![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория З. Фрейда. Метод психоанализа: выявление бессознательного.
Фрейд отмечал, что существуют силы, которые заставляют действовать человека без того, чтобы они (эти силы) были человеком осознаны. Он утверждал, что существуют симптомы, в которых болезнь проявляется, но в действительности они не имеют никакой реальной органической основы (пример с женщиной, у которой не прерывался инструментальный период). Метод ПА состоит в том, что путём длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит по выражению З. Фрейда, «катарсис». В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. З. Фрейд определил две потребности, которые определяют психическую деятельность человека; либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область «бессознательного». Но всё же они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. В конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Однако все эти компоненты подчинены в основном биологическим аспектам. Ведь реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием (бессознательным) и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой. В этом состоит основной порок фрейдовского учения. Второе положение, методологически неприемлемое, - это биологизаторская тенденция при объяснении мотивов человеческой деятельности, его культурных и общественных ценностей. Само общество, по Фрейду, возникло лишь в силу необходимости ограничения и подавления разрушительных по своей природе инстинктов человека, поскольку человек не может справиться с ними в одиночестве. Но это правило, в свою очередь, к неразрешимому противоречию между обществом и человеком, ибо последний стремится к полной свободе в удовлетворении своих желаний, а общество её ограничивает. Таким образом, неприемлемым в учении Фрейда в методологическом отношении является для нас не факт признания бессознательного, а его трактовка как явления, противоречащего сознанию, а также признанию того, что основной механизм развития личности является биологическая потребность, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, что все сознательной жизни человека представляют собой лишь символы вытесненных биологических потребностей.
Теория К. Юнга. Неофрейдисты пытались социологизировать биологизаторское учение З. Фрейда. К. Юнг борьбу с Фрейдом осуществлял с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. КБ состоит из разных уровней: национального, расового и общечеловеческого. КБ проявляется у отдельных людей в виде архетипов (доминант, первородных образов). Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. ЛБ не отделено от С. Оно состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными. Структурные единицы ЛБ представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний. Юнг называет эту констелляцию «комплексом». Архетип « self» (я) представляет стремление человека к целостности и единству и находит воё выражение в различных символах. Благодаря ему достигается равновесие между сознанием и бессознательным. К. Юнг известен как создатель типологии личности. В основу её классификации он положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно он делит людей на экстравертов и интровертов. Дополнительные типы: индуктивный, мыслительный, эмоциональный. Типы человека определяются не обстоятельствами жизни человека. Они врождённые.
|