Проекте психологии». Согласно этой психологии, «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться». «Нервная система—это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально – то и поддержание в организме полного отсутствия такового». О фрейдовской теории мотивации дает представление модель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Согласно первому из них, равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося раздражения. Согласно второму, всякое, снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение – чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия–неудовольствия. Понятие «влечение», по Фрейду, отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (а именно энергию) и психическое (аффект) представления. Кроме того, в каждом влечении различаются четыре аспекта. Фрейд пишет: «Если мы от биологического начала перейдем к рассмотрению душевной жизни, то «влечение» явится нам как понятие, пограничное между душевным и соматическим, как психическая представленность раздражений, имеющих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налагается на душевное вследствие его связи с телесным."
51. Принципы распределения и использования психической энергии в психоанализе
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны ид, эго и суперэго. Так как общее количество энергии ограничено, три системы соревнуются за обладание энергией. Одна система обретает контроль над энергией за счет двух других. С усилением одной системы две другие неизбежно ослабляются, если только общая система не обретает новой энергии. Изначально ид обладает всей энергией и использует ее для рефлекторных действий и исполнения желаний посредством первичного процесса. Эти оба вида активности находятся в полном услужении у принципа удовольствия, на основе которого действует ид. Приведение в действие энергии - в действие, которое удовлетворит инстинкт,- называется объект-выбор или объект-катексис^. Энергия ид очень текуча, то есть легко переводится от одного действия или образа к другому действию или образу. Возможность перемещения этой инстинктивной энергии существует благодаря неспособности ид проводить четкое различение между объектами. Различные объекты расцениваются как тождественные. Например, голодный младенец будет тащить в рот почти все, что сможет удержать. Поскольку эго не обладает собственным источником энергии, ему приходится заимствовать энергию у ид. Отвлечение энергии от ид в процессы, составляющие эго, осуществляется при помощи механизма, известного как идентификация. Это одно из наиболее важных понятий фрейдовой психологии и одно из наиболее трудных для понимания. Вспомним из предшествующего обсуждения, что ид не делает различий между субъективными образами и объективной реальностью. Катексис образа объекта - то же самое, что катексис самого объекта. Однако, если образ не может полностью удовлетворить потребность, человек вынужден провести различие между внутренним и внешним миром. Ему необходимо научиться отличать воспоминание или образ отсутствующего объекта от сенсорного впечатления или восприятия присутствующего объекта. Затем, чтобы потребность была удовлетворена, человек должен научиться сопоставлять то, что содержится в уме, с его эквивалентом во внешнем мире посредством вторичного процесса. Сопоставление ментальной репрезентации и физической реальности - или чего-то, что есть в уме, с чем-то во внешнем мире,- именно это понимается под идентификацией. Термин <катексис> также принадлежит не Фрейду, а возник в англоязычных переводах и получил распространение уже после этого. Оригинальное понятие Фрейда на русский язык перевести (как и на английский) трудно. Близкие варианты - <вкладывание>, <инвестирование>. Так как ид не делает различений между содержаниями ума, будь то перцепции, образы памяти, идеи или галлюцинации, катексис возможен как в отношении образа реалистического восприятия, так и в отношении исполняющих желание образов памяти. Таким образом, энергия отвлекается от исключительно субъективных психических процессов ид и переводится в объективные, логические, идеационные процессы эго. В обоих случаях энергия используется только для психологических целей, однако в случае ид не делается различий между ментальным символом и физическим эталоном, тогда как в случае эго это различие делается. Эго пытается сделать символ максимально репрезентативным относительно эталона. Иначе говоря, благодаря идентификации первичный процесс замещается вторичным. Так как вторичный процесс гораздо эффективнее снимает напряжение, формируется все больше и больше катексисов эго. Постепенно эго, как более эффективное, обретает монополию на психическую энергию. Монополия, однако, относительна, так как в случае неудачи эго в удовлетворении инстинктов, ид забирает власть обратно. Завладев достаточным количеством энергии, эго может использовать ее иначе, чем на удовлетворение инстинктов посредством вторичного процесса. Часть энергии используется на то, чтобы перевести на более высокий уровень различные психические процессы - восприятие, память, суждение, различение, абстрагирование, обобщение и рассуждение. Часть энергии должна использоваться эго для того, чтобы сдержать импульсивную иррациональную активность ид. Сдерживающие силы известны как антикатексис в противовес силам катексиса. Если угрозы со стороны ид слишком велики, эго вырабатывает против него защиты. Эти защитные механизмы мы обсудим в одном из последующих разделов; они могут использоваться также для того, чтобы справиться с давлением, оказываемым на эго со стороны суперэго. Разумеется, эти защиты требуют энергии. Энергия эго может перемещаться и для того, чтобы образовался новый объект-катексис, так что вся система производных интересов, отношений и предпочтений формируется в эго. Эти эго-катексисы могут непосредственно не удовлетворять базовые потребности организма, но ассоциативно связаны с теми объектами, которые удовлетворяют. Например, энергия, побуждаемая голодом, может развернуться таким образом, что будет включать катексисы типа интереса к коллекционированию марок, посещению необычных ресторанов и продаже фарфора. Это распространение катексиса по каналам, лишь отдаленно связанным с оригинальным объектом инстинкта благодаря большей эффективности эго в осуществлении главной работы по удовлетворению инстинктов. Оставшаяся энергия используется на другие цели. Наконец, эго, как исполнительный орган личности, использует энергию для влияния на интеграцию трех систем. Цель этой интегрирующей функции эго - создание внутренней гармонии личности таким образом, чтобы мягко и эффективно могли осуществляться взаимодействия эго со средой.
Механизм идентификации отвечает также за энергетизацию систем суперэго. Этот процесс, тоже сложный, происходит следующим образом. Среди первых объектов, катектируемых ребенком - родители. Эти катексисы появляются рано и твердо закрепляются в связи с тем, что ребенок в плане удовлетворения своих потребностей абсолютно зависим от родителей или лиц, их замещающих. Кроме того, родители играют роль дисциплинирующих агентов: они учат детей морали и традиционным ценностям и идеалам общества, в котором растет ребенок. Они делают это, награждая ребенка за правильные поступки и наказывая за неправильные. Награда - это нечто, снимающее напряжение или обещающее это. Эффективной наградой могут быть конфета, улыбка, доброе слово. Наказание - это нечто, увеличивающее напряжение. Это могут быть шлепки, неодобрительные взгляды, отказ в удовольствии. Таким образом ребенок начинает идентифицировать, иначе - различать свое поведение, с одной стороны, и санкции и запреты родителей - с другой. Ребенок интроецирует моральные императивы родителей силой изначального катексиса, который у него есть в отношении родителей как агентов, удовлетворяющих потребность. Он катектирует их идеалы - и это становится его эго-идеалом; он катектирует их запреты - и это становится совестью. Так суперэго получает доступ к энергетическому резервуару ид - посредством детской идентификации с родителями. Работа суперэго часто, хотя и не всегда, направлена противоположно импульсам ид. Это так, поскольку моральный кодекс представляет попытку общества проконтролировать и сдержать выражение примитивных побуждений, особенно сексуальных и агрессивных. Быть хорошим - значит быть послушным и не делать <грязных> вещей. Быть плохим - значит быть непокорным, бунтовать, быть похотливым. Добродетельный человек сдерживает свои импульсы, грешник позволяет себе предаваться удовольствиям. Тем не менее, иногда ид <подкупает> суперэго. Например, это происходит, когда некто, в приступе морализаторского жара, предпринимает агрессивные действия против тех, кого считает подлыми или греховными. Агрессия в таких случаях скрывается под маской справедливого негодования. Когда посредством механизма идентификации поставляемая инстинктами энергия канализируется в эго и суперэго, оказывается возможной сложная игра сил побуждения и сдерживания. Напомним, ид располагает только побудительными катектическими силами, тогда как энергия эго и суперэго используется как для следования инстинктивным целям, так и для фрустрации. Чтобы мудро управлять личностью, эго должно держать под контролем и ид, и суперэго, и при этом у него должно оставаться достаточно энергии для установления необходимых взаимоотношений с внешним миром. Если ид удерживает контроль над значительной частью энергии, поведение человека по характеру становится импульсивным и примитивным. С другой стороны, если слишком много энергии контролируется суперэго, поведение будет регулироваться не реалистическими соображениями, а моральными. Антикатексис совести может связывать эго моральными узами и мешать действиям любого типа, в то время как катексис эго-идеала может выдвигать перед эго столь высокие стандарты, что человек оказывается в постоянной фрустрации и в конце концов у него может развиться депрессивное чувство собственной несостоятельности. Кроме того, частные и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую, от катексиса к антикатексису является делом обычным, в особенности на протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии более или менее не стабилизируется. Эти перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии. К шансам психологии стать когда бы то ни было точной наукой Фрейд относился пессимистически, так как, по его мысли, даже незначительное изменение в распределении энергии может перевесить чашу весов в пользу одной из форм поведения (1920Ь). Кто может сказать точно, прыгнет ли вниз человек, стоящий на краю окна? Нанесет ли артиллерийское орудие уничтожающий удар или подаст сигнал о возвращении домой после победы? В конечном итоге динамика личности состоит во взаимодействии сил побуждения, катексиса, и сил сдерживания, антикатексиса. Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух силовых систем. Продолжительное напряжение связано с противодействием сил сдерживания силам побуждения. Будет ли это антикатексис эго, противостоящий катексису ид, или антикатексис суперэго, противостоящий катексису эго, результат в смысле напряжения будет тот же. Как любил говорить Фрейд, психоанализ - это такое понимание динамики, <которое сводит ментальную жизнь к взаимодействию сил, друг другу помогающих и друг друга сдерживающих.
52. Научение посредством наблюдения в социально-когнитивной теории А. Бандуры Теориянаучения через наблюдение утверждает, что люди могут обучаться, просто наблюдая за поведением других людей. Человек, за которым наблюдают, называетсямоделью. Факты показывают, что индивид может усвоить некоторые действия, наблюдая за тем, как выполняет соответствующие действия модель; этот процесс называют моделированием. Так, например, ребенок может освоить язык, наблюдая за родителями и другими говорящими людьми. Типы поведения, о которых идет речь, часто называют подражанием — имитацией или идентификацией. Однако подражание понимается очень узко, в основном как воспроизведение конкретной реакции, а другая крайность — идентификация — представляет собой присвоение и воспроизведение целых паттернов поведения. Моделирование — понятие более широкое, чем подражание, но менее диффузное, чем идентификация. Кроме того, сторонники социально-когнитивной теории предпочитают не пользоваться этими терминами, так как они ассоциируются с теориями подкрепления по типу «стимул—реакция» и с психоаналитической теорией, а эти теории, как считают социальные когнитивисты, неадекватно объясняют наблюдаемые данные. Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехать на красный свет в час пик. К счастью, вербальная передача информации и наблюдение соответствующих моделей (например, других людей) обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных форм поведения человека. Действительно, Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Нам не нужно самим умирать от рака, чтобы понять, какие эмоциональные изменения он вызывает, так как мы видели других, пораженных этой болезнью, читали сообщения об их смерти и были свидетелями драматической борьбы с раком. Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов — значит игнорировать уникальные способности человека. Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее. Фактор наблюдения — это ключ к проблеме. Наблюдая, дети учатся — неважно, доставляет это им удовольствие или нет — делать повседневную домашнюю работу или играть в определенные игры. Также через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется. Езда на велосипеде, катание на роликовой доске, печатание на машинке и лечение зубов, например, позволяют очень мало, если вообще позволяют, отойти от существующей практики. Однако в дополнение к передаче специфических форм путем моделирования можно выстроить новое поведение. Если малышка научилась делиться своим бобовым желе с куклой, ей будет нетрудно поделиться игрушками со сверстниками, оказать внимание маленькому брату, помочь маме по хозяйству и, когда-нибудь позже, приходя в церковь, жертвовать деньги менее счастливым людям, которых она никогда не видела. При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали. Действительно, научение через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности. С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и затраты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере. Таким образом, например, человек, который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет „меть мысленный образ хорошей подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то объединяет свою попытку с мысленным образом подачи мяча специалистом.
53. Анализ работы В. Хьюитта, Дж. Хамелла «Классическое (респондентное) обуславливание»
Классическое обуславливание было первым типом обучения, которое является обнаруженным и изучаемым в пределах традиции бихевиоризма (следовательно название классическое). Главный теоретик в развитии классического обуславливания является Иван Павлов, Российский ученый, натренированный в биологии и медицине (как был его современник, Зигмунд Фрейд). Павлов изучал пищеварительную систему собак и стал заинтригованным своим наблюдением, что собаки, лишенные пищи начинали выделять слюну, когда один из его ассистентов входил в комнату. Он начал исследовать эти явления и установил законы классического обуславливания. Скиннер переименовал этот тип обучения в «ответное обуславливание», с тех пор в этом типе обучения, каждый реагирует на воздействие окружающей среды. Главные концепции. Классическое обуславливание — это, когда Стимул (S), выявляет Реакцию (R), обусловливающую предшествующий стимул (единственный), который вызывает рефлексивную или ненамеренную реакцию. Классическое обуславливание начинается с рефлекса: врожденное, ненамеренное поведение, выявляемое или вызванное предшествующим событием окружающей среды. Например, если воздух попал в ваш глаз, Вы мигаете. Вы не имеете никакого добровольного или сознательного контроля над тем, происходит ли мигание или нет. Определенная модель для классического обуславливания это: 1. Не обусловленный Стимул (US) выявляет не обусловленную реакцию (UR): естественно стимул будет (без обучения) выявлять или вызывать рефлексивную реакцию. 2. Нейтральный Стимул (NS) — не выявляет реакции на интерес: этот стимул (иногда называемый ориентированным стимулом, поскольку он выявляет определённую реакцию) — нейтральный стимул, так как он не выявляет не обусловленной (или рефлексивной) реакцию. 3. Нейтральный или ориентированный Стимул (NS) неоднократно соединяется с не обусловленным или естественным Стимулом (US). 4. NS преобразован в обусловленный Стимул (CS); то есть когда CS представлен отдельно, он выявляет или вызывает CR, который является той же самой ненамеренной реакцией как UR; название изменяется, потому что она выявляется различными стимулами. Это записано следующим образом, CS выявляет > CR. В классическом обуславливании новые типы поведения не изучены. Вместо этого, развита ассоциация (через соединение) между NS и US так, чтобы животное или человек ответило на оба события или стимулы таким же образом; вновь сформулированный после того, как обуславливание, и US и CS выявят ту же самую ненамеренную реакцию (человек или животное учится, чтобы ответить рефлексивно на новый стимул). Последователи новой формулировки этих основных принципов, используют количество первоначальных экспериментов Павлова как пример. Перед обуславливанием. Чтобы иметь классическое или ответное обуславливание, должен существовать стимул, который автоматически или рефлексивно выявит определенную реакцию. Этот стимул называется необусловленным Стимулом или UCS, потому что не имеется никакого обучения, вовлеченного в соединение стимула и ответа. Должен также иметься стимул, который не будет выявлять этот определенный ответ, но выявит ответ присвоения адресов. Этот стимул называется Нейтральным Стимулом или Ориентированным Стимулом. В течение обуславливания. В течение обуславливания, нейтральный стимул будет сначала представлен и будет сопровождаться не обусловленным стимулом. Через какое-то время, начинающий разовьет ассоциацию между этими двумя стимулами (то есть, будет учиться создавать связь между этими двумя стимулами). После обуславливания. После обуславливанием, предварительно нейтральный или ориентированный стимул выявит реакцию, предварительно выявленную необусловленным стимулом. Теперь стимул называется обусловленным стимулом, потому что он выявляет сейчас различную реакцию в результате обуславливания или обучения. Реакция теперь называется обусловленной реакцией, потому что она выявляется стимулом в результате обучения. Эти две реакции, не обусловленная и обусловленная выглядят одинаково, но они выявляются различными стимулами и поэтому им даются различные ярлыки. В области изучения классной комнаты, классическое обуславливание прежде всего влияет на эмоциональное поведение. Вещи, которые делают нас счастливыми, грустными, сердитыми и т.д., станут связанными с нейтральными стимулами, на которые мы обрасчаем наше внимание. Например, если специфический академический предмет или запоминание специфического преподавателя вызывают эмоциональные чувства у Вас, то эти эмоции — вероятно результат классического обуславливания.
54. Анализ работы А.Р. Лурия «Индивидуально–изменчивое поведение»
Наследственно закрепленные или «инстинктивные» формы поведения являются ведущими на низших этапах филогенеза, а у беспозвоночных (особенно у насекомых) могут приобретать исключительно сложные формы. Те программы, которые определяют поведение этих животных, заложены и закреплено наследственно. Эти программы поведения не нуждаются в обучении, каждая особь рождается с этими программами, и именно поэтому эти программы, несмотря на их сложность, являются не только индивидуальными формами поведения (отличающими одну особь от другой), сколько устойчивыми видовыми формами поведения. Их часто называют инстинктивными формами поведения. Далее, опираясь на инстинктивные формы поведения, автор посвящает свой анализ сложным индивидуально – изменчивым формам поведения. Часто думают, что на низших этапах развития существуют только врожденные и неизменные формы видового поведения, а на высших этапах развития формируются пластичные индивидуально – изменчивые формы поведения. В целом это верно, но и к этому положению следует относиться осторожно. Известно, что индивидуальная изменчивость поведения характерна для всех этапов развития, и, что индивидуальные формы приспособления животных к среде можно наблюдать даже у простейших. Если туфельку поместить в узкую трубочку, она идет в том направлении, в котором ее толкает положительный тропизм. Но если знак меняется, она начинает идти в обратном направлении. Для этого нужно перевернуться в трубочке, на что утрачивается известное время. Я говорил вам, что если повторить такой опыт много раз, то это одноклеточное начинает переворачиваться во много десятков раз быстрее; если сначала ему требовалось 1, 5 – 2 минуты для того, чтобы перевернуться и пройти трубочку, то после ряда тренировок требуется лишь несколько секунд. Значит здесь развивается индивидуальная пластичная форма поведения. Другой опыт, имеет виду выработку пути, который проделывает одноклеточное под влиянием условий, осложняющих его путь к положительно действующему агенту. Если трубка, куда спускается одноклеточное, изогнута на конце, и конец обращен в сторону от света, к которому двигается одноклеточное, оно принуждено делать дугу, не сразу направляясь на путь, определенный положительным фототропизмом. Если, однако, после этого опыта одноклеточное опускается в трубочку без такого колена, – оно проделывает ту же петлю, которой оно научилось, но постепенно петля исчезает, и животное возвращается к первоначальному прямому движению, направленному в сторону действующего на него агента. Таким образом, у одноклеточных есть возможность индивидуального приспособления, есть индивидуальная изменчивость поведения. Существенная особенность этого индивидуального заключается, однако, в том, что оно основано на изменении непосредственных физико – химических свойств протоплазмы: этот «навык» действует очень недолго, он очень быстро у животных исчезает, и оно возвращается к элементарным врожденным формам поведения. С формированием сложных видов рецептов и ганглионарной нервной системы многое меняется. Животные с ганглионарной нервной системой (в первую очередь, насекомые) функционально могут воспринимать целый комплекс раздражений, но практически реагирует только на отдельные сигнальные свойства, которые возбуждают в них врожденные программы поведения. На этом этапе развития врожденные формы приспособления продолжают быть ведущими.
|